1 Зарождение таможенного дела
Впервые в истории таможенное дело возникло в древние времена, примерно в 3-2-м тыс. до н.э., когда образовывались первые государства и формировались первые цивилизации – шумерская, древнекитайская, древнеегипетская, древнеиндийская, древнегреческая, а уже позже и древнеримская.
Экономической предпосылкой появления таможенных сборов и взимающих их органов стало отделение ремесла от земледелия, появление товарного производства, а соответственно, и торговли.
Движение купеческих караванов было небезопасным, а содержание дорогостоящей стражи – делом обременительным для купцов и не всегда эффективным, поэтому они часто «добровольно» откупались от разбойников, хозяев земель, по которым проезжали. Так, постепенно появились пошлины.
Первоначально торговля была сухопутной, и купеческие караваны нуждались в остановках в пути. Места стоянок одновременно являлись местами торговли, поэтому сопровождались уплатой податей. Со временем пошлины распространили и на морские порты.
В Древней Греции первоначально таможенные пошлины на привозные товары составляли десятую часть их стоимости. Однако позднее афиняне решили, что низкие пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. Поэтому в IV в. до н. э. привозные пошлины сократились до 1/20, 1/50 и даже до 1/100 части цены товара. Многие товары (оружие, воинское снаряжение) вообще не облагались пошлинами.
Сбор пошлин осуществлялся через откупную систему, им занимались отдельные лица или группы лиц, которые имели поручителей из числа именитых граждан. Торги на право получить откуп проводились на площади Афин, где десять выборных граждан публично решали вопрос, какую сумму ежегодного сбора пошлин утвердить. Принятую сумму откупщики выплачивали сразу, а все, что им удавалось взыскать сверх нее, являлось их доходом.
В Древнем Риме в V в. до н. э. начал взиматься платеж под названием «порториум», схожий по характеру с таможенной пошлиной. Порториум взимался как с провоза товаров, так и с вывоза не только в морских гаванях, но и внутри государства на границах отдельных провинций. Позднее эта пошлина, а также налоги на внешнюю торговлю с другими странами стали главными источниками государственной казны.
Сбор пошлин осуществляли состоятельные лица, которых называли публиканами, кроме того, они брали на откуп у государства различные имущества, занимались торговыми и финансовыми операциями.
2 Из истории отечественного таможенного дела
Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
Обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с Византией в 907 и 911 годах, видно, что уже тогда на Руси существовали такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения. Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров.
Из летописных и законодательных источников известно, что на Руси взимали «мыто» – торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями».
В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой.
Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, – таможенником.
Единая таможенная политика начала складываться после образования централизованного Московского государства в XVI веке. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Уже позже, в период царствования Алексея Михайловича Романова, была проведена таможенная реформа. Так, в 1667 году издан «Новоторговый устав», который представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. В нем изложены правила и порядок досмотра товаров. Кроме того, указано, что товары, предназначенные для внутреннего пользования, оплате пошлины не подвергались. Новоторговым уставом также вводился порядок, согласно которому европейским купцам запрещалась розничная торговля.
Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя.
В 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой и подчинялась служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия в 1784 году была закрыта, в 1797 году – снова восстановлена, в 1802 году – реорганизована в Министерство коммерции, а с 1811 года – в Департамент внешней торговли Министерства финансов.
Следует отметить, что вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы. Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики.
Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража, появились закрытые пограничные шлагбаумы. А через 7 лет императрица запретила ввоз и пропуск через сухопутные таможни на западной границе всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров.
На протяжении XIX века торгово-промышленная политика ведущих стран мира колебалась то в сторону усиления, то в сторону ослабления протекционизма. Россия в этом отношении не представляла исключения, причем на ее таможенно-протекционистской политике в первой четверти XIX века особенно сильно сказывалось влияние международных конфликтов, не раз переходивших в открытые военные столкновения.
В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года не однократно пересматривался, в него вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами – от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политике, которую поддерживал министр финансов с 1823 по 1844 гг. Егор Францевич Канкрин.
3 Таможенное дело на Приднестровской земле
Присоединение территории Приднестровья к России дало сильнейший толчок их экономическому развитию региона. Этому сильно способствовали льготы в уплате податей и рекрутской повинности, предоставленные жителям Очаковской области (так называли присоединённые земли между Южным Бугом и Днестром) на 10 лет.
Первые торговые люди появились на месте будущего Тирасполя, когда здесь ещё возводили Срединную крепость. Они доставляли строительные материалы и припасы для русской армии. В поселении при крепости возникли первые торговые точки. Уже в 1795 году Тирасполь становится важным торговым центром Очаковской области, к которому вели все торговые пути окрестных земель. В городе торговали виноградным вином, свежими и сушёными фруктами. В 1799 году в Тирасполе (такое название получил город 27 января 1795г.) насчитывалось 96 купеческих лавок. Тираспольские купцы, как следует из «Описания Атласа Новороссийской губернии», вели торговлю «шёлковыми, пушными, шерстяными и железными товарами, съестными и прочими припасами». Привозили на местный рынок вина и торговцы из соседней Молдавии. В свою очередь, многие из купцов левобережья поселялись на время в Молдавском княжестве в качестве иностранных подданных (судитов), торгуя «турецким товаром, вином, ремесленными изделиями». В 1808 году в Молдавии насчитывалось 28 судитов из Дубоссар, 21 из Григориополя и 5 из Тирасполя.
Торговыми центрами стали и Григориополь с Дубоссарами. В Григориополе по «Описанию Атласа Новороссийской губернии» оптом торговали 27 семейств с ежегодным денежным обращением до 46 500 рублей. В переводе на современные российские деньги эта сумма равняется 39,8 млн рублей. В розницу торговали 54 семейства с ежегодным обращением 141 100 рублей (или 120 млн руб. РФ). В основном это были армянские купцы, выходцы из Турции, которые сохранили связи с турецким рынком. Выгодно используя приграничное положение Григориополя, они импортировали через Днестр и по сухому пути турецкие ткани, виноградные вина, бакалейные товары, в свою очередь, экспортируя предметы скотоводства в Галац, а из него – по Черному морю на наемных кораблях в Стамбул. В 1799 году в Григориополе было 108 лавок.
В Дубоссарах действовало 6 деревянных лавок, три семьи вели оптовую торговлю, а в розницу торговало 60 семейств. Оборот тех и других вместе составлял 2500 рублей в год. Здесь важную роль играла торговля «…посредством переправы через Днестр, устроенной против турецкого селения Криулян, из Молдавии поступали вина и другие товары и напитки; за границу же вывозили шерсть, масло и лен».
С 1800 года в Тирасполе, Григориополе и Дубоссарах стали проводиться торговые ярмарки. Огромную роль в экономическом развитии края сыграли законы и указы, которые принимало российское правительство для поощрения торговли.
В 1801 году Александр I отменяет ограничения экспорта сырья через южные порты. Специальными указами разрешалось вывозить за границу хлеб, вино, сырые кожи, тонкую овечью шерсть. В мае 1803 года возобновляется очень важный закон об уменьшении пошлин на всех черноморских и азовских портах на привозные и отпускные товары на 1/4 по сравнению с другими портами страны.
Ввиду острой нехватки денег в Новороссии выходит постановление о беспошлинном хранении товаров, привезенных в черноморские порты, в особых магазинах в течение длительного срока. В первую очередь этим воспользовалась Одесса, на которую во многом ориентировался рынок Тирасполя и его уезда.
После 1812 года, когда земли между Прутом и Днестром были присоединены к России, тираспольская торговля перестала быть приграничной, став посреднической. В 1826 году всем жителям Бессарабии (так назвали присоединённые земли) дозволили торговать с другими губерниями России. Торговля велась через левый берег Днестра. Тирасполь стал крупным центром винной торговли. Чтобы оградить бессарабские вина от конкуренции с винами Молдавского княжества, в 1816 году Кабинет министров России установил беспошлинный ввоз вина из Бессарабии через Дубоссары, а с 1825 года и через пропускной пункт Парканы.
Географическое положение Тираспольского уезда благоприятствовало сбыту продукции края: вниз по течению Днестра можно было спускать сотни лодок, нагруженных хлебом, кукурузой, овсом, табаком, виноградом, вином, фруктами и скотом. Из верховьев можно было пригонять «леса, строевые и корабельные, баркасы, нагруженные пенькой, льном, смолою, углем, хлебом».
Важным событием торговой политики в Новороссии стало объявление Одессы порто-франко (порт с правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров) по манифесту 16 апреля 1817 года, реализованному в 1819 году, после устройства рва, вала и рогаток, которые ограждали привилегированную территорию. Одессе на 30 лет разрешалось свободно и беспошлинно привозить из-за границы любые товары, в том числе и запрещенные по общему тарифу для ввозной торговли в России, при условии, что их продадут в границах порто-франко.
Через черноморские порты экспортировали металлы, металлические изделия, соль, канаты и веревки, поташи, льняные изделия, войлок, сукно, шерстяные изделия, сельскохозяйственную продукцию и больше всего – зерновые культуры. В импорте преобладали свежие и сушеные фрукты, орехи, натуральные соки, сиропы, изюм, винные ягоды, апельсины, лимоны, маслины, цитрусовые, чернослив, финики, виноградные вина, оливковое масло, ладан, лекарства, пряности, химические вещества, ткани, хлопок, хлопковая пряжа, текстильные изделия, шелковые и шерстяные ткани.
Естественно, все это проходило и через торговые пути Тирасполя. К 1818 году в Тирасполе было много богатых лавок. Торговлю вели не только купцы, но и землевладельцы – дворяне. Известны, например, пять лавок графа Ланжерона – генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии с 1815 по 1822 годы, лавки помещика Каламнтена.
4 Первая таможня в Тирасполе
Ограничения порто-франко почти не действовали на контрабандистов, которые жаждали подороже продать товар. Об этом свидетельствует секретное предписание Одесского таможенного округа в тираспольскую таможню, в котором указывалось, что за черту порто-франко товар перевозят, используя овец.
Для пресечения контрабанды в Тирасполе и была 15 июня 1828 года открыта таможня, которая подчинялась начальнику Одесского таможенного округа коллежскому советнику и кавалеру Я.Д. Вологовскому и относилась к Министерству финансов. В первый год таможня собрала 19 476 рублей (16,6 млн руб. РФ) таможенных сборов и разных сумм, а на второй год уже 37 865 рублей (32,4 млн руб. РФ).
Все 14 сотрудников тираспольской таможни получали жалование из городских доходов. Так, управляющий таможней получал в год 1000 руб. Это 856 904 современных российских рубля. Годовое жалование сторожа составляло 200 руб. (или 171 380 руб. РФ).
Надо сказать, что и цены в те времена были совсем другими. К примеру, килограмм пшеничной муки в конце XIX века стоил 19 копеек, говядины – 45 копеек, сыра – 70 копеек.
С развитием всероссийского рынка росли и тираспольские таможенные отчисления. Так, в 1833 году таможенные сборы составили 66 490 рублей (56 млн руб. РФ); в 1835 году – 75 511 (64,7 млн руб.). Некоторая часть этих сумм доставалась самой таможне. Например, в 1833 году Тираспольская таможня отослала в Одесское казначейство 64 406 рублей (55,1 млн руб. РФ), а себе оставила 1880 рублей (1,6 млн руб. РФ) таможенных сборов и разных сумм по конфискации.
В значительных объемах через Тирасполь везли на продажу хлеб. В 1830-х годах из Бессарабии на Одессу и дальше, в другие губернии, вывозили около 300 тысяч четвертей хлеба.
Влияние же Одессы как рынка сбыта распространялось на весь Тираспольский уезд. Помимо того, что каждый хозяин мог сам отвезти хлеб для продажи непосредственно в Одессу, в уезде постоянно действовала масса мелких торговцев, «коммерсантов», которые скупали хлеб по мелочам на базарах и отправляли его в Одессу. Таких торговцев в Тираспольском уезде насчитывалось намного больше, чем в северных уездах, так как средства, вложенные здесь в хлебную торговлю, обращались быстрее.
Таким образом, Тираспольская таможня играла весьма существенную роль в пополнении государственной казны и борьбе с контрабандой с самого начала своего существования. И эта роль с годами только возрастала.
Подготовлено по материалам из открытых источников и ИА «Новости Приднестровья»