3 июня 1919 года в селе Прянзерки Пензенской области России родился Дмитрий Кириллович Родин – известный скульптор, создатель Государственного парка садово-паркового искусства в селе Чобручи Слободзейского района.
1 Молодые годы
В 1938 году Дмитрий Родин окончил Ростовское художественное училище. В 1939 году его призвали в армию. Великую Отечественную войну он прошёл бойцом саперного батальона.
В 1948 году был демобилизован и волею судьбы попал в Тирасполь. В качестве скульптора участвовал в возведении здания горсовета.
В 1953 году принимал участие в строительстве Дома культуры в селе Чобручи. Дмитрий Кириллович работал над оформлением фронтона и интерьера здания. В результате чего сельский Дом культуры признали лучшим в Молдавской ССР, отметив различными наградами и премиями.
2 Долгие годы ожидания
В 1958 году Дмитрий Родин предложил построить в Чобручах большой парк и разработал его проект. Силами местных жителей началась его закладка. Но при утверждении строительства в партийных инстанциях проект не одобрили.
Художник решил не отступать от своего замысла и наглядно продемонстрировал чиновникам, как может выглядеть будущий парк. Разместил его элементы на своём приусадебном участке. Чтобы со стороны жены не было лишних вопросов, он приобрёл для неё путёвку в санаторий, а сам принялся за закладку миниатюрного парка, который разбил на нескольких сотках. Вскоре появились деревья, декоративный пруд, беседка и фонтан.
Однако презентация демоверсии парка не увенчалась успехом. Родин снова не получил разрешения на строительство.
Скульптор как-то признался супруге, что во сне он видит свое творение готовым. Он говорил, что мечтает создать такой парк, в котором люди могли бы отдохнуть от бытовых дел, отвлечься от ежедневной суеты и насладиться природой, обретая гармонию с собой.
3 Долгожданное согласие
Замысел Дмитрия Родина начал воплощаться в жизнь примерно через 12 лет – в начале 70-х годов. Тогда на смену прежнему председателю колхоза, от которого зависело строительство парка, пришёл молодой и деятельный руководитель.
Но Дмитрий Кириллович всё никак не мог решиться подойти к новому начальству со своими эскизами. Когда же он узнал, что на месте будущего парка планируется построить многоэтажный дом, тут же отправился на откровенный разговор с чиновником. После долгой беседы Родин получил долгожданное согласие.
4 Воплощение мечты
Под парк было выделено 4 гектара, где на протяжении 10 лет свои идеи в камне, бетоне и зелёных насаждениях воплощал Дмитрий Родин.
Большая часть работ по созданию скульптур, гротов, беседок и мостов были выполнены Дмитрием Кирилловичем собственноручно. Он контролировал буквально каждый процесс.
Гроты и скульптуры были сделаны не из камня, как может показаться на первый взгляд, а вылиты из бетона. На приобретение камней администрацией не было выделено денежных средств, и художнику пришлось находить выход из положения. В этот момент пришла идея попробовать бетон. Отметим, что большинство валунов в парке тоже бетонные. Некоторые художник привёз из Гоянского карьера.
Вся концепция парка построена на сложной символике единения основных стихий природы – воды, земли (камня), света (огня), объединённых духом искусства. Особое значение имела вода прудов и фонтанов, в которых отражались скалы и скульптуры. Парк был словно зеркальный храм природы.
Так, например, скала Раздумий, выполненная в виде одного крыла, отражаясь в воде, образовывала фигуру летящего журавля.
Не меньшую роль играл свет. Солнечный грот, укрывающий в нём скульптуру девушки по имени Аурика, построен таким образом, что свет, попадая в него через отверстия, озаряет её тысячами лучей, словно окутывая золотом. Неслучайно Дмитрий Родин назвал её именно так. Ведь в переводе с молдавского языка Аурика означает «золотистая».
В Радужном гроте через отверстие в крыше в определенное время дня солнечные лучи, падая под рассчитанным углом, должны были создавать радугу в куполообразном фонтане над центральным отверстием в потолке.
Родин признался, что идея, как должен выглядеть будущий парк, пришла после того, как он увидел икону кисти Андрея Рублева «Троица». На ней мы видим главные символические композиции: Священную гору, Древо Жизни и храм. Эти символы, олицетворяющие гармонию мироздания, использовал при создании парка и Дмитрий Родин. В итоге Чобручский парк стал одним из великолепных произведений ландшафтного искусства.
5 Первое место на ВДНХ
Чобручский парк был удостоен первого места и золотой медали на Всесоюзном конкурсе садово-паркового искусства СССР в Москве. Наряду с ним победителями стали парк им. Горького в Москве, Кировский парк в Ленинграде, Домодедовский и Брестский парки.
Но этой победы Родина могло не быть. Сначала Дмитрию Кирилловичу забыли передать приглашение на выставку. За три дня до её проведения скульптору позвонили из Министерства культуры Молдавской ССР и сказали: «А почему вы не едете на конкурс?»
Через три дня скульптор уже был в Москве. Но в приёмной комиссии ему сказали, что приём заявок уже завершён. «Вы хотя бы посмотрите мои работы, не вести же мне их обратно», – ответил Родин.
Увидев фотографии с изображением Чобручского парка, о котором в искусствоведческих кругах Москвы были уже наслышаны, Родина допустили к участию в конкурсе. А на следующий день художник обнаружил материалы о своем парке в самом центре конкурсной экспозиции ВДНХ.
Тогда на конкурс было подано более 1600 проектов со всех концов Союза, и лишь 5 удостоились золотой медали и диплома 1-й степени.
6 Зашифрованный автопортрет
5 июля 1999 года Дмитрия Кирилловича Родина не стало. В 2000 году при приведении хозяйственных работ на территории парка специалисты случайно обнаружили «зашифрованный» автопортрет скульптора. Он расположен на вершине скульптуры холма в центре парка. А ещё под верхним слоем одного из валунов сохранился отпечаток руки художника.
В том же 2000 году Чобручскому парку было присвоено им. Д.К.Родина.
P.S. Последней работой талантливого скульптора в начале 90-х годов стала Покровская церковь, расположенная в селе Чобручи.