7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года у села Бородино в 125 километрах от Москвы в одном из самых кровопролитных сражений XIX века сошлись две армии – русская и французская. Друг другу противостояли в общей сложности больше 270 тысяч солдат при более чем 1 200 орудиях.
Принимая решение на битву, русский главнокомандующий генерал от инфантерии светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов исходил из требований императора Александра I, настроения армии, жаждавшей дать неприятелю бой, и понимания того, что Москву отдавать французам без сражения никак нельзя.
Для того, чтобы сразиться, требовалось найти поле, которое бы смогло вместить на боевой позиции большую часть русской армии, позволяло ей маневрировать в ходе битвы, обеспечивало природными препятствиями оборону и перекрывало собой Новую и Старую Смоленские дороги, ведущие к Москве. Такое поле было найдено полковником генерал-квартирмейстерской службы К.И. Толем перед г. Можайском. В центре поля находилось с. Бородино, от которого сражение получило свое название.
Память об этом грандиозном сражении увековечена и в Тирасполе – одна из площадей города называется Бородинской. И не случайно.
… Сражение началось в половине шестого утра. Более ста французских пушек открыли огонь по левому флангу русских войск. Главный удар Наполеона был направлен на флеши у села Семеновского (полевые укрепления, каждое из которых представляло собой вал высотой два с половиной метра и перед ним – двухметровой глубины ров). В восьмом часу утра две дивизии из корпуса маршала Даву заняли южную из них.
В помощь обороняющим флеши войскам командующий 2-й русской армией князь Багратион направил 27 пехотную дивизию генерала Неверовского, а также Ахтырский гусарский и Новороссийский драгунский полки. Ударом во фланг русские войска опрокинули французов и нанесли им серьезные потери. Маршал Даву был контужен, оба дивизионных командира и практически все командиры бригад ранены.
Ожесточенный и кровопролитный бой за Семеновские (позже они получат название Багратионовых) флеши продолжался больше шести часов. Укрепления не раз переходили из рук в руки.
К полудню, по воспоминаниям очевидца, от 27-й пехотной дивизии осталось 700 человек, причем Тарнопольским полком командовал фельдфебель. В Астраханском кирасирском полку 1-й кирасирской дивизии из 653 генералов, офицеров и нижних чинов в строю осталось 95 человек.
И лишь после того как возглавивший очередную русскую контратаку князь Багратион был смертельно ранен французским ядром, русские части отступили.
После победы над Наполеоном Тарнопольский полк был переименован в Житомирский, отличился в Крымской войне при обороне Севастополя, а в 1864 году получил номер 56. Астраханский кирасирский полк был переформирован в драгунский и получил номер 8. Обе части к началу XX века дислоцировались в Тирасполе.
В память об их доблестных предках в начале XX века в Тирасполе появилась Бородинская площадь. На этой площади были установлены памятники погибшим при Бородино солдатам и офицерам полков.
«В день сражения 26 августа 1812 года в полку состояло: генералов, штаб-офицеров, обер-офицеров, унтер-офицеров, музыкантов и рядовых - 653 человека; убыло в сражении из строя - 468 человек», - было выбито на памятнике Астраханскому полку.
К сожалению, оба монумента не пережили бурных событий XX века. В 1997 году в память о героях Бородино на Бородинской площади был открыт бюст главнокомандующего русской армией, светлейшего князя, генерал-фельдмаршала и первого полного кавалера ордена Святого Георгия Михаила Илларионовича Кутузова.
По материалам ИА «Новости Приднестровья» и сайта Министерства обороны РФ.