27 апреля 1990 г. решением первого парламента Молдовы в качестве государственного флага был провозглашен общерумынский сине-желто-красный этнический триколор. Между флагами Румынии и Республики Молдова есть разница только в нюансах синего цвета, а также в размере и наличии герба на полотнище.
2 ноября 1990 года был принят государственный герб Республики Молдова разработанный художником Георге Врабие (гор. Кишинев) и заместителем председателя Национальной комиссии по геральдике и сигиллографии Румынии доктором исторических наук Марией Догару (гор. Бухарест).
Работа по подготовке предложений относительно государственной символики была инициирована руководством Молдовы в 1989 году. В том же году в июле состоялось первое совещание по этому вопросу, в нём участвовала группа депутатов Верховного Совета МССР: историки, юристы, представители творческих союзов и неформальных общественных организаций — Народного фронта Молдовы и интердвижения «Единство».
Из истории символики Молдавского государства
Примерно в XIV веке гербом Молдавского княжества представлял из себя голову тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам. Данный символ также был изображен и на молдавских стягах. Цвет господарских знамен в XV- XVIII веках были преимущественно красными, реже — синими.
У валахов же были свои символы. Так, с XIV века гербом Валашского княжества был ворон с крестом в клюве, по бокам которого иногда помещались солнце и полумесяц.
В XIX веке ворон трансформировался в орла. Сине-жёлто-красный триколор там начал использоваться еще в первой половине XIX века, когда султан Махмуд II добавил к желтому и синему цвету валашского флага красный цвет. В 1848 году триколор был адаптирован как революционное знамя в столице Валахии, городе Бухаресте. То есть исторический флаг Валашского княжества – триколор – был раскручен унионистами из валашского в «национальный румынский». Во второй половине XIX века, после образования национального румынского государства, красно-желто-синий триколор стал государственным флагом страны.
Гражданский флаг княжества/Королевства Румыния (1867-1947гг.), а также современный флаг Румынии
В 1922 году главным элементом герба румынского королевства стал золотой орёл с крестом в клюве (принадлежность к латинскому происхождению румын).
Кстати, на картине художника К.Лекки можно видеть, как еще в XVIв. отличались флаги Молдавского и Валашского княжеств:
… Вернемся в июль 1989 года, когда по инициативе депутатов Верховного Совета МССР проводилась работа изменению государственной символики.
Итак, по поводу самого древнего символа Молдавского государства — герба с головой тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам, участники совещания после недолгих дебатов пришли к консенсусу. Даже фронтист И. Цуркану согласился: «Что касается герба Молдавии — вопрос практически ясен» («Советская Молдавия», 28.07.89). А вот в вопросе о флаге консенсуса достичь не удалось, представители НФМ И. Хадыркэ, Н.Негру и упомянутый И.Цуркану, не утруждая себя поиском аргументов из многовековой истории Молдавского княжества, стали утверждать, что главный аспект обсуждаемой проблемы —
«это единство символики всех румын… Все мы, от Тисы до Днестра и частично за ним, являемся действительно румынами» («Советская Молдавия», 28.07.89).
Он уточнил свою позицию многократно. Например:
«Дело яснее ясного. Наша национальная символика — та же, что и у румын. Следовательно, если за Прутом пришли к трёхцветию — синему, желтому, красному — нам нечего вдаваться в поиски… История уже решила проблему» («Советская Молдавия», 28.07.89).
Конечно же, в ходе дискуссии были и другие мнения, основанные на исторических фактах. Например, историк П. Шорников утверждал, что «Флаг Стефана Великого — красный… Красным оставался молдавский стяг и сто лет спустя во времена Иеремии Мовилэ» («Советская Молдавия», 28.07.89). Известный деятель молдавской культуры В. Курбет подчеркнул:
«У молдавского народа богатая история. Нужно оттолкнуться от неё, от стяга Стефана Великого, а не повторять румынский флаг» («Советская Молдавия», 28.07.89).
Но, увы, эти исторические факты так и не были услышаны фронтистами. И когда был объявлен конкурс новой государственной символики, то все участники конкурса были предупреждены о том, что государственным флагом будет румынский триколор.
27 апреля 1990 года вопрос о принятии новой государственной символики был включён в повестку дня пленарного заседания Верховного Совета МССР. Возле главной трибуны был выставлен победивший на конкурсе проект государственного герба Республики Молдова, разработанный группой Семена Одайника — молдавский исторический герб в обрамлении дубовых ветвей, увенчанный короной из шести колосьев с крестом. Однако активисты Народного фронта внесли и установили рядом другой вариант герба, с румынским орлом, выполненный Г. Врабие и отклонённый комиссией трижды. Основой варианта Врабие послужил герб Кишинёва времён королевской Румынии (1930 год), в котором главным символом является румынский орел, символизирующий воссоединение этого старинного молдавского города с Румынией. В начале заседания от имени одной из комиссий по законопроектам об утверждении нового государственного герба и флага Молдовы выступил убеждённый унионист депутат А. Мошану. Большую часть своего доклада он посвятил «обоснованию» предложения об утверждении государственным флагом румынского триколора. Что касается государственного герба, то в докладе сказано следующее: «На молдавских знаменах постоянно присутствовал герб Молдовы: голова тура, стилизованное изображение солнца и луны по сторонам и пятиконечная звезда между рогами тура». (Архив парл., ф. R2948, оп. 6, д. 1118, л. 86).
Перейдя к рассмотрению вопроса о гербе Молдовы, унионист Н. Дабижа в вульгарной форме раскритиковал победивший на конкурсе проект Одайника и предложил снять вопрос об обсуждении и объявить новый — международный конкурс. В составе и в руководящих органах Верховного Совета МССР господствовали тогда фронтистско-унионистские силы. Поэтому предложение Н. Дабижи сразу же поддержали фронтисты М. Друк, В. Матей и И. Ватаману. И большинством голосов проект закона о гербе был снят с рассмотрения. На заседании утвердили только флаг — румынский сине-жёлто-красный триколор и в то же вечер он был водружён депутатом Георге Гимпу над зданием Верховного Совета МССР.
После этих событий Семен Елизарович Одайник отказался участвовать в предложенном Н. Дабижей четвёртом туре, поскольку решение, принятое фронтистами, нарушало все нормы госкомиссии. Да и четвёртого тура, можно сказать, не было. Для формальности допустили несколько старых вариантов и проголосовали за вариант герба с румынским орлом. Дорабатывать герб специально приезжала из Бухареста академик Мария Догару, которая стала соавтором герба по вопросам теории. После её рекомендаций эскизы отправили в Бухарест на экспертизу Государственной комиссии по геральдике Румынии. Там снисходительно одобрили провинциальный вариант Г. Врабие, который затем 3 ноября 1990 года и был представлен в парламент, где и был утвержден. Конституция Республики Молдова, принятая 29 июля 1994 года, оставила национальные символы без изменения.
Утверждение в апреле 1990 года румынского триколора в качестве официального флага сразу же привело к конфликту с городскими советами Тирасполя, Бендер и Рыбницы. Они отказались признать новый флаг, принятый без обсуждения парламентом в качестве государственного, и вывешивать его, тем более что он слишком сильно напоминал приднестровцам флаг союзной нацистской Германии Румынии, чьи войска с 1941 по 1944 годы оккупировали приднестровскую землю и совершили на ней целый ряд военных преступлений, в том числе и этнические чистки.
В мае 1990 года во всех приднестровских населённых пунктах прошли акции протеста против триколора, а новый флаг был снят с флагштоков и заменён советским знаменем.
«Я от имени своих избирателей отвергаю этот флаг (румынский триколор – прим. ред.) как флаг насилия!» – произнес тогда депутат горсовета Дубоссар Геннадий Козлов.
Но вместо поиска компромисса Кишинёв ультимативно потребовал от приднестровцев до 9 мая отменить решения по отказу признания нового официального флага и начал подготовку законопроекта о соблюдении конституции. МВД, КГБ и прокуратуре МССР поручили обеспечить использование новой символики на всей территории республики. В парламенте открыто призывали поднять триколор силой и ввести против непокорных экономические санкции, а депутат К. Оборок не церемонясь заявил:
«Всех выступающих против символики Молдовы пересажаем, тюрем на всех хватит».
Слова молдавского депутата правоохранительные органы Молдовы пытались претворить в жизнь.
Так, 17 мая 1990 года газета «Литература ши арта» опубликовала объявление о предстоящем митинге Народного фронта под Бендерами. Одна из фраз объявления звучала так: «Продемонстрируем всем, что Тигина была, есть и остаётся румынским городом». Рабочие коллективы бендерских предприятий, подозревая, что митинг станет провокацией радикальных националистов, начали создавать отряды самообороны.
Необходимо отметить, что Бендеры за всю свою историю не входили в состав Молдавского княжества, переставшее существовать в середине XIX века в результате создания Румынии. Поэтому идеи националистов не нашли здесь поддержки, а, напротив, вызвали негодование горожан.
Митинг, назначенный на 20 мая, согласно заявке организаторов должен был пройти в районе Варницы. Заявлялось, что митинг будет посвящён законам о языках, переходе на латиницу и принятию новой государственной символики. В нём приняли участие около 3 тысяч человек, привезённых Народным фронтом из Кишинёва и сельских районов Молдавии. Некоторые митингующие призывали сразу же идти на Бендеры и водрузить триколор над горсоветом.
По итогу митинга националистов была принята резолюция, в которой выражалось недоверие депутатам МССР, представлявшим Бендеры, и требовалось разместить над горсоветом Бендер трёхцветный флаг. Затем большинство митингующих разъехалось, но небольшая автоколонна всё-таки попыталась прорваться в Бендеры. Предвидя подобную попытку, городские власти заранее установили железнодорожный состав, который заблокировал путь автоколонне. Члены Народного фронта сумели отцепить вагоны и продвинулись дальше, однако, столкнувшись с одним из рабочих отрядов самообороны Бендер, они отказались от дальнейших попыток проникнуть в город. На следующий же день по происшествию правоохранительными органами Молдовы было возбуждено уголовное дело против бендерских рабочих.
Таким образом, принятие румынского триколора в качестве государственного флага на тот момент ещё Молдавской ССР усилило распад союзной республики. В дальнейшем пропасть между Приднестровьем и Молдовой будет только разрастаться. В мае 1990 года избиениям в Кишинёве подвергнутся депутаты Верховного Совета МССР от Приднестровья. В июне парламент переименует союзную республику в ССР Молдова и признает незаконным образование в 1940 году Молдавской ССР, отказавшись тем самым от общего государства с Приднестровьем. В ответ приднестровские депутаты всех уровней воссоздадут существовавшую в 1924–40 гг. республику, провозгласив Приднестровскую Молдавскую ССР. Государственным флагом станет красно-зеленый стяг Молдавской ССР, правопреемницей которой является ПМР. Но и тогда Тирасполь предложит восстановить общее государство, правда, уже на федеративных началах. Однако Кишинёв вновь усилит конфронтацию, перейдет красную черту и начнет кровопролитие.