В сентябре 1770 года после тяжёлой осады, длившейся несколько месяцев, граф Петр Панин решился на штурм ещё ни разу не побежденной турецкой твердыни. Взрыв более чем шести тысяч тонн пороха, заложенных в подземных галереях под бастионами крепости, завалил землей сухой ров. По нему как по мосту прошли штурмовые группы гренадеров, среди которых был и Михаил Кутузов – в будущем знаменитый генерал, дипломат и царедворец.
Бендерская крепость, которая за двести с лишним лет не покорилась никому, была главной целью 2-й армии графа Петра Панина в период летней кампании 1770 года. За полтора года до этого Османская империя (Турция) разорвала мирный договор с Россией и вступила с ней в войну. Её начало запомнилось масштабным набегом крымского хана Крым-Герая на южные рубежи Российской империи и уводом в рабство сотен людей.
«Я видел привезенных из польской Украины бедных мужиков и баб, и маленьких ребят, которых они (татары) в торгу как убойную скотину продавали», – приводит историк Георгий Аствацатуров слова современника событий.
Впрочем, очень скоро русские провели вендетту.
Ещё до большого наступления Панина к Бендерам с разведывательной миссией подошел корпус Христиана Витгенштейна. Много лет спустя его сын Петр Христианович создаст на территории Приднестровья экономически мощное поместье, превратив захолустное местечко Каменку в жемчужину Подолии. Ну а пока он сообщил в штаб о том, что Бендеры – это титан среди крепостей Северного Причерноморья: 10 тысяч человек и 400 орудий за пятиметровым земляным валом со стеной и сухим рвом шириной до 15 метров!
Путь от Днепра до Днестра занял у армии графа Панина около трёх месяцев. Осадив Бендеры, он стремился вплотную приблизиться к валам с помощью траншей и подземных ходов. Последние должны были сыграть решающую роль во взятии твердыни. В подкопах планировали заложить бомбы, чтобы силой взрыва создать проход в крепость.
Оказалось, что сделать это не так-то просто. Несмотря на постоянные обстрелы, турки в убежище не сидели, а, напротив, предпринимали частые вылазки, пытаясь сорвать осаду. Османы копали и подземные контрмины, надеясь помешать закладке пороха под крепость. Перестрелки в тоннелях были обычным явлением.
Тем временем у Панина стали заканчиваться артснаряды. Проблема была настолько серьезной, что командарм назначил вознаграждение за каждое принесенное с поля выстрелянное ядро. Это стало своего рода экстремальным развлечением: под огнём османов русские собирали тяжелые снаряды и уносили их на артпозиции.
Главная проблема состояла в том, чтобы преодолеть ров, отделяющий валы от штурмовых команд. Иначе русские рисковали оказаться в мясорубке. Панин решил эту задачу с помощью так называемого «усиленного горна» – мощного направленного взрыва 400 пудов (почти 6,5 тонн) пороха. Современники утверждают, что такой мощный взрыв до этого применялся в военном деле лишь однажды, да и то неудачно.
Образовалась огромная воронка диаметром 25 метров. Взрыв поднял огромное количество земли и завалил ею ров. Получилось что-то вроде моста, по которому и пошли штурмующие.
Это произошло, согласно журналу боевых действий, в ночь на 16 сентября. Но поскольку речь идет о старом стиле (юлианском календаре), а кроме того, учитывая, что на дворе был XVIII век, то к обозначенной дате следует прибавить 11 дней для определения эквивалентной даты на текущий момент (разница между календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов), таким образом, получается, что отмечать дату первого взятия Бендер по нынешнему григорианскому летоисчислению нужно 27 сентября.
Один из отрядов гренадёров-штурмовиков вёл молодой обер-квартирмейстер премьер-майорского ранга Михаил Кутузов. Он специально попросился под Бендеры из армии Румянцева, чтобы впервые за карьеру принять участие в штурме крепости. Как утверждают биографы Кутузова, он не только одним из первых оказался на валах, но и успешно действовал во время уличных боев. За что, собственно, и получил повышение до премьер-майора.
Во время сражения город, который почти целиком располагался внутри крепости, охватил пожар. В его пламени одновременно звучали перестрелки, кипели рукопашные и метались ищущие спасения люди. Кутузов был среди тех, кто организовал эвакуацию гражданского населения.
Здесь же был ещё один известный исторический персонаж – казак Емельян Пугачёв. Через несколько лет он объявит себя царем Петром III и возглавит самое крупное крестьянское восстание в истории Российской империи. Против него выступит граф Панин, под началом которого тот воевал в Бендерах.
Штурм и сражение за крепость длились десять часов и закончились около 8 утра. Солдаты, которые первыми ворвались на вал, получили по 100 екатерининских рублей в награду. Это примерно 60 тыс. современных российских рублей.
В плен сдались 11,7 тысячи человек, из которых военных было 5,3 тыс. Всего за время осады и штурма русские потеряли убитыми и ранеными более 6 тыс.
После заключения Кючук-Кайнарджийского мира в 1770 году, по которому Россия была объявлена защитницей балканских народов, Бендеры возвратили Турции. Окончательно российскими они станут в 1812 году в результате военных и дипломатических побед на тот момент уже опытного полководца и царедворца Михаила Кутузова.