1 Формирование личности и первые шаги в музыке
Детство и юность Петко-Вулпе провёл в Измаиле Бессарабской губернии. Отец, Иван Вулпе, был художником и даже написал портрет Льва Толстого.
Так уж вышло, что я появился на свет в год смерти великого писателя – в 1910-м, – заметил Борис Иванович. – Отец иногда рассказывал о нем. Толстой был, как сейчас говорят, модным автором. Возникло даже целое направление – толстовство. С ним хотели увидеться многие, но жена, Софья Андреевна, неохотно допускала к мужу посетителей. А вот моему отцу повезло. Портрет Льва Николаевича его работы выставляли в Измаиле. Как талисман, я взял его с собой в Бухарест. К сожалению, полотно пропало, когда началась война.
Школьные годы Бориса прошли в измаильском лицее. С первого до последнего класса там изучали музыку. Мальчик сначала освоил духовые инструменты, потом струнные, пел в хоре. И уже в 1930-м, во время великой депрессии, недавний выпускник создал ансамбль «Шомерул весел» («Весёлый безработный»). Дебютировали на самом престижном в Измаиле «Пурим-балу», который ежегодно давала еврейская община. Ради рекламы играли бесплатно. В том оркестре был и Исидор Бурдин, который впоследствии создаст в Кишиневе первый тараф.
2 «Байкал» в Бухаресте
В 1935 году Борис поступает на математический факультет Бухарестского университета. В этот период организовал русский балалаечный квартет «Байкал»(позднее квинтет/секстет), который выступал в ресторанах и быстро стал популярным.
С нами играл бывший полковник царской армии Туроверов. Он так долго упражнялся, что поистине стал виртуозом игры на балалайке, – вспоминал Петко-Вулпе.
О нём узнал известный румынский композитор и дирижер Теодор Рогальский и пригласил на прослушивание в радиокомитет, где заведовал музыкальной частью.
«Байкал» целые дни напролёт репетировал: готовил программу для получасового концерта по радио. Популярностью тогдашнее радио превосходило нынешнее телевидение. Сфальшивить было немыслимо: передачи транслировались в прямом эфире.
И вот наступил ответственный день. Премьера «Байкала» под управлением Петко-Вулпе прошла успешно. Телефонистки радиокомитета не успевали отвечать на звонки восторженных слушателей, которые просили повторить передачу. Теодор Рогальский предложил музыкантам подумать о новом выступлении. Так «Байкал» получил постоянную прописку в радиокомитете.
По совету Теодора Рогальского он решил полностью посвятить себя музыке и поступил в Бухарестскую консерваторию.
В 1940 году вернулся в Измаил, где работал в Доме офицеров Дунайской военной флотилии. Затем переехал в Кишинёв, где стал организатором оркестра при филармонии, который вскоре начал занимать первые места во всевозможных конкурсах.
В годы войны оказался в эвакуации, прошёл через лагеря в Средней Азии. Он убирал хлопок, копал канал в Каракумах, трудился на кирпичном заводе, но не оставил музыку.
В одном из лагерей организовал оркестр. Это оказалось нетрудно. Петко-Вулпе попал в интеллигентное общество. Достаточно сказать, что солист лагерного оркестра закончил Римскую консерваторию Санта-Чечилия, а блестящий скрипач Исидор Михайлович Каганов был профессором Казанской консерватории.
3 Педагог и новатор
Когда в 1951 году Борис Петко-Вулпе приехал в Бендеры, устроиться на работу сразу не получилось. Позже он познакомился с музыкантами — преподавателями музыкальной школы №1, которые три раза в неделю играли в фойе Дома культуры. Его пригласили присоединиться. Сначала барабанщиком, потом на скрипке, гитаре и домбре. Бориса Ивановича называли «человеком-оркестром»: он не просто знал, как звучит каждый инструмент — он чувствовал их душу, говорили те, кто его знали.
С 1952 года Борис Иванович посвятил себя преподавательской работе в Бендерской музыкальной школе № 1. Он был подлинным наставником, человеком, который помогал ученикам не только освоить музыкальные навыки, но и сформировать отношение к искусству как к духовной ценности. Его педагогический подход отличался чуткостью, требовательностью и уважением к личности каждого ребенка.
Одним из ярких направлений его деятельности стало создание и развитие оркестров и ансамблей при школе. Он создал и возглавил первый симфонический оркестр в школе. Благодаря его инициативе появились знаменитые коллективы— оркестр народных инструментов «Стругураш», который выступал в Кремле и на ВДНХ, оркестр «Мэргэритаре» при ДК «Шелковик».
В середине 50-х Борис Иванович осуществил смелый проект – постановка оперы «Красная шапочка». Позже последовала ещё одна постановка — опера «Андриеш» на стихи своего однокашника по измаильскому лицею, а потом известного молдавского поэта Емилиана Букова.
Он умел вдохновлять учеников на творческие свершения, объединять их в сплочённые коллективы, где каждый чувствовал свою значимость. Сегодня его ученики живут в России, Вашингтоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Бонне, Берлине, Тель-Авиве…
Борис Петко-Вулпе писал произведения, близкие и понятные юным исполнителям. В его сочинениях отражались народные мотивы и тонкое чувство мелодии. Он не только создавал музыку, но и собирал, обрабатывал и сохранял музыкальное наследие.
Высокой оценкой многолетней работы и преданности делу стало присуждение ему «Ордена Почёта» в 2000 году. Эта награда символизирует не только признание заслуг перед обществом, но и глубокое уважение к человеку, который отдал свою жизнь музыке и воспитанию будущих поколений.
Ушедший из жизни в 2006 году, Борис Петко-Вулпе продолжает жить в музыке, в делах, в сердцах тех, кто знал его лично или соприкоснулся с его творчеством.
По материалам газеты «Новое время».