1 28 января 1990 г. жители Тирасполя высказались за возрождение Приднестровской республики
34 года назад состоялся референдум в Тирасполе, на котором подавляющее большинство жителей города высказались за его вхождение в Приднестровскую Автономную ССР в случае её создания. Такой выбор тираспольчане сделали вслед за Рыбницей, где 3 декабря прошёл первый референдум в Советском Союзе. К идее возрождения республики приднестровцев подтолкнули события в Кишинёве: в 1989 году под давлением националистов Верховный Совет Молдавской ССР принял пакет законов о языке, которые ставили в неравное положение национальности союзной республики (составлявшие 35% населения МССР, а в Приднестровье более 60%) по отношению к титульной нации. Ведущая роль в проведении референдумов принадлежала Объединенному Совету трудовых коллективов (ОСТК). Эта организация, объединившая работников приднестровских предприятий, организовала сопротивление дискриминационной политике Кишинёва.
2 Логичное решение
В августе и сентябре 1989 года ОСТК провел массовые забастовки с требованием сохранить равноправие языков в МССР. Несмотря на протесты приднестровцев, 31 августа законы о языке всё же были приняты. Тогда представители ОСТК обратились за поддержкой в Москву. Однако руководство СССР поддержало решение Кишинёва, словно не понимая, что в МССР происходит сращивание партийной верхушки с радикально настроенными националистами.
Понимая, что поддержки центра не будет, в городах Приднестровья местные Советы самостоятельно принимают решение оказать гражданское неповиновение дискриминационным законам о языке. Возникает идея создать новую советскую республику для защиты прав многонационального народа. Причём идея возникла не на пустом месте: общество вспомнило о первой Приднестровской республике, которая существовала в 1924–1940 годах под названием Молдавская Автономная ССР.
13-14 сентября 1989 года на сессии городского совета Тирасполя были обозначены сроки ряда политических мер для формирования механизма самоуправления. Причем в обосновании создания республики, помимо исторической преемственности от МАССР, отмечалось также существование в Приднестровье «определённой народности, состоящей из многочисленных общин различных национальностей». Подчеркивалось также что республика позволит консолидировать политические силы в борьбе против проявления «национализма и шовинизма».
3 Правовые основания
Уже 30 сентября в газете «Днестровская правда» был опубликован разработанный проект временного положения о референдуме на территории Тираспольского городского совета.
Стоит отметить, что данное положение было составлено в соответствии с основным законом страны. На тот момент в Советском Союзе отсутствовал закон о референдуме, однако, согласно Конституции СССР 1977 года, власть принадлежала народу, обладающему правом осуществлять её не только через органы власти, но и непосредственно. В 1988 году, за год до событий в Рыбнице и Тирасполе, в основной документ Советского Союза были внесены поправки, в том числе и в 91-ю статью Конституции:
«Важнейшие вопросы общесоюзного, республиканского и местного значения решаются на заседаниях съездов народных депутатов, сессиях верховных советов и местных советов народных депутатов или ставятся ими на референдумы».
4 Саботаж номенклатурщиков и настойчивость ОСТК
Меж тем идее референдума резко воспротивилось руководство городского исполнительного комитета Тирасполя, представители которого были назначенцами Кишинёва и выполняли указание Коммунистической партии Молдавской ССР. Партийные функционеры выступили против идеи возрождения Приднестровской республики, апеллируя к закону об образовании МССР от 1940 года. В соответствии с ним МАССР перестала существовать, войдя в состав новой союзной республики со столицей в Кишинёве. Пройдет чуть более полугода, и парламент Молдовы не оставит камня на камне от этого аргумента: в Кишинёве признают ничтожным акт об образовании МССР и тем самым откажутся от союзного государства с Приднестровьем. Как показала история, приднестровская общественность уже осенью 1989 года словно по предчувствию действовала на упреждение.
Принимая во внимание настойчивые просьбы трудовых коллективов, сессия горсовета Тирасполя 20 декабря 1989 года выносит решение о проведении референдума и назначает день голосования на 28 января 1990 года. Необходимо иметь в виду, что на тот момент уже были известны итоги референдума в Рыбнице. Там 3 декабря за целесообразность образования Приднестровской АССР на основе равноправного функционирования всех языков высказались 91,1% участников голосования.
Практически вся подготовительная работа по организации референдума в Тирасполе велась на общественных началах. Затраты в значительной степени возмещал ОСТК. Его представители провели титаническую организационную работу.
5 Результаты тираспольского референдума
Вопросы референдума были сформулированы следующим образом:
«1. О придании Тирасполю с административно подчиненными территориями статуса самостоятельной территории на принципах самоуправления, регионального хозрасчета и самофинансирования с полным равноправием языков.
2. О целесообразности вхождения г. Тирасполь в состав Приднестровской АССР в случае её создания».
28 января 1990 года по первому вопросу за проголосовали 96,7% участников голосования, или 89% списочного состава. Против высказались 1,7%.
По второму вопросу за проголосовали 96%.
Анна Волкова, стоявшая у истоков образования Приднестровской Молдавской Республики, а ныне состоящая в должности государственного советника Президента ПМР, так описывает события тираспольского референдума:
«Тирасполь проголосовал. И как проголосовал! Это была первая победа после месяцев затишья. Людям дали наконец высказать свою волю, и эта воля была практически единодушной. Тираспольчане высказались самым определенным образом против национализма, за интернациональное братство, за национальное равноправие, за свободное право людей жить на своей земле, говорить на родном языке без какого бы то ни было ущемления или дискриминации».
В дальнейшем аналогичные референдумы пройдут практически во всех населенных пунктах Приднестровья. Подавляющее большинство жителей поддержит идею возрождения республики, что станет одним из главных оснований её провозглашения 2 сентября 1990 года.