Утром 22 июня 1941 года первыми в бой с фашистами вступили бойцы гарнизона Брестской крепости. Среди них были жители Приднестровья – рядовые Семён Тоницой из села Глиное Слободзейского района и Николай Павленко из Катериновки Каменского района. Отражали налеты вражеской авиации, но 29 июня после ковровой бомбардировки были контужены. Попали в плен. При попытке к бегству в 1942-м погиб Павленко. Тоницой сумел сбежать только в 1945-м. Добрался до своих, прошел фильтрационный лагерь и был восстановлен на службе. Медаль «За отвагу» получил лишь 12 лет спустя.
Следует отметить, что ещё 14 июня 1941 года из управления Одесского военного округа было выделено управление 9-й армии под командованием генерал-полковника Я.Т. Черевиченко. По довоенным планам, в городе собирались разместить штаб армии, тем более что здесь на военное время заранее был подготовлен узел связи.
Утром 20 июня управление армии было поднято по тревоге и под видом командно-штабных учений к исходу дня развернуло командный пункт в заранее оборудованном на случай войны районе, установив связь с соединениями, включенными в состав армии. Такие действия свидетельствуют, что в Москве отреагировали на сообщения разведки о готовящемся нападении Германии на СССР.
В течение июня-июля 1941-го вражеская авиация регулярно совершала налёты на мосты через Днестр у Тирасполя и Рыбницы, а также на переправы и железнодорожные узлы.
Из архива Министерства обороны СССР о 18-м зенитном артиллерийском дивизионе ПВО, который защищал мост возле Рыбницы:
«ВВС противника в районе объекта появлялись 80 раз. Дивизион вел бой 62 раза. Всего в районе объекта было 235 самолетов противника. Сбито самолетов противника – 8. За период боев было израсходовано 3457 снарядов. Авиацией противника было сброшено 235 бомб весом от 100 до 500кг. Несмотря на интенсивный огонь, налеты авиации противника и бомбежку, мост оставался целым и работал без перебоя».
В небе над Приднестровьем воевали знаменитые герои: Владимир Серёгин, погибший в авиакатастрофе вместе с Юрием Гагариным в 1968; Александр Покрышкин, второй по результативности советский ас; Димитрий Сигов, погибший в 1942 году на Кавказе, свой первый вражеский самолет сбил над Тирасполем.
Защищал небо Родины и уроженец села Константиновка Каменского района Семён Хархалуп. Во время боя над Бельцами он совершил таран: у МиГ- 3, на котором воевал Хархалуп заклинило пулеметы, тогда пилот направил самолет на вражеский бомбардировщик. Обе машины получили тяжелые повреждения, но главное, «Юнкерс» не долетел до цели, не сбросил бомбы, а значит, были спасены жизни людей.
Семён Хархалуп погиб на седьмой день войны в воздушном бою с 10 двухмоторными истребителями Ме-110 недалеко от родного дома. За боем наблюдали жители Константиновки. На месте падения его самолёта после войны был воздвигнут памятник с надписью «Погибшие в небе над Родиной становятся небом над ней».
Естественной преградой на пути вермахта оставался Днестр, где еще в 30-е годы были сооружены укрепленные районы – Тираспольский и Рыбницкий. Они являлись частью оборонительной системы, которую западная пресса называла «линия Сталина».
Приказ Штаба 9-й армии:
«9-я армия, продолжая методом маневренной обороны сдерживать противника между реками Прут и Днестр и оказывая упорное сопротивление на промежуточных рубежах, с 10.07.41г. переходит к прочной обороне р.Днестр, опираясь на Рыбницкий и Тираспольский укрепленные районы».
Из воспоминаний начальника 82-го Тираспольского укрепленного района полковника Григория Коченова:
«17 июля 1941г. наши войска вынуждены были оставить город Кишинев. В этот же день немецкая армия вышла на правый берег Днестра в районе Дубоссары – Кошница. На участке Спея, Парканы, Слободзея сосредоточилась румынская армия. Задача обороны Днестра была возложена на части Тираспольского укрепрайона – ТУРа. Других воинских соединений здесь не было. Над Тирасполем шли непрерывные воздушные бои».
Бои на территории Приднестровья начались в двадцатых числах июля 1941-го. 25 июля сражение началось под Дубоссарами: немцы пытались пробиться через Тираспольский укрепрайон. Бои шли у Григориополя, Глиного, Шипки. Севернее наступление немцев сдерживали у Рыбницы – сёл Белочи, Большой и Малый Молокиш.
Начальник 82-го Тираспольского укрепрайона полковник Григорий Коченов:
«22 июля в 5 часов 40 минут части 72-й немецкой пехотной дивизии под прикрытием сильного артиллерийско-минометного огня начали форсировать Днестр, но были отброшены. Все последующие дни вплоть до 25 июля противнику, несмотря на отчаянные попытки и ураганный огонь, переправиться через реку не удалось. ТУРовцы стояли крепко. И только после того, как противник ввел в действие большие соединения авиации, которые буквально висели над нашей обороной, ему удалось вклиниться в стык Рыбницкого и Тираспольского укрепрайонов».
Вермахт захватил кошницкую излучину и отсюда развивал наступление на Дубоссары. Главная цель фашистов состояла в прорыве к железной дороге Балта – Одесса.
«12 дней длились ожесточенные бои на переднем крае обороны, в районе Кошница – Дороцкое, где ценой невероятных усилий немцы блокировали четыре дота… Несмотря на то, что горстке людей в 5-7 человек, составляющей гарнизон дота, приходилось драться лицом к лицу с врагом самостоятельно, ни один человек не оставил своего боевого места. Четыре гарнизона блокированных дотов в условиях безнадежности не пожелали сдаться в плен».
Из донесения 72-й немецкой пехотной дивизии:
«Ходом боев установлено, что русские не сдают долговременные боевые сооружения, а обороняют их до последнего».
28 июля немцы прессингуют, прорываются к селу Глиное Григориопольского района и пытаются вбить клин между Тираспольским и Рыбницким укрепрайонами. Это серьезно обеспокоило командование Южного фронта.
Штаб приказывает ликвидировать немецкий плацдарм в районе Дубоссар, но, так как свободных резервов практически нет, командование бросает в дело практически всю свободную фронтовую авиацию.
Севернее Рыбницы ситуация также складывается непростая. После форсирования Днестра в районе Ямполя немцы выходят во фланг Рыбницкого укрепрайона. 23 июля они вступают в Каменский район, через три дня захватывают Каменку и продолжают наступление вдоль Днестра. Командование вынуждено оставить весь северный фас Рыбницкого укрепрайона и разворачивать фронт. Части Красной армии неоднократно переходили в контратаку, но вермахту удалось продвинуться на восток, что создавало реальную угрозу окружения советской группировки на Днестре. Командование решилось на тактическое отступление.
В это время завязались тяжелые бои в районе населенных пунктов Шипка и Глиное. Немецкие части пытались развить успех, выйти на оперативный простор и перерезать пути Одесса – Котовск, что отрывало части 9-й и 18-й армий от основных узлов снабжения.
Бои шли на окраине Григориополя. Появилась реальная угроза того, что немецкие части прорвутся к железной дороге и перережут ее, нарушив снабжение Одессы и всего фронта. Против фашистов были брошены последние резервы.
После прорыва немцев в районе Умани, где в кольце окружения оказались 6-я и 12-я советские армии, стало очевидным, что дальнейшее сопротивление на Днестре может привести к катастрофе: 9-я и Приморская армии рисковали быть прижатыми к Черному морю.
К исходу дня 3 августа фронт проходил по линии сёл Полезное, Великоплоское, Малаешты и упирался в изгиб Днестра между Красногоркой и Теей. В течение 4 и 5 августа бои продолжались с неослабевающей силой.
5 августа комдив и начальник укрепрайона получили приказ командарма Приморской армии на отход наших частей к Одессе.
«…Мы оставляли Днестр и землю Приднестровья. Главным итогом боёв на Днестре было то, что они на две недели задержали перед нашим фронтом войска 4-й румынской армии, сковали на правом фланге четыре дивизии 11-й немецкой армии и нанесли им серьёзные потери в живой силе и технике. Мы заняли оборону по линии Жеребково, Михайловполь, Катаржино — Раздельная. 5 августа начались бои за Одессу», — вспоминал Дмитрий Иванович Пискунов, начальник артиллерии 95-й Молдавской стрелковой дивизии.
Мост через Днестр в районе Бендер был взорван, чтобы помешать противнику перебрасывать войска. 5 августа 1941 года была оставлена Рыбница, 8 августа — Тирасполь. 9 августа вся территория Приднестровья была оккупирована фашистами.
В оккупации Приднестровье находилось с лета 1941 до весны 1944гг. Наша территория была включена в так называемое губернаторство «Транснистрия», подчиненное немецко-румынской администрации. Оно было уничтожено в апреле 1944 года при освобождении Приднестровья. Позже всех освободили Бендеры – в августе 44-го.
На фронтах Великой Отечественной войны (1941–1945гг.) погибли около 20 тыс. приднестровцев.