Еще в период Средневековья территория края входила в состав православной Киевской Руси, далее – в Галицко-Волынское княжество. Был и такой исторический период, когда часть Приднестровья долгое время находилась под властью татар и турок, а другая часть была под влиянием католической Речи Посполитой. Однако, несмотря на мусульманское влияние, католическую экспансию, пропаганду колонистов-протестантов, в регионе всегда теплилась православная жизнь. Каждое селение обязательно имело православный храм. При этом церковные здания были, как правило, небольшого размера и строились из хвороста, обмазанного глиной, а покрывались камышом.
Известно, что в 1760-1770 гг. митрополит «Проевлавия, Томаровский, Хотинский, Побережья Дунайского и целой Украины Ханской» Даниил дал свое благословение и разрешительные грамоты священникам на приходы Успения Пресвятой Богородицы в с. Маловатое (1761), Михаила Архангела в с. Дороцкое (1768), Михаила Архангела в с. Магала (1770) и др. Храмы в этих селах можно причислить к самым ранним из известных нам, однако они, к сожалению, не сохранились из-за недолговечности материалов, из которых были построены.
До 80-х гг. XVIII в. церквей, как и самих селений на территории края, было относительно немного. За последующее десятилетие появились новые населенные пункты, в которых сразу же стали возводиться храмы.
После окончания русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и заключения Ясского мира южная часть приднестровского края вошла в состав Российской империи. С этого времени начался подлинный расцвет Православия. На приобретенные Россией земли стали стекаться православные переселенцы, были созданы гарнизоны русских войск, где обязательно имелись войсковые священники. В связи с этим, значительно ускорилось строительство церковных зданий, которые в начале XIX в. стали возводить уже из камня. В том числе, в конце XVIII в. – начале XIX в. в Тирасполе были построены Николаевский собор и Покровская единоверческая церковь. Несколько иначе велось церковное строительство на севере современного Приднестровья. Поскольку эта территория до конца XVIII в. входила в состав католической Речи Посполитой, ее государственные и церковные власти всячески препятствовали возведению православных храмов. Те же христианские храмы, которые были построены ранее, являлись, как правило, униатскими.
В 70-х гг. XVIII в. в местечко Рашков (ныне – Каменский район Приднестровья) приезжает священник Иоанн Палюхович, с именем которого связана еще одна страница дальнейшего возрождения Православия в крае. В условиях католического влияния, гонения на православных со стороны ксендзов и польских панов он начинает проповедь истинной православной веры. Стараниями о. Иоанна Палюховича, вопреки многочисленным препятствиям, в течение 1779-1787 гг. возводится Свято-Троицкая церковь, которая до сегодняшнего дня является украшением старинного приднестровского местечка Рашков (1402).
После русско-польской войны 1792 г. и второго раздела Речи Посполитой (23 января 1793 г.) между Прусским королевством и Российской империей Подолия, частью которой являлся север современного Приднестровья, была присоединена к России. В результате этих событий в 1793 г. все приходы края вернулись в лоно Русской Православной Церкви.
В 1812 г., после окончания очередной русско-турецкой войны и подписания Бухарестского мирного договора, в состав Российской империи вошла Бессарабия, православные приходы на территории которой были приняты под омофор Русской Православной Церкви. К их числу также относились Николаевская, Успенская и Александро-Невская церкви г. Бендеры. Поскольку все они являлись к тому времени ветхими, в 1815 г. было получено благословение епископа Бендерского и Аккерманского Димитрия (Сулимы), викария новосозданной Кишиневской епархии, на сооружение каменного трехпрестольного соборного храма в честь Преображения Господня. Он был возведен в первой половине столетия, а также построено новое здание крепостной Александро-Невской церкви.
В XIX в. Православие окончательно укрепляется в приднестровском крае как вероисповедание большей части населения. К началу ХХ в. количество православных приходов составляло более восьми десятков.
До 1917 г. север Приднестровья входил в состав Подольской губернии, юг – в Херсонскую губернию, а Бендеры относились к Бессарабской губернии. Соответственно, и в церковном плане приходы подчинялись трем разным епархиям – Подольской, Херсонско-Одесской и Кишиневско-Хотинской. Вспоминая дореволюционный период церковной жизни в Приднестровье, необходимо назвать наиболее яркие исторические фигуры.
Архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебренников), пребывавший во главе епархии с 28 ноября 1786 г. по 13 октября 1792 г., благословил строительство нескольких храмов в приднестровском крае.
26 декабря 1791 г. в Яссах им был хиротонисан во епископа Бендерского и Белоградского, викария Молдо-влахийской митрополии, архимандрит Гавриил (Бонулеско-Бодони), назначенный также местоблюстителем Молдо-Влахийской епархии. 11 февраля 1792 г., когда Дунайские княжества были освобождены русской армией, по повелению Екатерины II владыка Гавриил был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. 10 мая 1793 г. он получил назначение на Екатеринославскую кафедру, на которой находился до 29 сентября 1799 г. Во время его управления Екатеринославской и Херсонской (позднее переименованной в Новороссийскую и Днепровскую) епархией, по благословению митрополита Гавриила, в том числе, было заложено несколько храмов и на юге современного Приднестровья.
После того, как владыка 21 августа 1803 г., согласно прошению, был уволен на покой с Киевской кафедры (которую занимал с октября 1799 г.) с местопребыванием в Одессе, вскоре (в 1805 г.) он переехал в Дубоссары, где прожил на покое четыре года.
В 1813 г. митрополит Гавриил (Бонулеско-Бодони) стал первым правящим архиереем в новосозданной Кишиневской и Хотинской епархии, в состав которой вошли немногочисленные на тот момент православные приходы юга Приднестровья и Бендер.
В 2016 г. он был прославлен как местночтимый святой Православной Церкви Молдовы.
С 24 февраля 1848 г. по 26 мая 1857 г. во главе Херсонской и Таврической епархии находился архиепископ Иннокентий (Борисов), которого еще при жизни называли «русским Златоустом». В 1997 г. он был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата).
Среди тех, кто ныне прославлен в лике святых как священномученик и чья судьба была связана с приднестровским краем, следует назвать и митрополита Серафима (Чичагова), в 1908-1914 гг. управлявшего Кишиневско-Хотинской епархией.
С приднестровским краем связана также судьба праведного Ионы (Атаманского), Одесского чудотворца, который, пребывая в духовном сане, первые четыре года диаконского служения нес его в Успенском соборе г. Дубоссары.
Нельзя не упомянуть и православного просветителя протоиерея Михаила Стрельбицкого – издателя, художника-гравера, публициста и переводчика. Этот человек посвятил сорок лет печатанию и распространению книг, в том числе и в Молдавии. По мнению ученых, деятельность о. Михаила Стрельбицкого составляет целую эпоху в области молдавского книгопечатного дела.
В 1778 г. этот священник арендует митрополичью типографию и начинает активную издательскую деятельность, а уже в 1785 г. он организует собственную типографию. В отличие от митрополичьей, где о. Михаил издавал церковные книги, в своей он выпускал литературу и гражданского содержания. В 1792 г. императрица Екатерина II за заслуги жалует протопопу Михаилу Стрельбицкому землю в Дубоссарах и разрешает ему завести там типографию.
В Дубоссарах о. Михаил Стрельбицкий продолжил выпуск книг. В 1792 г. он печатает измененный букварь 1755 г. В 1794 г. в типографии о. Михаила увидел свет новый славянский «Букварь, или Начальное обучение, хотящим учиться книг письмены славянскими…», а также «Часослов».
С 1796 г. протоиерей Михаил Стрельбицкий продолжает свою издательскую деятельность в Могилеве. Там выходит последний датированный им «Букварь», изданный в 1800 г.
В том же году, посетив Нямецкую лавру (ныне – Румыния), протоиерей Михаил передал этому монастырю часть своей Дубоссарской типографии, а также обучил некоторых иноков типографскому делу. Именно в этой монастырской типографии было издано на молдавском языке «Описание Молдавии» Дмитрия Кантемира.
Протоиерей Михаил Стрельбицкий трудился на издательской ниве примено до 1805г. Умер он предположительно в 1807 г.
Ранее был упомянут священник (позднее – протоиерей) Иоанн Палюхович – неутомимый борец с униатами, чьими трудами не только воздвигнута Свято-Троицкая церковь в м. Рашков, но и были возвращены из унии в Православие 75 приходов вместе со священниками.
Когда в 1917 г. произошла революция, в Приднестровье, как и на всей территории бывшей Российской империи, практически сразу начались гонения на Православную Церковь. Закрывались и уничтожались храмы, преследовалось духовенство, вплоть до его физического уничтожения. Одним из первых мучеников за веру Христову стал священник Алексий Курбéт, который более 20 лет служил настоятелем Успенской церкви с. Незавертайловка Тираспольского уезда. В 1919 г. он был расстрелян без суда и следствия красными – якобы за попытку поднять восстание против советской власти. Еще ранее, в 1918 г., также без суда и следствия, был убит священник Иоанн Стефанович, который нес послушание настоятеля Николаевской церкви с. Спея Тираспольского уезда с 1884 г. до дня своей трагической кончины.
Далее гонения на Церковь и духовенство усиливались всё более и более. В 20-е гг. была закрыта значительная часть храмов, в т. ч. в Тирасполе из пяти, действовавших до революции, осталось только два – Николаевский собор и Покровская церковь. Их очередь пришла в начале 30-х гг., когда оба храма были не просто закрыты, но и взорваны. Во второй половине 30-х гг. на приднестровской земле не осталось действующих храмов, кроме тех, которые находились на правом берегу Днестра. С 1918 г. они оказались на территории Румынии и перешли в юрисдикцию Румынской Православной Церкви.
Что касается духовенства, то большинство было или расстреляно, или отправлено в лагеря и ссылки. К сожалению, пока нет возможности поминать их всех поименно. В настоящий момент известно только около 100 имен священников и мирян из числа тех, кто пострадал за православную веру и чьи судьбы связаны с приднестровским краем. Некоторые из них прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. Среди них – уроженец Тирасполя преподобномученик Герман (Полянский). Около 20 лет нес служение в Михаило-Архангельской церкви с. Слободзея священномученик Стефан (Костогрыз). В середине 30-х гг. он был арестован и приговорен к семи годам лагерей. Во время отбывания наказания в Казахстане святой Стефан был репрессирован вторично – приговорен к расстрелу и упокоился в земле казахстанской.
Вспоминая послереволюционный период истории Православной Церкви в Приднестровье, обязательно следует упомянуть о том, что 26 июня 1921 г. впервые была создана Тираспольская кафедра. Она упоминается как викарная кафедра Херсоно-Одесской епархии в перечне епархий Русской Православной Церкви в IX томе многотомного юбилейного издания «История Русской Церкви», посвященном русскому Православию в новейший период (1917-1997 гг.)
Первым титул епископа Тираспольского носил владыка Алексий (Баженов). Родился он 21 мая 1872 г. в Севастополе. К архиерейскому служению призван в 1913 г. 8 декабря состоялась хиротония архимандрита Алексия (Баженова) во епископа Николаевского, третьего викария Херсонской епархии. Впоследствии он был переведен на первую викарную кафедру Херсонской епархии – Елисаветградскую, а в 1921 г. назначен епископом Тираспольским. До 26 июня того же года владыка Алексий параллельно управлял Одесской епархией, но за сотрудничество с обновленцами был отстранен от этой должности. В начале 1922 г. епископ Алексий окончательно перешел в обновленческий раскол, после чего Высшее церковное управление обновленцев возвело его в сан архиепископа и направило в Одессу. В связи с этим, он был смещен с Тираспольской кафедры священноначалием Русской Православной Церкви.
Когда началась Великая Отечественная война, на стороне фашистской Германии в ней приняла участие также Румыния. При захвате юго-западной части СССР румынские войска оккупировали территорию Бессарабии, современного Приднестровья и Одесской области. Поскольку Православная Церковь в Румынии являлась государственной структурой, она всемерно поддерживала политику своей страны. Все православные приходы, располагавшиеся на захваченной территории, были подчинены юрисдикции Румынского патриархата. Данные антиканонические действия совершались без всякого согласования со священноначалием Русской Православной Церкви.
Для управления приходами современного Приднестровья и Одесской области, которые вошли в состав губернаторства Транснистрия, Румынской Церковью была образована специальная духовная миссия с центром в г. Одесса. Начальником ее в сане архимандрита был Юлий (Скрибан), а с 1942 г. – митрополит Виссарион (Пую) с присвоением ему титула «митрополита Транснистрянского». До своего назначения начальником миссии митрополит Виссарион пребывал на покое во Введенском скиту Нямецкого монастыря в Румынии.
Юрисдикция Румынской Православной Церкви на территории т. н. Транснистрии, естественно, была антиканонична, но, вместе с тем, необходимо отметить и положительные моменты в жизни Православия в этом крае. В тот период начали открываться храмы, бездействовавшие при советской власти. Люди вновь стали посещать богослужения, крестить детей, венчаться и отпевать умерших.
При непосредственном участии митрополита Виссариона на территории современного Приднестровья были основаны несколько монастырей и храмов, а также были восстановлены ранее закрытые приходы. Более того, в г. Дубоссары была создана духовная семинария. Будучи выпускником Киевской духовной академии, владыка Виссарион не препятствовал совершению богослужений на церковнославянском языке, сам он проповедовал на русском языке.
По его благословению, при Румынской духовной миссии были организованы курсы изучения русского и церковнославянского языков для священнослужителей-румын, работавших под его руководством. Такая деятельность митрополита не вызывала одобрения священноначалия Румынской Церкви, и в 1943 г. он был освобожден от занимаемой должности.
Несмотря на то, что религиозная жизнь на территории современного Приднестровья, практически прекратившаяся в годы советской власти, в период немецко-румынской оккупации была возрождена, православные верующие края постоянно помнили, что являются чадами Русской Матери-Церкви. Это в полной мере подтвердилось после окончания войны, когда приходы вернулись под омофор Московского Патриархата. Большинство храмов, открытых в годы оккупации, продолжало действовать, количество прихожан не стало меньше. Это еще раз доказывает, что приднестровцы, несмотря на период гонений, сумели сохранить живую православную веру.
Упоминание о Тираспольской кафедре вновь встречается в 1948 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) от 3 июня 1948 г. епископ Нектарий (Григорьев) был назначен епископом Тираспольским, с поручением временно управлять Кишиневско-Молдавской епархией, в которую вошли все оставшиеся приходы Приднестровья.
Родился владыка Нектарий в 1903 г. в Казанской губернии. Получив богословское образование, он вступил в число братии Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, где был пострижен в монашество, рукоположен сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха и назначен монастырским казначеем. После закрытия обители о. Нектарий служил в Московской епархии. В годы Великой Отечественной войны нес послушание в должности помощника наместника Успенской Почаевской лавры, настоятеля Введенского монастыря г. Киев. В 1946 г. был зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры, где сначала занимал должность казначея, затем благочинного, и в том же году назначен наместником Пcково-Печерского монастыря.
В 1947 г. о. Нектария призвали для архиерейского служения. Согласно Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, 12 мая он был хиротонисан во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Именно с этой кафедры епископа Нектария перевели в Тирасполь.
Его деятельность в приднестровском крае проходила в сложных условиях. В послевоенном Тирасполе были разрушены практически все храмы, кафедрального собора не было. По ходатайству православных верующих для богослужений выделили здание, которое ранее занимала католическая консистория (епархиальное управление). (Сейчас на этом месте возвышается Христо-Рождественский кафедральный собор.) Помещение не было приспособлено для православного богослужения, поэтому его пришлось перестраивать. Верующие обратились в Тираспольский горсовет с просьбой разрешить строительство небольшой колокольни рядом с полученным зданием.
Остро стоял вопрос и о священнических кадрах. Советская власть просуществовала в левобережной части Молдавии значительно большее время, чем на правобережье, поэтому атеистическая пропаганда, практически не затронувшая Бессарабию, сильно ударила по Приднестровью. На просьбу к властям разрешить открытие временных пастырских курсов и экзаменационных комиссий владыка Нектарий получил отказ. Только после переезда в Кишинев он смог организовать небольшое подготовительное отделение, однако и оно вскоре было закрыто.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 7 июня 1949 г. владыку Нектария назначают правящим архиереем Кишиневско-Молдавской епархии. В годы его пребывания на Кишиневской кафедре начался новый виток гонений на Православие. Н.С. Хрущев дал указания об ужесточении атеистической пропаганды, которая вылилась в массовое закрытие церквей и монастырей.
На территории современного Приднестровья в конце 50-х – начале 60-х гг. были закрыты Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь в с. Кицканы Слободзейского района, Николаевский храм в г. Тирасполь, Параскевинский (Всехсвятский) храм в г. Дубоссары, Петропавловская церковь в г. Бендеры, Николаевская церковь в с. Карагаш, Димитриевская церковь в с. Суклея Слободзейского района и др.
В последние годы своей жизни владыка Нектарий занимал Кишиневскую кафедру в сане митрополита. За свою деятельность он был удостоен высшей награды Московского Патриарха – ордена святого равноапостольного князя Владимира I степени.
Скончался митрополит Нектарий 9 марта 1969 г., его отпевание совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москва. Погребен митрополит Нектарий на Калитниковском кладбище.
На территории Приднестровья после хрущевских гонений на Православие осталось в числе действующих всего четыре православных храма: Преображенский собор г. Бендеры, Рождество-Богородичная церковь с. Гиска, Успенская церковь с. Воронково Рыбницкого района и Рождество-Богородичная церковь с. Подоймица Каменского района. Однако, хотя большинство храмов на приднестровской земле и было закрыто, народ Приднестровья не утратил веру предков. За многие километры люди ездили на богослужения и венчания, возили крестить детей, приглашали священников для отпевания усопших.
Возрождение Православия в Приднестровье началось в 90-е гг. ХХ в. В конце 80-х гг. постепенно стала меняться политика государства (тогда еще – Советского Союза) в отношении Православной Церкви. В результате этого и благодаря инициативе прихожан, в Приднестровье стало постепенно увеличиваться количество действующих храмов.
2 сентября 1990 г. было создано Бендерское викариатство Молдавской митрополии, в состав которого вошли, в том числе, и приходы, действовавшие в южных районах Приднестровья. (Северные районы попрежнему окормлялись Кишиневской епархией.) Епископом Бендерским стал игумен Викентий (Морарь).
Родился он 4 октября 1953 г. в с. Скуляны Унгенского района Молдавской ССР, в семье служащих. По окончании средней школы с 1971 по 1973 гг. проходил службу в армии. В 1974 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1982-м – в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение свт. Игнатия Брянчанинова о молитве». В 1981 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в январе 1982-го – во иеромонаха. С 1982 г. нес послушание помощника ризничего в Троице-Сергиевой лавре. В 1985 г. возведен в сан игумена, а 28 августа 1990 г. – в сан архимандрита. 2 сентября 1990 г. в Христо-Рождественском соборе г. Кишинев Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и сонмом архиереев хиротонисан во епископа Бендерского, викария Кишиневской митрополии.
Одновременно с образованием Бендерского викариатства была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. На первоначальном этапе ее существования государственные и местные власти по мере сил помогали восстановлению православной жизни в крае. Однако с началом братоубийственного конфликта в марте 1992 г. постепенно стали появляться серьезные разногласия между властями и прихожанами, с одной стороны, и официальными церковными структурами – с другой. Духовенство фактически оказалось заложником политической ситуации.
Неоднократно из Приднестровья в Московскую Патриархию направлялись письма и делегации от общественных организаций, и всё это – с одной целью: чтобы конфликт был урегулирован мирными средствами и в русле церковных традиций. В Православной Церкви существует каноническое правило, по которому границы приходов, округов и епархий совпадают с границами соответствующих административных территорий. В случае с Приднестровьем предполагалось, что должна быть создана новая церковная структура, объединяющая все приходы на территории края.
Однако на тот момент в Русской Православной Церкви сложилась очень тяжелая ситуация. После распада единой страны в бывших союзных республиках поднялось движение под девизом «Независимому государству – независимую Церковь». Активизировались раскольники всех мастей, которых активно поддерживали на государственном уровне. Так было и на Украине и в Молдове. В этой ситуации священноначалие Русской Церкви не могло принять решение о создании новой церковной структуры на территории Приднестровья, чтобы не появился нежелательный прецедент.
Однако приднестровцы проявили редкостное упорство в достижении поставленной цели, в чем их поддержали и светские власти. В результате, 18 июля 1995 г. летняя сессия Священного Синода Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принимает решение о создании Дубоссарского викариатства, в границах Приднестровья.
Владыка Викентий находился во главе Бендерского викариатства с сентября 1990 г. по июль 1995 г., т. е. до того момента, когда решением Священного Синода было образовано Дубоссарское викариатство. В связи с образованием новой епархии в Республиках Хакассия и Тува, 18 июля 1995 г. решением Священного Синода владыка Викентий был назначен епископом Абаканским и Кызылским. Викарным архиереем Дубоссарского викариатства становится епископ Юстиниан (Овчинников).
Родился он 28 января 1961 г. в г. Костерёво Владимирской области России. В 1983 г. окончил исторический факультет Ивановского госуниверситета. В 1983-1984 гг. был старшим иподиаконом епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова). В 1984-1988 гг. обучался в Московской духовной семинарии. После службы в строительных войсках Забайкальского военного округа становится старшим иподиаконом епископа Дмитровского Александра (Тимофеева), ректора Московских духовных академии и семинарии (1986-1988). 24 марта 1988 г. принимает иноческий постриг. В том же году был рукоположен во диакона, а затем и в иеромонаха. С 1988 по 1992 гг. учился в Богословском институте г. Бухарест, где защитил диплом магистра по теме «История русских старообрядцевлипован в Румынии». С июня 1991-го по ноябрь 1992 г. – ключарь кафедрального собора «Белая Троица» в г. Тверь. В 1992 г. возводится в сан игумена. В 1992-1995 гг. – наместник Вознесенского собора г. Тверь. 1 сентября 1995 г. в Донском монастыре г. Москва был хиротонисан во епископа Дубоссарского, викария Кишиневской епархии.
Строительство викариатства велось в трудных условиях. На время его создания в Приднестровье действовало 27 храмов, в клире состояло 35 священнослужителей. При этом не имелось ни кафедрального собора, ни штата сотрудников управления, ни средств, ни транспорта, ни даже жилья для архиерея. Однако постепенно ситуация менялась к лучшему. Очень часто большую помощь в решении имеющихся проблем оказывали как местные, так и государственные власти.
6 октября 1998 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, решением Священного Синода Дубоссарское викариатство было преобразовано в Тираспольско-Дубоссарскую епархию, и владыка Юстиниан стал именоваться епископом Тираспольским и Дубоссарским.
К 2000-летию Рождества Христова в Тирасполе был построен епархиальный комплекс: кафедральный Христо-Рождественский собор, приходской дом с трапезной и библиотекой, епархиальное управление.
Следующие годы были посвящены работе по дальнейшему возрождению духовной жизни в Приднестровье, по укреплению роли Православной Церкви в жизни государства и общества. И эти задачи были успешно выполнены владыкой Юстинианом, духовенством епархии и верными соработниками, круг которых расширялся год от года.
К началу 2010 г. на территории епархии действовало 94 прихода, окормляемых 124 священнослужителями, а также епархиальное духовное училище (г. Бендеры).
5 марта 2010 г., на первом заседании летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, в числе прочих рассматривался вопрос о назначении архиепископа Юстиниана управляющим Патриаршими приходами в США, викарием Московской епархии, с титулом Наро-Фоминский. Ему была выражена благодарность за понесенные труды. Во главе Тираспольско-Дубоссарской епархии был поставлен епископ Красногорский Савва, викарий Московской епархии.
17 марта духовенство и верующие Тираспольской епархии встретили своего нового архипастыря хлебом-солью на границе Приднестровской Молдавской Республики. Архиепископ Юстиниан передал в дар владыке Савве посох – символ архипастырской власти, отметив, что ранее он принадлежал архиепископу Венедикту (Полякову) – управляющему Кишиневской епархией в 1947-1948 гг.
Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва (Волков) родился 27 сентября 1958 г. в с. Шигонь (Мордовия) в семье рабочих. В 1977-1980 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1980-1986 гг. (с перерывом в 1982-1984 гг. для прохождения службы в рядах Советской Армии) учился в Московской духовной академии (МДА). В 1986-1989 гг. учился в аспирантуре при МДА. В феврале 1986 г. вступил в число братии Данилова монастыря. 10 апреля 1986 г. пострижен в рясофор с именем Павел. 18 мая 1986 г. рукоположен во иеродиакона. 26 декабря 1986 г. пострижен в монашество с именем Савва в честь прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского. 6 января 1987 г. рукоположен воиеромонаха. 3 июня 1987 г. возведен в сан игумена. 17 марта 1988 г. возведен в сан архимандрита. С 16 октября 1990 г. по 27 августа 2002 г. – настоятель переданного для восстановления московского храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. С 14 июня 1994 г. по настоящее время – настоятель возрождающегося подворья Патриарха Московского и всея Руси – храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Покровское Подольского района Московской области (ныне – г. Москва). Решением Священного Синода 16 июля 1995 г. архимандриту Савве (Волкову) определено быть епископом Красногорским, викарием Московской епархии, председателем нового Отдела Московского Патриархата – по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. 12 сентября 1995 г. была совершена хиротония архимандрита Саввы во епископа Красногорского, викария Московской епархии. С 12 сентября 1995 г. по 17 июля 2001 г. – председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. С 5 июня 2002 г. по настоящее время – настоятель строящегося храмового комплекса иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово г. Москвы. С 16 января 2004 г. по 2006 г. – ответственный от Московской Патриархии за осуществление Соглашения, подписанного между Русской Православной Церковью и Госстроем Российской Федерации от 6 августа 2003 г. в деле решения вопросов о восстановлении порушенных в прошлом святынь. Решением Священного Синода 5 марта 2010 г. епископу Красногорскому Савве, викарию Московской епархии, определено быть Преосвященным Тираспольским и Дубоссарским. С 5 марта 2010 г. по настоящее время – управляющий Тираспольско-Дубоссарской епархией. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. 3 февраля 2013 г. возведен в сан архиепископа. Настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня г. Тирасполь.
С назначением на Тираспольскую кафедру нового архиерея начался следующий этап развития епархии. За прошедшие годы было начато строительство нескольких храмов, принято решение о создании в Тирасполе Введенско-Пахомиева женского монастыря.
Епархиальное руководство всегда с большим вниманием относилось к установлению взаимоуважительных отношений с республиканскими и местными властями. Необходимо отметить, что большинство важных событий в жизни государства и общества проходит с участием представителей епархии.
В дополнение к ранее заключенным соглашениям о сотрудничестве Тираспольско-Дубоссарской епархии с Министерствами просвещения и обороны, были подписаны аналогичные соглашения с Черноморским казачьим войском, а также с Министерством юстиции ПМР, что явилось важным шагом на пути расширения и углубления взаимодействия Церкви с данными структурами.
При Министерстве просвещения ПМР функционирует Координационный Совет по взаимодействию с Тираспольско-Дубоссарской епархией. На его заседаниях решаются и регулируются вопросы, связанные с религиозным образованием. С первых дней своего существования Тираспольско-Дубоссарская епархия тесно сотрудничает с учреждениями культуры Приднестровья. Цель совместной деятельности – воспитание подрастающего поколения, развитие
православной культуры, сохранение традиций и исторических корней.
Проводится активная работа в области взаимодействия с руководителями предприятий и предпринимателями, оказывающими посильную помощь в становлении епархии, реализации различных программ и строительстве храмов.
8-9 сентября 2013 г., в ходе своего Первосвятительского визита в Молдавскую митрополию, в Тираспольско-Дубоссарской епархии побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это был первый визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на землю Приднестровья за всю историю пребывания приходов Левобережья Днестра в лоне Московского Патриархата.
Приднестровье по площади занимает небольшую территорию. Однако при этом его жители с полным правом могут сказать, что приднестровцы не только на своей земле успешно воссоздают церковную жизнь. Уроженцы приднестровского края и те, чья судьба так или иначе связана с ним, несут свое служение, в том числе и архиерейское, в других епархиях Московского Патриархата. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь), ныне являющийся главой Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянным членом Священного Синода РПЦ, с сентября 1990 г. по июль 1995 г. возглавлял Бендерское викариатство. С 18 июля 1995 г. – епископ Абаканский и Кызылский.19 июля 1999 г. назначен на Екатеринбургскую кафедру. 27 июля 2011 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был назначен преосвященным Ташкентским и Узбкистанским, главой вновь образованного Среднеазиатского митрополичьего округа. В связи с назначением указом Патриарха Кирилла возведен в сан митрополита; чин возведения совершен 4 августа 2011 г.
Архиепископ Юстиниан (Овчинников), пребывавший на Тираспольской кафедре с сентября 1995 г. до 5 марта 2010 г., далее стал архиепископом Наро-Фоминским и нес послушание в качестве управляющего Патриаршими приходами в США, а ныне возглавляет Элистинскую и Калмыцкую епархию.
Архиепископ Рязанский и Михайловский Марк (Головков), который ныне является председателем финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии и Патриаршей наградной комиссии, в 1982-1984 гг. проходил службу в рядах Советской Армии на приднестровской земле.
Епископ Серпуховской Роман (Гаврилов), викарий Московской епархии, в 1987-1990 гг. служил настоятелем Преображенского собора г. Бендеры. Епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл (Михэеску) в 1990-1992 гг. служил настоятелем Михаило-Архангельского собора г. Рыбница.
Архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф (Масленников) является уроженцем г. Слободзея. Епископ Единецкий и Бричанский Никодим (Вулпе) в 90-е гг. нес послушание благочинного церквей городов Кишинев, Тирасполь, Бендеры, Новоаненского и Яловенского районов.
Приходы Тираспольско-Дубоссарской епархии, входящие в настоящее время в ее состав, расположены, в основном, по левому берегу Днестра, исключение составляют храмы г. Бендеры и его пригородов. Каноническая территория епархии совпадает с административными границами международно-непризнанной, но реально существующей со 2 сентября 1990 г. Приднестровской Молдавской Республики.
На конец 2015 г. в составе Тираспольско-Дубоссарской епархии насчитывалось 7 благочиний, включающих в себя 105 приходов, среди которых 4 собора, 48 церквей, 26 молитвенных домов, 6 архиерейских подворий, 2 храма-часовни, 6 – больничных, 3 – тюремных храма, 1 действует при воинской части, 7 общин не имеют молитвенных зданий, еще на 2 приходах на время строительства храмов богослужения совершаются в приспособленных помещениях. Кроме того, действуют 3 монастыря – 1 мужской и 2 женских, с общим числом насельников 59 человек. В клире епархии состоит 129 священнослужителей: 113 священников и 16 диаконов.
Среди населения Приднестровья неоспорим духовный авторитет Русской Православной Церкви. Как показали прошедшие годы, те прочные духовные корни, которые имело Православие в приднестровском крае на протяжении многих веков, позволили не только «взрастить» внешние атрибуты епархиальной жизни, но и наполнить ее духовным содержанием. Почти в четыре раза увеличилось количество приходов и число священнослужителей, создано три монастыря. С середины 90-х гг. успешно работало епархиальное духовное училище (г. Бендеры), при многих храмах открыты воскресные школы, издаются церковные газеты и книги. Но главным положительным результатом следует назвать многократное увеличение количества прихожан в православных храмах. Несмотря на все испытания, выпавшие на его долю, приднестровский народ сумел сохранить живую веру. Ныне с надеждой и любовью восстанавливает он порушенные в прошлом святыни, возрождает церковноприходскую жизнь во всем ее многообразии, возвращается к своим духовным истокам.
Создание на приднестровской земле самостоятельной церковной структуры – событие не случайное, а закономерное, подготовленное всей предыдущей историей приднестровского края.