«Полюби искусство в себе, а не себя в искусстве»

К 100-летию великого режиссёра Надежды Аронецкой

Полвека назад Надежда Аронецкая создала в Тирасполе русский драматический театр, воплотив на сцене незыблемые творения мировых классиков и современных авторов. Её заветам при создании постановок следуют и поныне.
Что мы знаем о первом режиссёре Тираспольского театра драмы и комедии Надежде Степановне Аронецкой, имя которой носит нынешний Приднестровский государственный театр?
Первый режиссёр театра драмы и комедии в Тирасполе Надежда Аронецкая, 1977 г.
Талантливый режиссёр, человек, требовательный к себе и окружающим, вопреки всем и всему осуществила мечту всей жизни. Руководствуясь собственным мнением и великолепным литературным вкусом, создала поистине храм Мельпомены, который сейчас знают как Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой.

Работала на совесть, потому как не умела иначе, вспоминают о режиссёре актеры театра. Понимала, что каждый спектакль – обращение к душе. Произведениями лучших мировых авторов пыталась достучаться до человеческого сердца.

Спектакли Аронецкой с участием ведущих актёров театра Игоря Тарана, Аллы Доряну, Людмилы Байрактаровой, задействованных во многих постановках, удостаивались дипломов Министерства культуры СССР и МССР, Союза театральных деятелей Молдавии, становились лауреатами всесоюзных театральных фестивалей. О тираспольском театре знали во многих союзных республиках.
Надежда Аронецкая и начало её творческого пути
Родилась будущая советская актриса, режиссёр и педагог 6 сентября 1919 года в Баку.
Справка: Аронецкая никогда не отмечала эту дату как праздничную. Торжество переносила на 30 число – православный праздник день Веры, Надежды и Любови. Также в этот день обычно открывался новый театральный сезон, поэтому он становился для неё тройным праздником.
Надежда Аронецкая, 35 лет
Будущий режиссер никогда не задумывалась о творческой профессии, но судьба распорядилась иначе, заготовив для Аронецкой свой собственный сценарий.

По рассказам коллег, Надежда Степановна не сразу решила стать режиссёром. Сначала хотела посвятить себя точным наукам, поэтому своё первое высшее образование связала с ними. Но творческое начало всё же взяло верх.

Вдохновлённая произведениями гениев русской классики Чехова, Островского, Пушкина, Твардовского и не только, в театре города Балахна Горьковской области ставила спектакли, которые пользовались огромной популярностью. Её талант не остался незамеченным, и спустя некоторое время Аронецкую приглашают в театр комедии в Ростове-на-Дону.
Надежда Аронецкая, 1978 г.
Тираспольский период
О том, как Аронецкая попала в Советскую Молдавию и основала театр в Тирасполе, вспоминает её ученица, ныне директор Приднестровского государственного театра Ирина Панасенко.

Ирина Панасенко
директор Приднестровского государственного театра драмы и комедии
им. Н.С. Аронецкой
«В 1954 году Аронецкая отправляется с ростовским театром на гастроли в Молдавскую СССР. Каждая из её постановок имеет колоссальный успех и вызывает уважение публики.

В этот период Управление театров Министерства культуры МССР испытывает острую нужду в актёрских, режиссёрских и педагогических кадрах. Надежду Степановну приглашают на должность режиссёра в один из театров Кишинёва.

Но министр культуры СССР, которым в то время была Екатерина Фурцева, не даёт согласие на перевод талантливой девушки в союзную республику. Спустя два года, преодолев все ведомственные барьеры, Аронецкая всё же попадает в Кишинёв, где начинает работать с русскими актерами: сначала в Национальном театре имени А. С. Пушкина, затем в «Лучафэрул», позже в русском драматическом им. А. П. Чехова».
Ирина Панасенко в роли свахи в спектакле "Женитьба" и в образе императрицы Екатерины II
В 1965 году в Кишинёвском институте искусств им. Г. Музическу Надежда Степановна создаёт отделение русского актёрского курса, где является ведущим педагогом. После того, как обучение завершает её первый выпуск, Аронецкой предлагают место главного режиссёра в Тирасполе.
Мечты сбываются
Аронецкая всю жизнь мечтала о своём театре. Она устала кочевать от одного театра к другому, хотела осесть и работать с тем репертуаром, который подсказывает сердце. Поэтому, когда ей предложили поехать в Тирасполь, где находился компактный, симметричный комплекс в стиле неоклассицизма, в своём положительном ответе она не колебалась ни секунды.

Надежде Степановне и набранной труппе в составе только окончивших вуз артистов посчастливилось начать свой творческий путь в отреставрированном театре. Главными его плюсами были: профессиональная сцена, прекрасная акустика и изысканно-строгое убранство. Именно в Тирасполе Аронецкая наконец-таки могла в полной мере реализовать свои самые смелые планы.

(на фото первый выпуск студентов Надежды Аронецкой Кишинёвского института искусств им. Г. Музическу, 1969 г.)

Игорь Таран
Народный артист
ПМР и РМ, актёр Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Надежды Аронецкой
«Она мастерски умела зажечь словом и вложить нужную эмоцию. Не терпела фальши как в жизни, так и на сцене. Один из главных её жизненных постулатов – это искренность и неравнодушие.

Аронецкая была, как говорят в народе, шеей, а актёры –головой. Куда шея захочет, туда голова и повернётся. Нам нравилось быть пластилином, внимать каждому её слову, жесту, потому как знали, что она гениальный режиссёр».
Надежда Аронецкая об актёрской профессии
Успешный старт
Открытие театра состоялось 26 марта 1970 года. Премьерным спектаклем стал «Город на заре» по пьесе Алексея Арбузова. Сюжет повествует о масштабной стройке молодыми людьми Комсомольска-на-Амуре. Надежда Степановна весьма точно провела аналогию с молодыми артистами, которые только начинали свой творческий путь.
Заслуженная артистка МССР Людмила Байрактарова с особой теплотой вспоминает, что её и ещё несколько начинающих артистов включили в премьерную постановку в качестве массовки.

Людмила Байрактарова
Заслуженная артистка МССР, актриса Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Надежды Аронецкой
«Нам была отведена роль «хора». Работали в тандеме с главными героями, вокально подчёркивали их реплики. Премьера прошла с успехом».
Надежда Аронецкая о первом знакомстве с театром
Всесоюзный успех
Надежда Степановна разбиралась в каждом процессе создания спектаклей, который становился для неё магическим.

Лариса Чернова
Начальник декорационного цеха
«Она отвечала не только за игру актёров, но и всё театральное действо в целом. Досконально продумывала образы героев, из-за чего по нескольку часов вместе с костюмером подбиралось нужное кружево или недостающая деталь. Надежда Степановна частенько захаживала в пошивочный цех, давая рекомендации по костюмам, тем самым обучала специалистов тонкостям работы в театре».
Костюмерная театра
Поэтому каждая из работ находила отклик не только в зрительских сердцах, но и в положительных рецензиях критиков из журналов «Театр», «Молодой коммунист», «Советская культура».

Слава о тираспольском театре и непревзойдённом таланте его режиссёра гремела и за пределами МССР. Спектаклей нашей труппы ждали зрители, толпившиеся у кассы в ожидании заветного билета. Театр часто приглашали на гастроли в республики СССР. Практически на каждом спектакле был аншлаг, зрители аплодировали стоя.
Больше всего ждали спектакль «Самодуры» Карла Гольдони, который по умолчанию стал визитной карточкой театра. Красота итальянского карнавала, многоцветность костюмов, экспрессивная манера – филигранную драматургию умело дополняла современная итальянская музыка, то, чего так хотелось публике тех лет.
(фото 1974 г.)
Некоторые из ранних постановок отмечали на международных фестивалях. Например, спектакль «Вдовий дом» по мотивам одной из пьес писательницы Зофьи Налковска получил награду Всесоюзного фестиваля польской драматургии.
(фото 1977 г.)
На Родине высоко оценили патриотическую постановку «Василий Тёркин», которая была удостоена престижной премии Алексея Попова и получила сразу семь медалей.
(фото 1975 г.)
«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве»
- К. С. Станиславский
Этому знаменитому наставлению основателя уникальной театральной системы Константина Станиславского Аронецкая неуклонно следовала на протяжении всей жизни, реализуя его в своих последователях.

Неустанные репетиции, сопровождаемые искромётным юмором режиссёра, могли проводиться до трёх часов ночи. Она грамотно и легко организовывала рабочий процесс, благодаря чему артисты не чувствовали время, в полной мере отдаваясь искусству. Аронецкая работала над каждой строкой, каждым движением артиста, доводя его до совершенства.
Спектакли из действующего репертуара Приднестровского государственного театра драмы и комедии
им. Н.С. Аронецкой
Она не терпела фальши ни в жизни, ни на сцене. Умела вовремя отличить истинное стремление служить театру от низменного желания блистать.
Подбор актёров
Надежда Степановна всегда понимала, кого и что хочет видеть в спектаклях. Знала, какие должны быть представлены характеры, их мимика и жесты во время игры – всё было выверено до мелочей. Также тщательно и формировалась труппа.
(фото 1978г.)
Когда к ней пришла юная девушка Алла Доряну, недавно окончившая школу, и попросилась в театр, режиссёр ответила отказом.

Алла Доряну
Народная артистка ПМР, актриса Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Надежды Аронецкой
«Как сейчас, помню её слова: «Ты способная девочка, можешь ехать поступать куда угодно. Не могу тебя взять, потому что уже есть актриса твоего типажа и комплекции. Зачем мне две одинаковые?! Тем более она у меня уже давно занимается».
Алла Доряну (внизу слева)
Вернувшись в Кишинёв, девушка неделю рыдала в подушку. Поступать в высшее учебное заведение не было никакого желания, поэтому пошла работать на завод. Но Аллу всё же не покидала мысль о театре и работе с Аронецкой. Длительное время она забрасывала режиссёра письмами, в которых клялась в любви к искусству, давала обещания посвятить себя только ему. Такая настойчивость понравилась Аронецкой, которая пригласила Доряну на откровенный разговор.

Алла Доряну
Народная артистка ПМР, актриса Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Надежды Аронецкой
«Она пристально посмотрела и сказала: «Что тебе от меня нужно?» Я отвечаю: «Хочу у вас учиться». Тогда она подошла ближе и, глядя в глаза, сказала: «Посмотри на меня, я дня белого не вижу. Мне некогда сходить в парикмахерскую, некогда сделать маникюр, я сижу здесь и не вижу ничего, кроме театра. Ты так хочешь?» Я с испугу произнесла: «Да, я так хочу». И когда после всех озвученных аргументов она услышала, что человек определился с выбором, ответила: «Хорошо, беру тебя вольнослушателем».
Через несколько месяцев Алла Доряну поступает в Кишинёвский институт искусств им. Г. Музическу. После его окончания молодую актрису берут в театр в Тирасполе, в котором она служит уже порядка 50-ти лет.
Постановка "Дом на петербургской стороне"
Жизнь вне театра – тайна за семью печатями
В 1978 году Надежде Аронецкой присваивают звание Заслуженного деятеля искусств МССР. В следующем году она уходит на пенсию, но продолжает работать в качестве приглашённого режиссёра в Кишинёвском театре им. А. П. Чехова, в Национальном театре им. А. С. Пушкина и в театре г. Бельцы. При этом продолжает ставить спектакли и в Тирасполе.

В этот период Аронецкая тяжело заболела. О характере недуга никому не говорила. Она вообще не любила делиться лишней информацией о себе. О жизни вне театра практически никто ничего не знал. Надежда Степановна стойко переносила все удары судьбы и вопреки всему хотела быть счастливой, и этим счастьем в полной мере одаривал её мир театра.

Будучи в пожилом возрасте, хотела как можно лучше передать накопленный опыт. Для этого создала при ПГУ им. Т. Г. Шевченко кафедру актёрского мастерства, которая работает и сейчас, выпуская каждый год новых артистов. Многие из них служат в нашем театре.
Ольга Прохорова и её история о второй маме
Ольге Прохоровой также посчастливилось соприкоснуться с творчеством Аронецкой. Весёлую, озорную хохотушку, только что закончившую школу, в театр буквально за руку привёл знакомый Евгений Зубов.

Ольга Прохорова
Заслуженная артистка ПМР, актриса Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Надежды Аронецкой
«Пришла в театр и жду Надежду Степановну. Увидев меня, она, облокотившись о калитку, сказала: «А девочка-то крашеная!» Я не растерялась и ответила как героиня фильма «Любовь и голуби»: «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет!»

Затем Аронецкая отвела меня в свой кабинет. Там я кое-что спела, прочла собственные стихи, на что она ответила одной фразой: «Ммм да, конь не валялся, но ничего, белый лист – можно писать!».

За эти 30 минут она настолько обаяла и влюбила в себя, что я вышла от неё словно шальная. Пришла домой и говорю: «Мама, я буду артисткой!» После этого в театр уже пришла моя мама, которую Надежда Степановна точно так же влюбила в себя. А затем сказала: «Мне в своё время не дали стать артисткой, а отправили учиться на бухгалтера. Может, у тебя всё получится».

Спектакль "Цилиндр"
Бывали периоды, когда самочувствие Аронецкой заметно ухудшалось, но всё равно приходила в театр. Тогда артисты поднимали на сцену банкетку, обставляли её подушками, и Надежда Степановна полулёжа наблюдала за ходом репетиций.
Спектакль "Цилиндр"

Ольга Прохорова
Заслуженная артистка ПМР, актриса Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Надежды Аронецкой
«Никогда её не боялась, хотя со многими она была достаточно строга. Всегда считала её своей второй мамой, которая дала путёвку в профессиональную жизнь»
Эпилог
Последние свои наставления Надежда Аронецкая давала уже в госпитале ветеранов, где проходила лечение и одновременно принимала зачёты у студентов. За день до её ухода молодые люди показывали ей этюды, посмотреть на которые сбежалось все отделение. В этот день она по-особенному была горда своими ребятами, говоря о том, что подрастает отличная смена и театральное искусство в надежных руках.
Из-за продолжительной болезни Надежды Степановны не стало в апреле 1993 года…

Память о ней живёт в талантливых учениках, в учениках учеников, благодарных зрителях. За свою творческую жизнь в Тирасполе она воспитала целую плеяду профессиональных артистов, поставила порядка 40 спектаклей.

28 июля 2001 года Тираспольскому театру драмы и комедии было присвоено имя Надежды Степановны Аронецкой – основательницы театрального искусства в Приднестровье. Предстоящий 50-й юбилейный сезон в театре откроют спектаклем «Надежда», посвящённым режиссёру.
Поделиться:
Автор: Светлана Гулинская
Фотографы: Антон Волошин, Артём Кулекин
Дизайнер: Артём Кулекин
«Полюби искусство в себе, а не себя в искусстве»
К 100-летию великого режиссёра Надежды Аронецкой

©1992-2019, ИА «Новости Приднестровья», официальное информационное агентство ПМР.
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website