После тяжелой, но увлекательной экспедиции, следствием которой стало открытие Антарктиды, два русских шлюпа весной 1820 года вошли в тропическую часть Тихого океана. Кораблями «Восток» и «Мирный» командовали известные русские мореплаватели Фаддей Беллинсга́узен и Михаил Ла́зарев, первооткрыватели шестого материка, избороздившие вдоль и поперек южнополярные моря. Сменив антарктические морозы на тропическую жару, путешественники достигли архипелага Туамоту, где в северной его части открыли группу коралловых островов, ранее неизвестных мировой географии. Нанеся их на карту, Беллинсгаузен подписал новые земли: острова Россиян. Каждый атолл был назван в честь героев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли и других легендарных участников эпического противостояния с Наполеоном. Среди них наиболее известным впоследствии стал атолл Витгенштейна (ныне Факарава) – это живописное место превратилось в один из туристических центров Французской Полинезии, сегодня это райский уголок, где выращивают деликатесные морепродукты и добывают жемчуг.
Жемчуг иного рода, спаянный в огромные гроздья, летом переливающийся в лучах солнца, а осенью, превращающийся в великолепное вино, Витгенштейн выращивал сам и не где-нибудь, а в окрестностях Каменки. Неслучайно этот город и его живописные окрестности современные авторы, краеведы и художники называют Жемчужиной Приднестровья. Трансформация приграничной подольской песчинки в региональную драгоценность связанно как раз с именем Петра Христиановича Витгенштейна, защитника Петербурга, любимца императора Александра I и большого ценителя житейской эстетики. Пётр Витгенштейн образцовый дворянский хозяйственник, раскрывшый природный и экономический потенциал приднестровского края.
Популярность Витгенштейна невзирая на время нисколько не угасла, а наоборот все больше набирает обороты. Его имя присутствует не только на географических картах, но и ассоциируется с чем-то уникальным и очень дорогим. В Государственном Русском музее в зале стеклянной посуды хранится необыкновенный ценнейший фужер с изображением генерала Витгенштейна. В его честь назван великолепный приднестровский коллекционный коньяк, хранящийся в эксклюзивном хрустальном графине с золотой инкрустацией, и в шкатулке, изготовленной из ценных пород древесины.
Витгенштейн не только стал родоначальником элитного виноделия в регионе, но, как говорят авторы книг о жизни генерала, разбудил упоительное романтическое очарование Каменки. «Кто расскажет о запахе снов в городках, затерянных в вечных холмах, о знаках судьбы, об облаке света, каждой ночью стоявшем над домом», – писал о террасах Витгенштейна современный автор Олег Панфил, называя окружавшие Каменку холмы местом силы.
Петр Христианович принадлежал к знатной немецкой фамилии, но родился в России, после того как его отец поступил на русскую службу и стал верноподданным Российской империи. Витгенштейн сделал блестящую военную карьеру, оказавшись в гуще событий эпохи Наполеоновских войн. Прославленным героем он стал в 1812 году, когда сумел противостоять наполеоновским войскам, наступающим на Петербург. В то время как основные силы русской армии отступали, а старики, по выражению Лермонтова «ворчали: не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки», корпус Витгенштейна, прикрывающий северное направление, нанес поражение сначала генералу Удино, а затем и маршалу Сен-Сиру. Если до побед Витгенштейна Петербург пребывал в унынии и думал о почетной сдаче, то после викторий Петра Христиановича сам император Александр I воспрял духом.
«Едва ли кто сделал бы лучше», – сказал в тот момент будущий главнокомандующий Кутузов, стоявший во главе петербургского ополчения.
Витгенштейна провозгласили «защитником Петрова града», а его авторитет стал так велик, что именно ему вручили преследующую Наполеона русскую армию, после смерти Кутузова в самом начале заграничного похода 1813 года. В дальнейшем генерал вкусил как сладость побед, так и горечь военных неудач, пока в 60-летнем возрасте «не вложил саблю в ножны», отправившись к Днестру в свое именье на Подолье – Каменку
Это небольшое поселение, состоявшее из 127 дворов, Витгенштейн купил еще в 1806 году у Трубецких за 135 тысяч рублей ассигнациями (бумажных денег, меняемых на серебро). Здесь, как пишет историк и краевед Маргарита Балицкая, в 1819 году начинается строительство усадьбы, ставшей самой великолепной в Подолье. По свидетельству современников, это был настоящий дворец, воздвигнутый на модный в то время античный манер и окруженный великолепным парком. Располагался он на месте современного живописного городского парка Каменки.
Витгенштейн оценил природное богатство края и использовал благоприятные микроклиматические условия холмов и долин для создания интенсивного виноградарства. В 20-е годы XIX века он привёз из Франции и долины Рейна лозы элитных сортов винограда – Пино черный, Рислинг, Альварна, Чауш и другие. Возделывать эти сорта, а также наладить виноделие прибыли специалисты из Германии, поселившиеся в местечке Антонеттенталь, названном в честь супруги Витгенштейна графини Антонины. Сегодня это микрорайон Каменки – Антоновка.
«Стараниями Витгенштейна каменское имение превратилось в крупное многоотраслевое, типично предпринимательское хозяйство. В невиданных до того масштабах здесь было налажено сельскохозяйственное производство (тонкорунное овцеводство, заводское коневодство и особенно виноградарство). Действовавшие промышленные предприятия – винодельческий, винокуренный и пивоваренный заводы, мыловаренная и воскобойно-свечные мастерские, три крупные мельницы – приносили прибыль», – пишет в свой книге «Жемчужина Приднестровья» Маргарита Балицкая.
Виноград рос на аккуратных скалистых террасах, тянувшихся уступами на большие расстояния. Прогретые солнцем скалы давали лозам дополнительное тепло, от чего, как говорят во Франции, во многом зависит вкус благородного хмельного напитка.
Винные погреба Витгенштейна это поистине предмет мечтаний любого сомелье, пишут его биографы.
Наследники графа превратят Каменку в знаменитую региональную здравницу. Сюда будут приезжать на минеральные воды из соседних и отдаленных губерний. Современный санаторий «Днестр» вырос на этом прочном историческом фундаменте. Тем не менее, фамильный склеп аристократов в Каменке был на поворотах истории разорён, а прах Витгенштейнов оказался перезахоронен. Где точно – не упомнят уже и старожилы.