23 апреля 1992 года в 7.45 часов на участке трассы между населенными пунктами Слободзея и Карагаш была расстреляна машина крупного политического деятеля Приднестровья и одного из создателей республики Николая Остапенко. Его тело было изрешечено пулями молдавских террористов из группы «Бужор». 30 апреля Николай Иванович скончался от многочисленных ранений. Ему было всего 38 лет.
Н.И. Остапенко родился в семье крестьян в с. Кицканы 15 декабря 1953 года. Мать Ксения Федоровна и отец Иван Петрович целыми днями работали в колхозе, так что уже маленьким Валя – старшая сестра – брала Колю с собой в школу. А в шесть лет он пошел в школу как ученик. Учился хорошо, и сызмальства появилась у него мечта стать учителем. Редко у кого детские мечты о профессии становились реальностью, но Николай стал исключением из правил.
Уже в 15 лет он поступает в педагогическое училище г. Кагул, готовившее учителей начальных классов. Именно в училище сбылась еще одна его мечта – Николай начинает играть на трубе. После училища он работает по распределению в одной из школ в Чимишлийском районе. Затем была служба в армии. И, наконец, в 1975 году он поступает на исторический факультет Кишиневского университета. Учился заочно, с 1976 года работал учителем истории в школе № 3 села Кицканы. В институте познакомился Николай Иванович со своей будущей женой Валентиной, а в 1977 году сыграли свадьбу. В 1982 году появился на свет сын Саша. Тогда же Н.И.Остапенко перешел на работу в СШ № 1, затем стал директором вечерней школы.
Работал Николай Иванович много, с полной самоотдачей, не жалея времени и сил. Его честность, открытость и принципиальность – главные черты характера, характера настоящего мужчины.
В 1985 году его избрали председателем сельского Совета Кицканы. Было молодому председателю всего 32 года. Работа с людьми – сложная работа, но и сегодня, много лет спустя, о Николае Ивановиче в Кицканах вспоминают, как об очень спокойном, выдержанном, внимательном человеке, многое успевшем сделать для родного села. В Кицканах в те годы появился новый Мемориал Славы, похорошели улицы, стал возрождаться Ново-Нямецкий монастырь.
Вполне закономерно, что, когда проходили выборы нового состава Верховного Совета МССР в феврале 1990 года, Н.И. Остапенко был избран народным депутатом. Он верил людям, и люди верили в него, своего односельчанина. И он не подвел. На сессии в Кишиневе он всегда голосовал так, как подсказывала ему совесть, так, как наказывали ему избиратели.
В сложный, переломный период истории всегда ярко высвечиваются характеры людей. Один прячется за спины, увиливает от ответственности. Другой открыто выбирает путь борьбы, нелегкий, опасный, но прямой и честный.
Когда стало ясно, что кишиневский парламент никак не собирается учитывать мнение приднестровцев по самым наболевшим вопросам, прежде всего, по вопросу прав человека и гражданина, когда стало ясно, что националистическим силам удалось подмять под себя многих трезвомыслящих депутатов, запугав их, когда Верховный Совет ССР Молдова начал один за другим принимать постановления под диктовку Народного фронта, когда само создание МССР было объявлено «незаконным», приднестровские депутаты решили уйти из парламента Молдовы.
Местные референдумы, проходившие в городах и районах Приднестровья, подтвердили: единственный выход – в создании собственного государства, которое в состоянии будет защитить своих граждан. Свободное волеизъявление приднестровцев привело к созданию Приднестровской Молдавской Республики. И.И. Остапенко воспринял эту идею с воодушевлением. В правобережных Кицканах референдум прошел 16 сентября 1990 года. В нем приняло участие 82,8% избирателей, 96% голосовавших высказались за создание ПМР.
В ноябре 1990 года Н.И. Остапенко был избран народным депутатом ПМССР. Он и был по-настоящему народным депутатом. На втором заседании II съезда депутатов всех уровней 30 ноября 1990 года он говорил:
«Когда у нас прошли выборы, каждый из нас поверил, что у нас будет своя республика. Можем ли мы обмануть своих избирателей? Мы должны честно выполнить свой долг перед ними… Наша Республика живет, есть у на свой Верховный Совет, проводим сегодня II съезд депутатов всех уровней. Нам сейчас необходимо сформировать свое правительство…»
Часто приходиться слышать о том, что Н И. Остапенко был добрым человеком. Да так оно и было на самом деле. Но его доброта и честность шли рука об руку с принципиальностью. Он всегда отстаивал свою точку зрения. Если считал ее верной. А критерий правильности у него был один – насколько это важно и нужно для молодого государства ПМР, для приднестровцев.
Иногда он был и резок в суждениях. Вот лишь один пример. Выступая первым в прениях на IV съезде депутатов всех уровней в январе 1991 г., он критиковал депутатский корпус за медлительность:
«Я недоволен тем, что мы уже давно топчемся на месте. Я хочу вам сказать, как вы думаете, не много ли – три съезда провести, чтобы в конце концов решить, что нужно работать?!
…Приятно было слушать о возможностях Приднестровья. Вроде, мы очень богаты. Мы действительно богаты, но только на бумаге. В январе мы опять с вами отчислим 100 миллионов (в бюджет Молдовы. – А.В.) и отдадим их… И если мы не решим сегодня с вами вопрос об исполнительных органах /правления и конкретно не дадим задание Верховному Совету вплоть до срока, когда они должны быть готовы, то мы с вами и в феврале будем отчислять, и в марте будем отчислять, и в апреле, и в мае будем…
Товарищи, Приднестровская Республика будет, если мы будем с вами работать, бороться за нее и создавать ее. Так давайте мы и будем это делать. И что касается нас, тех, кто работает в Верховном Совете, – это наша задача в первую очередь».
Бюджеты ПМССР и Молдовы были разделены 1 апреля 1991 г….
В 1991 г. Н И. Остапенко был избран председателем райсовета Слободзейского района, позже произошло объединение должностей, он возглавил и райисполком.
Именно с периодом его деятельности связаны создание РОСМа, переход под юрисдикцию ПМР райотдела милиции. Объем работы у Остапенко был огромен, но он справлялся с ним, не сетуя на трудности, а ведь приходилось решать не только политические и экономические вопросы. Часто, очень часто решались и вопросы конкретных людей. Не считаясь со временем, Николай Иванович не просто работал. Про таких говорят: «Горел на работе!» В тяжкие дни агрессии Молдовы против ПМР Н.И. Остапенко руководил обороной района. И это было нелегким делом, катастрофически не хватало оружия. Помню, как в конце марта 1992 года Николай Иванович очень радовался, когда ему выдали в штабе гвардии пулемет. Подвозя меня на своей служебной машине, он только об этом и говорил. … Его любили слободзейцы и ненавидели враги Республики. Ему подбрасывали записки с угрозами, угрожали его семье. Но Остапенко было не сломить и не запугать. Тогда его решили убить. Когда террористы 23 апреля 1992 г. расстреляли машину Остапенко, эта весть стала шоком не только для слободзейцев, но и для всех приднестровцев. Была надежда, что он – такой крепкий, сильный человек – все-таки выкарабкается, выживет. Но страшно представить – восемнадцать пулевых ранений! 30 апреля 1992 г. Н.И. Остапенко не стало.
Самое страшное горе, невосполнимая утрата гранитной плитой упали на душу мамы Николая Ивановича – Ксении Федоровны. Ее любимый сыночек, Коленька, был вырван из жизни в расцвете сил, в 38 лет. Он и маленьким был самым ласковым из троих ее детей, самым заботливым.
«Старался всегда мне помочь и в доме, и на огороде, и в поле. И говорил: «Мама, я вас лучше всех пожалею»», – говорит Ксения Федоровна.
Тяжело вспоминать ей о тех страшных днях, когда узнала она о том, что случилась беда, когда врачи боролись за жизнь Николая и когда оборвалось сердце, услышав горестную весть.
На суд над преступниками ходила, несмотря на больные ноги. И плакала, и плакала… А как горько плакала она, когда забирала простреленные и окровавленные вещи сына! Болит душа у нее за то, что убийцы живы-здоровы, да еще и награждены наградами в Румынии, а Коленька ее столько лет в сырой земле.
Она и сегодня живет только Коленькой. Часто-часто смотрит на его портрет. А когда соседи по дому спрашивают: «Вы, бабушка, одна живете?» – Ксения Федоровна отвечает: «Я не одна, я с сыночком!»
Николай Остапенко стал первой жертвой молдавских террористов. Уже через 2 недели участниками той же бандгруппы «Бужор» был зверски убит ещё один крупный общественный деятель республики — Александр Гусар.
Все члены группы «Бужор», по приговору Верховного суда ПМР, были приговорены к различным срокам лишения свободы, а руководитель террористов Илие Илашку — к исключительной мере наказания. Однако приднестровское руководство сделало жест доброй воли и передало осуждённых молдавским властям. Стоит отметить, что сегодня участники данной террористической группы в Молдове возведены в ранг национальных героев. Более того, главарь «Бужора» Илие Илашку, помилованный в 2001 году, выехал в Румынию, где вплоть до 2008 года занимал пост сенатора.
По материалам книги Анны Волковой Дело террористической группы Илашку