Карп Ананьевич же после окончания школы был отправлен родителями на учебу в Санкт-Петербург к родственникам, где вместе с двоюродным братом Константином поступил в университет, а в 1908 году вышел из него с научной степенью доктора.
После учебы он вернулся в родной Тирасполь и работал в той же гимназии учителем физики и химии в чине коллежского асессора.
В том же 1908 году произошел необычный случай. Карп Золотарёв шел домой после работы, и на его пути раздались крики ребенка и женщины. Он увидел, как двое мужчин грабили стоящую карету. Карп Ананьевич спас попавших в беду людей, а преступников сдал в полицию. Впоследствии выяснилось, что женщина и ее малолетний сын являются семьей действительного статского советника.
К сведению: Действительный статский советник – гражданский чин 4-го класса Табели о рангах (1724—1917гг.), давал право на потомственное дворянство. Соответствовал чинам генерал-майора в армии. Титуловался «Ваше превосходительство». Лица, имевшие этот чин, занимали должности директоров департамента, губернаторов, градоначальников.
После данного происшествия Золотарёву предложили службу в полиции, а по ходатайству высокопоставленного чиновника жаловали в 1909 году потомственное дворянство.
В 1910 году 25-летний Карп принял предложение и поступил в царскую полицию. Следует отметить, что требования к полицейским были довольно серьезными: рост не менее 170 см, хорошее образование, крепкое здоровье, физическая сила, приятная внешность, коммуникабельность… Молодой человек соответствовал всем требованием. Чин коллежского асессора и дворянство давали право изначально занять следующие должности: участкового пристава в городской полиции, полицейского надзирателя в уездных городах либо станового пристава в земской полиции. Карп Ананьевич получил удостоверение полицейского надзирателя.
К сведению: Полицейский околоточный надзиратель – низший чин полиции, введенный в городах и уездах губерний Российской империи в 1862 году – в ходе Великих либеральных реформ Александра II. Надзиратель ведал околоток — территорию с численностью населения не больше 4 тысяч человек. Хотя полицейский надзиратель занимал низшую ступень в правоохранительной системе, на своей территории был большим начальником и пользовался среди простых обывателей непререкаемым авторитетом, именовался «ваше благородие».
Полицейский надзиратель подчинялся участковому приставу (VII класс по Табели о рангах, равный чину подполковника), а в своем подчинении имел городового и дворника (которые в те времена тоже выполняли полицейские функции). Обязанности полицейского надзирателя были весьма многочисленны и разнообразны. Сохранившиеся инструкции для них насчитывают до 300 страниц убористого текста. Однако все эти указания можно свести к одной главной функции – поддержание общественного порядка и благоустройства.
Полицейский надзиратель был обязан знать всех жителей околотка и быть в курсе их быта. Он должен был присутствовать на всех многолюдных мероприятиях и следить за поведением толпы.
В начале XIX века Тирасполь был поделен на несколько частей, герой нашего рассказа осуществлял надзор за второй его частью. Его жизнь пошла в гору: в 1912 году он получил должность уездного исправника (глава полиции в уезде в Российской империи, подчинённый губернатору), а в 1914-м – чин надворного советника (соответствовал воинским чинам подполковника в армии, официальное обращение: «Ваше высокоблагородие»). С 1915 года Карп Ананьевич оставил полицию и служил в этом чине в Министерстве народного просвещения.
В семье Золотарёвых сохранилась история, согласно которой, после революции Карпа Ананьевича через двоюродного брата Константина пригласили на собеседование в Петроград революционные власти. Карп Золотарев якобы общался с Феликсом Дзержинским и другими революционерами.
Оба брата приняли сторону революции. Карп Ананьевич снова вернулся в родной Тирасполь и боролся с безграмотностью населения, поднимая народное образование. Кроме того, по заданию революционных властей он занимался организацией органов правопорядка в городе. Имея опыт в этой сфере, он обучал начинающих сотрудников советской милиции.
Однако педагогической деятельности Карп Ананьевич остался верен до конца жизни. В системе народного образования проработал до 1953 года. 19 лет он посвятил Тираспольской гимназии, которая после установления советской власти получила новый статус – трудовая школа № 1, а в начале 30-х гг. была преобразована в Тираспольскую русскую среднюю школу № 10 и лишь после войны, ставшая средней школой №6. Преподавал также в Алексеевском училище, трудовой школе.
Многие годы бок о бок с Карпом Ананьевичем работала учителем русского языка и литературы Антонина Ефимовна Золотарёва, его жена.
Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках учеников. На мемориальной доске, что на здании Тираспольской гуманитарно-математической гимназии, читаем: «В этой школе учились Герои Советского Союза В.Бочковский, М.Павлоцкий, С.Полецкий, Г.Черниенко, П. Щербинко, Герои Социалистического Труда М.Контильников, И.Дьяченко, В. Соловьёва». Это и есть свидетельство заслуг педагогического коллектива.
Неравнодушных, преданных всей душой профессии учителей Золотарёвых заметили. Карп Ананьевич стал директором Тираспольской школы №11. Его потомки вспоминают, что в течение четырех лет, с 1936 по 1940 год, он занимал высокий пост в Наркомате просвещения МАССР, вплоть до 1953 года продолжая работать в одиннадцатой школе.
Карп Золотарёв говорил, что учитель, как заботливый садовник, должен терпеливо взращивать в сердцах своих учеников добро. Воспитать настоящего человека, по его мнению, намного важнее и, кстати говоря, сложнее, чем специалиста, работника той или иной сферы, отрасли.
Настоящий педагог видит в каждом ребенке творческую индивидуальность. Карп Ананьевич, зная лично художника Александра Федоровича Фойницкого, который в 20-е годы прошлого века работал учителем рисования и черчения в трудовая школа № 1 (Тираспольская гимназия), всячески содействовал открытию детской художественной школы.
За профессиональные заслуги К.Золотарёв был удостоен звания «Заслуженный учитель МАССР», награжден орденами «Знак почёта МАССР», Трудового Красного Знамени, Ленина, медалью К.Д. Ушинского, неоднократно поощрялся государственными премиями. Его супруга Антонина Ефимовна стала заслуженным учителем МАССР.
Однако главной своей наградой учителя считали воспитанников, тех, ради кого жили. И ребята не оставались в долгу. Сохранившиеся в семье школьные виньетки разных лет, начиная с 20-х годов, хранят слова благодарности, уважения, любви. Со многими учениками наставники поддерживали постоянную связь, знали об их успехах, жизненных обстоятельствах.
У Карпа Ананьевича и Антонины Ефимовны родилось двое сыновей. Юрий Карпович выбрал стезю учёного, физика, многие годы преподавал в вузах Одессы. Владимир Карпович стал лётчиком-истребителем, в 1954 году окончил военную академию, спустя пять лет – педагогический институт (заочно), после демобилизации из рядов Советской Армии работал в школе учителем.
Внук Карпа Ананьевича Владислав Владимирович Золотарев продолжил педагогическую эстафету. Свыше 20 лет он проработал в системе образования Тирасполя, из них семь с половиной – в гуманитарно-математической гимназии учителем физкультуры. В 90-е, когда повсеместно закрывались спортивные секции, Владислав Владимирович, чтобы отвлечь молодёжь от небезопасного влияния улицы, на базе гимназии организовал секцию бодибилдинга.
Так, факел, зажженный прадедом, по наследству переходил к потомкам. Однако ключевой фигурой в династии педагогов, вне всякого сомнения, остается Карп Ананьевич Золотарёв, чей вклад не перестает вдохновлять.
И хотя минуло более полувека, благодарные ученики, многие из которых сами достигли почтенного возраста, до сих пор трепетно хранят в памяти образ учителя.
По материалам:
Надворный советник из Тирасполя