1. Из истории раннего христианства
Галерий, чье полное имя Гай Галерий Валерий Максимиан, с 305 года являвшийся полновластным правителем Восточной части Римской империи, 30 апреля 311 года подписал эдикт терпимости, впервые разрешивший населению открыто исповедовать христианство и способствовать распространению этого вероучения.
Из эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после публикации этого текста все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены.
Стоит отметить, что Галерий вовсе не всегда проявлял лояльность к христианству. С момента основания тетрархии (фактического раскола Римской империи) все императоры были тесно связаны с языческой религией. Согласно новой идеологии, каждый правитель посвящал себя определённому богу: Диоклетиан и Галерий — Юпитеру, а Максимиан Геркулий и Констанций Хлор — Гераклу.
Однако эта новая языческая концепция находилась в полном противоречии с быстро развивавшимся христианством. Поначалу власть не придавала этому значения, но по мере распространения новой религии и усиления ее влияния в обществе ситуация стала меняться.
После нескольких лет бездействия предшественник Галерия Диоклетиан наконец решил бороться с христианством и в течение двух лет (303−304) издал четыре указа. В соответствии с этими эдиктами, наместники провинций должны были разрушить церкви и конфисковать священные книги, а тех, кто отказывался приносить жертвы римским богам, пытать и казнить.
Однако эта политика не смогла искоренить христианство, зато привела к появлению многочисленных христианских мучеников, которые были впоследствии канонизированы. Самым известным из них является, пожалуй, знаменитый Георгий Победоносец, который после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен в Никомедии.
Галерий продолжил политику Диоклетиана, причем именно при нем репрессии против христиан достигли своего пика. Однако император не был фанатичным приверженцем язычества и руководствовался исключительно политическими соображениями. Благодаря этому Галерий смог понять тщетность противостояния учению Христа.
Целью указов, объявляющих о начале преследований в 303 и 304 годах, было, по сути, вернуть христиан силой убеждения к языческой вере. Но вопреки тому, что ожидали Диоклетиан и Галерий, насильственные антихристианские меры оказались совершенно непродуктивными.
Выяснилось, что даже те, кто публично отрекался от религии Христа, не возвращались к традиционным римским культам, продолжая в душе хранить верность прежней религии. Констатируя провал преследований, которые не смогли искоренить христианство, Галерий решает прекратить их окончательно.
Зимой 310 года, во время подготовки празднования виценналий Галерий серьёзно заболел. С того момента, когда стало ясно, что болезнь императора смертельна, история с его Никомедийским эдиктом об отмене гонений на христиан приобретает ореол легендарности.
Латинские католические тексты, посвященные периоду античности, попытались представить мучительную болезнь Галерия как божественное наказание. Согласно этим представлениям, находящийся на смертном одре Галерий «поменял» свои убеждения, вероятно, надеясь на «ответную благодарность» Бога христиан.
На самом деле стоит отдать должное усопшему императору — даже умирая в муках, он заботился о политической стабильности и процветании свей страны. Именно поэтому в подписанном им Никомедийском эдикте христианам предписывается молиться за процветание Римского государства. И нет указаний на то, что они должны просить своего Бога излечить императора.
5 мая 311 года цезарь скончался в возрасте 61 года в Дардании спустя несколько дней после подписания эдикта. Сам Галерий своим верованиям не изменил и до последнего сохранял верность Юпитеру, обращая мольбы о своем исцелении именно к нему.
2. Появление христианства на Приднестровских землях
С середины III в. в Приднестровье проживали племена черняховской культуры. В ней сочетались германские, позднескифские, славянские и сарматские черты.
Поселения племён черняховской культуры известны и в лесостепной, и в степной зонах, близ водоёмов. Жили черняховцы в наземных домах и полуземлянках, деревянные стены которых обмазывались глиной. Жилища с глинобитными полами отапливались каменными или глиняными очагами. Основой хозяйства было пашенное земледелие. Было развито и придомное скотоводство.
На носителей черняховской культуры активно воздействовало соседство с античным миром. Это можно проследить по распространению в их среде греческого и латинского языков, а также письменности.
В этот же период некоторые представители черняховской культуры принимают христианство. Однако повсеместного распространения в нашем регионе новая религия Римской империи тогда еще получила. В основном христианство принимали те, кто каким-либо образом контактировал с властями или был вовлечен в повседневную действительность Империи.
С мнением, что часть населения черняховской культуры приняла христианство, согласны некоторые археологи, в частности Э.А. Рикман, В.Н. Войнаровский, С.В. Пивоваров, В.С. Артюх.
Одна из известных историй, когда в последний год жизни императора Константина к нему прибыло посольство готов, среди которых был знатный образованный юноша по имени Ульфила (Вульфила) – «Волчонок». Отец его был готом знатного рода, а мать – гречанкой (христианкой). Ульфила тоже был христианином, учеником епископа Готии – Феофила. Вскоре в Константинополе, несмотря на молодость, Ульфила был рукоположен в епископы, а затем отправлен проповедовать к готам.
Миссионерская деятельность Ульфилы протекала среди вестготов-тервингов, населявших междуречье Днестра и Дуная, т.е. где-то в нашем регионе. По свидетельству Авксентия (379– 383), епископа из Дуростора (совр. Силистра), Ульфила вел проповедь на греческом, латинском и готском языках, кроме того, он перевел на готский Библию. Предположительно он был последователем достаточно распространенного на тот момент арианства, течения первохристиан, согласно которому, Сын Божий — это не Бог, а Божие творение – не единосущное и не подобное Богу.
Еще одним свидетельством проникновения христианства в варварскую среду Северо-Западного Причерноморья является сообщение Епифания, епископа острова Кипр, о том, что сюда в середине IV в. была изгнана одна из еретических сект во главе со старцем Авдием. Изгнанники, «идя вперед в самую внутренность Готии огласили христианским учением много готов».
К V в. христианство приняла и часть антов. В то время антами были заняты земли Северо-Западного Причерноморья вплоть до Дуная. Регион их обитания – территорию между Прутом и Днепром – академик А.А. Шахматов назвал «прародиной русского народа».
В своей «Церковной истории» (ок. 444 г.) Гермий Созомен, адвокат из Константинополя писал:
«Когда таким образом церковь увеличивалась по всей Римской империи, христианская религия проникла даже и к варварам. Уже исповедовали христианскую веру племена, живущие по Рейну, кельты и крайние галаты, живущие по побережью океана, а также готы и племена, жившие раньше по соседству с ними по берегам реки Истра (Дунай, а соседями готов были анты – примечание автора), давно уже приняв веру во Христа, изменили свои обычаи на более кроткие и разумные…».
В отличие от готов, исповедовавших арианство, анты приняли общепризнанное христианство. Ученые считают, что анты, а затем племена тиверцев и уличей получили христианство от греков.
В V–VI вв. византийские историки пишут о крупных византийских военачальниках антского происхождения, которые, скорее всего, были христианами.
В 425 г. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали эдикт, обращенный к префекту Галлии Аматию. Согласно ему иудеям и язычникам запрещалось заниматься судебной деятельностью и состоять на государственных должностях.
В 469 г. фракийские войска империи возглавлял ант Анангаст, позже другой ант, Всегорд, тоже стал крупным византийским полководцем. Упоминаний становится больше после того, как в 533 г. император Юстиниан принял титул Антский, т.е. анты признали сюзеренитет империи. В 531 г. Юстиниан назначил командующим Фракии своего приближенного, «очень находчивого в военных делах» Хильбуда (Хилвудия, Хильбудия). Был он, как писал Прокопий Кесарийский, «настолько страшен варварам, что в течение трех лет, пока он был облечен званием военачальника, никто из варваров не осмеливался перейти Истр для войны с римлянами». В 550-х гг. упоминается полководец (таксиарх) Дабрагез (Доброгаст). Он крестился и женился на гражданке империи, его сын носил греческое имя Леонтий.
Однако приведенные примеры лишь указывают на отдельных представителей варварской среды, которые по тем или иным причинам были интегрированы в римскую среду, а значит уже и в христианскую.
Касательно же в целом населения приднестровских земель, следует отметить, что развитие черняховской культуры прервалось нашествием кочевых племен гуннов в 375 году, которое положило начало Великому переселению народов. Днестровские земли почти полностью опустели. Примерно пятьсот лет о христианстве здесь было забыто.
Лишь к XI веку относятся упоминания у нас о христианстве, когда князь Владимир крестил Русь и стал продвигать новую религию во всех своих землях, включая и территории, находившиеся в современном Приднестровье.
Однако несмотря на то, что христианство стало доминирующей религией на территории Руси, не всё население быстро приняло новую веру. Многие поклонялись древним богам еще многие годы…