Серия военных конфликтов между Турицей и Россией в XVIII веке привела к усилению Петербурга в Северном Причерноморье. Присоединение Крыма в 1783 году и Ясский мир 1792 года, по которому Приднестровье вошло в состав России, провозглашенной защитницей Валахии и Молдавии, оказались главным итогом русско-османского противостояния. К началу XIX века Турция уже не представляла сильной угрозы для России как это было в предыдущем столетии. Но и Петербург со своей стороны отошел от принципов греческого проекта Екатерины II и инициировал мирный подход во взаимоотношениях со Стамбулом. Этому способствовала политическая ситуация в Европе, ставшая ареной противостояния наполеоновской Франции и европейских монархий. Россия активно включилась в антифранцузские коалиции, пытаясь не допустить усиления Франции. В этих условиях Петербургу нужны были мирные отношения с давними соперниками – Швецией и Турцией. Об этом говорит записка В. Кочубея, входившего в ближний круг императора Александра I.
«Турки и шведы были нашими природными неприятелями, но по своей слабости не могли нам быть опасны, и потому надлежало, оставляя их в нынешнем положении, наблюдать только, чтобы, в случае раздела Турции, Молдавия и Валахия не достались Австрии, а составили отдельное государство», – говорилось в записке Кочубея.
Тем не менее Турция оставалась естественным союзником Франции, даже не смотря на период военного столкновения конца XVIII века, когда Наполеон вторгся в Египет. Уже в 1804 году начинается сближение Парижа и Стамбула, что привело к усилению беспокойства России. Отношения двух империй начинают портится, что приводит к обострению: Турция нарушает договор о свободном проходе российских кораблей через Босфор и Дарданелы, а также производит смену господарей Молдовы и Валахии, что она могла делать только с согласия России. В ответ на это российское правительство ввело в ноябре – декабре 1806 года на территорию Дунайских княжеств армию. 30 декабря (18 декабря) 1806 года последовало объявление войны России Османской империей.
Россия нанесла Турции ряд поражений и в 1807 году было заключено перемирие. Для Петербурга на тот момент было важно подтвердить протекторат над Дунайскими княжествами. Тем более что Россия оказалась в непростом положении после поражений в войнах с Наполеоном. Тильзитский мир 1807 года, оформивший новые отношения Франции и России, стал первой попыткой разрешить и русско-турецкую войну: Петербург должен был вывести свои войска из Молдовы и Валахии, но турки не могли в них вступить до подтверждения мира. При этом по секретному протоколу Тильзитского соглашения «Франция обязывается действовать заодно с Россией против Оттоманской Порты и обе договаривающиеся стороны условятся, чтобы изъять из-под турецкого ига и притеснения все провинции европейской Турции за исключением Румелии и Константинополя».
Но в условиях перемирия турки, нарушая договор, на территориях, оставленных русскими войсками, стали вводить свое управление, сопровождаемое грабежами и убийствами. В 1808 году после встречи Александра I и Наполеона в Эрфурте, где императоры договорились о сферах влияния, Россия потребовала от Турции уступить Дунайские княжества и провозгласить независимость Сербии. Так как Турция отказалась, война в 1809 г. возобновилась.
Тем временем на Кавказе русские войска в 1809 году овладели городами Поти и Анапа, затем городом Сухум-Кале (1810, ныне Сухум) и крепостью Ахалкалаки (1811). На Балканах русская армия заняла несколько десятков крепостей, в том числе Исакчу, Тулчу, Мачин, Измаил, Браилов, Силистрию, Рущук, Ловеч. Стамбул снова запросил мира.
Новый этап переговорного процесса начался весной 1811 г., когда командующим Молдавской армией был назначен Михаил Кутузов. Но к этому моменту изменилась и международная обстановка – отношения Франции и России стремительно ухудшались, обе империи готовились к войне. В этих условиях Петербург стремился выйти из конфликта с Турцией, а Париж, наоборот, пытался еще больше усложнить внешнеполитическое положение России, чтобы она не смогла собрать свои силы в будущем противостоянии.
Теперь политика России в отношении войны с Турцией требовала проведения новой, более гибкой, чем прежде, линии. В начале июня 1811 г. впервые промелькнуло упоминание о возможности проведения границы по реке Сирет в Молдавском княжестве. То есть Россия идет на уступки и отказывается от включения в свой состав Валахии. Михаил Кутузов довольно четко изложил главе правителтства Румянцеву пожелание изменить позицию в вопросе о княжествах, считая, что Россия должна оставить за собой лишь Молдавию.
Так в новых инструкциях на случай мирных переговоров, одобренных Александром I и подписанных Румянцевым, отмечалось:
«Приобретения наши ограничить одною Молдавиею и Бессарабиею. Ежели турецкие министры будут крайне затрудняться уступкою всего княжества, то довольствоваться определением границы по реке Сирету, продолжа оную по Дунаю до впадения его в Черное море».
Однако за уступку Турции Валахии требовалась денежная сумма, а также предусматривались внутренние преобразования в этом княжестве, чтобы облегчить его положение.
Но чтобы Турция приняла эти предложения требовался веский аргумент. Принудить турок к мирным переговорам удалось в начале октября 1811 г. в результате одержанных М.И. Кутузовым летом и осенью этого года блестящих побед под Рущуком и Слободзеей. Первоначально Турция пыталась уступить России только крепость Хотин на Днестре с округою или возмещение определенных издержек России на войну, но Михаил Кутузов категорически отказался пойти на подобные условия, сославшись на предписание Александра I, положить границею Российской империи Дунай. Через несколько дней турецкие представители дополнили список территорий, на которые могла бы претендовать Россия, в него вошли не только Хотин, но и Бендеры, Аккерман, Каушаны, т. е. Бессарабия до Прута. Это было существенной уступкой со стороны турок.
Кутузов почувствовал момент и предложил существенную уступку со стороны России: провести границу между империями по княжествам – Валахия за Турцией, Молдова за Россией. В итоге 10 октября 1811 года турки согласились на уступку России Молдавии до Сирета.
Это условие стало основой переговоров в городке Журже (Джурджу), начавшихся 19 октября 1811 г. Однако вскоре они зашли в тупик – Стамбул пытался выиграть время, надеясь на скорый военный конфликт Франции и России.
Пытаясь оказать давление на султана, Михаил Кутузов 25 ноября 1811 г. пленил 12 тыс. турок, окруженных на левом берегу Дуная, разоружил их и оставил на зимовку в Валахии. Сам же он перебрался в Бухарест, где продолжились пока еще безуспешные переговоры. Имеются подтверждения, что в это же самое время Наполеон, подстрекающий турок к несогласию с русскими предложениями, обещал Австрии, еще одной влиятельной державе в регионе, Молдавию, Валахию и устье Дуная, пытаясь тем самым перед походом на Россию привязать к себе Австрию. Вместе с тем, Наполеон стремился вовлечь в свой поход на Россию и Турцию.
22 марта 1812 года Александр I направил Кутузову очередной рескрипт, в котором говорилось, что следует как можно скорее заключить мир и в случае крайней необходимости установить границу по реке Прут – такая серьезная уступка должна была стать хорошей наживкой для Стамбула. Сразу же после получения этого документа Кутузов назначил частную встречу с турецким уполномоченным в Бухаресте.
Переговоры возобновились и уже проходили в Бухаресте. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, турецкие представители почувствовали согласие русских пойти на серьезные уступки. Во-вторых Османская империя сама находилась в тяжелом положении – нужно было заканчивать войну, пожирающую материальные ресурсы. В-третьих, слухи о франко-австрийском сближении сильно нервировало Стамбул. В литературе отмечается и роль шведских дипломатов, которые сообщили турецкой стороне, что Наполеон после заключения мира с Россией намеревается захватить Константинополь и затем направить свои войска в Иран.
В итоге за месяц до начала вторжения Наполеона Турция и Россия подписали мирный договор в Бухаресте. Со стороны России главным уполномоченным Михаилом Кутузовым, со стороны Османской империи Ахмедом-пашой. Он состоял из 16 гласных и двух секретных статей.
Договор установил границу между Российской и Османской империями по реке Прут (вместо Днестра), до ее впадения в реку Дунай, и затем по Килийскому гирлу Дуная до Черного моря. К России отошла Бессарабия с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Килия и Измаил. В свою очередь Российская империя обязывалась возвратить Турции Молдавию и Валахию, а также все пункты на Кавказе, завоеванные в ходе войны, – Анапу, Поти, Ахалкалаки и др. Османская империя признавала вхождение в состав России Восточной и Западной Грузии. Российской империи передавался также участок Черноморского побережья с городом Сухум. Тем самым Россия впервые получила морские базы на Кавказском побережье Черного моря. Ей предоставлялось право свободного торгового судоходства по всему течению Дуная, а военного судоходства – до устья Прута. Подтверждались привилегии (автономия в составе Османской империи) Молдавии и Валахии, полученные ими по Ясскому миру 1791/1792, завершившему русско-турецкую войну 1787-1791 годов.
Российской империи не удалось добиться независимости Сербии, которой было обеспечено только внутреннее самоуправление, однако Россия в качестве гаранта получила право контроля за выполнением этого условия турецким правительством. Договор способствовал развитию освободительного движения балканских народов и обретению впоследствии Сербией полной независимости.
Интересно, что император Александр I ратифицировал Бухарестский мирный договор 23 июня (11 июня по старому стилю) 1812 года, за день до вторжения Наполеона I в Россию. Даже после подписания Бухарестского мира Турция могла его просто не ратифицировать, что было бы на руку Наполеону.
В целом договор укрепил военно-политическое положение России. Он обеспечил нейтралитет Турции во время Отечественной войны 1812 года, тем самым обезопасив южнорусские границы. Это позволило использовать 52-х тысячную русскую Молдавскую (Дунайскую) армию в войне против Наполеона I.
В период Венского конгресса 1814-1815 гг., где решались политические вопросы после поражения Наполеона, Турция пыталась склонить европейские державы к пересмотру Бухарестского мира и возвратить присоединенные по этому миру к России земли. Но европейские державы не поддержали эти требования Порты и тем самым признали правомерность присоединения к России прутоднестровского междуречья.
На землях между Днестром и Прутом, вошедших в состав Российской империи в соответствии с бухарестскими договоренностями, в 1813 г. была учреждена Бессарабская область в составе России, обладающая определенной автономией, жизнедеятельность которой определялась сначала «Правилами временного правления Бессарабии» 1813 г., а затем «Уставом образования Бессарабской области» 1818 г., которые можно квалифицировать как своеобразные конституционные уложения этого края. Крепость Бендеры, бывшая до этого момента центром турецкой райи – административной единицы, управляющей турецкой администрацией, официально вошла в состав России. В 1817 году даже предлагалось устроить в Бендерах центр Бессарабской области, но этого не произошло из-за интриг молдавского боярства. Но эта история требует отдельного повествования.