За девять с лишним лет через войну в Афганистане прошли около 620 тысяч солдат Советской армии. В их числе 2200 приднестровцев. В республике сегодня проживают 1700 ветеранов-афганцев, для которых 15 февраля является особенным днем.
1 «Не будешь воевать на чужой территории – будешь воевать на своей»
«В Афганистан легко прийти, а вот выйти из него трудно», – шутит офицер мотострелковых войск в отставке Валентин Жолумский, сравнивая время пребывания армий СССР и США в стране, которую смог победить только Александр Македонский, да и то благодаря не силе оружия, а брачному союзу с дочерью местного правителя.
В 1987-1989 Жолумский выполнял свой интернациональный долг в Килогайской долине в районе города Пули-Хумри на севере Афганистана. Со своим подразделением он обеспечивал безопасность транспортной артерии, по которой доставались грузы для частей 40-й армии, той самой, которую прислали на помощь правительству Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Здесь расположен выход к тоннелю Саланг – самому короткому пути на столицу страны Кабул, поэтому гарнизон Пули-Хумри являлся тылом 40-й армии, её арсеналом и базой снабжения.
Жолумский рассказывает, что опасность всегда таилась среди гор и ущелий, поэтому радист, как правило, держал руку на «связи». В случае засады сразу вызывали вертолеты, которые не оставляли моджахедам (арабское слово «муджахид» буквально означает «борец за веру») никаких шансов.
«Великая Отечественная война – совсем другая война, – говорит он. – Там есть тыл и есть передовая. А здесь линия фронта вокруг тебя. Ты как в логове».
В Килогайской долине, рассказывает Жолумский, остался лежать целый английский корпус. Его следы обнаружили советские солдаты, когда взяли под контроль эту местность. Еще в XIX веке Великобритания три раза пыталась закрепиться в Афганистане и всякий раз терпела неудачу. Трофейные английские винтовки моджахеды каким-то невероятным образом сберегли и использовали уже против армии СССР: их пули с вылетом пробивали даже БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина).
«Никогда не верь внешности, – говорит Жолумский. – Местные жители, улыбчивые и доброжелательные днем, ночью могли взять автомат и отправиться минировать дороги».
Однажды, проезжая через перевалы провинции Баглан, колонна, которую вёл Жолумский, попала в засаду. Ветеран был направляющим, и его машина получила первый удар. В этом бою не выжил никто, даже Жолунского посчитали убитым, и только в Кабуле медики обнаружили, что он жив. С двумя ранениями в голову офицер долгое время находился в коме.
Медали «За боевые заслуги» и «За отвагу» ветеран-афганец считает своими самыми важными наградами.
«Мы южные границы Советского Союза охраняли. Не будешь воевать на чужой территории – будешь воевать на своей», – убежден ветеран.
Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера для обеспечения безопасности южных границ Советского Союза. Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать пограничный «санитарный кордон» в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.
Постепенно ОКСВ оказался вовлеченным во внутренний военный конфликт на стороне правительства ДРА против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан, а через него и непримиримый противник СССР – США.
2 Охотники за караванами
Не далеко от границы с Пакистаном воевал и боец 56-й десантно-штурмовой бригады Игорь Кирлан. В район Гордеза, центра провинции Пактия, он был направлен 18-летним юношей. Два года – с 1981 по 83-й – разведрота, в которой служил Кирлан, находилась на острие боевых операций.
Его бригада располагалась на каменистом плато в кольце гор, всего в семидесяти километрах от границы, на пересечении многих караванных маршрутов, по которым доставлялись оружие и боеприпасы для отрядов моджахедов.
Этот трафик и должны были перекрыть Кирлан и его товарищи по оружию. Налёты на караваны, засады, десантно-штурмовые операции по уничтожению опорных точек противника – такова была повседневность десантника. Не случайно медаль «За отвагу» самая почетная для ветерана-афганца.
Кирлан рассказывает, как выходил на охоту за вражескими караванами. Небольшие опергруппы по 15-20 человек совершали ночные переходы по 3-4 суток, чтобы устроить засаду на караванной тропе. Иногда десантников забрасывали вертолётами в исходный район, откуда они уже сами выходили на «точку». Уничтожив обоз моджахедов, бойцы снова вызывали «вертушки», однако те не всегда могли прийти на помощь.
«Бывали случаи, когда из-за погодных условий вертолеты не могли забрать нас. Приходилось выбираться на своих двоих. Однажды в течение пяти суток мы уходили от преследования после успешно проведенной засады. Но всё закончилось благополучно – на встречу вышла наша бронегруппа», – вспоминает Кирлан.
Особенностью афганской войны была минная тактика. Она нарушала логистику снабжения и повышала уровень травматизма среди солдат. На дорогах появились пластиковые мины, которые нелегко было обнаружить, рассказывает десантник. Другие срабатывали только на пятом или восьмом проходе – передние машины колонны не подрывались, зато под ударом оказывались те, что следовали за ними.
«Афганистан – это страна, которая все время воюет. Если не с внешними врагами, то внутри себя», – отмечает воин-интернационалист.
Особенно ожесточенными, говорит Кирлан, были бои в ущелье Алихейль, где у моджахедов находилась своя база, которую они всякий раз восстанавливали после бомбежек и артиллерийских обстрелов.
«Мы захватывали опорный пункт на афгано-пакистанской границе. Передавали его союзным афганским вооруженным силам. Но те либо отступали перед моджахедами, либо переходили на их сторону. Через полгода мы снова выбивали врага, и круг начинался вновь», – отмечает ветеран-афганец.
3 Мягкая сила
Ветераны-афганцы говорят: мы не вели войну против афганского народа, мы воевали с бандформированиями. Начиная с 1984 года, большинство боевиков составляли не представители Афганистана, а наемники, собранные со всего мира. Неслучайно за ними закрепилось слово «дух». Это сокращенная версия термина душма́н, что в переводе с пушту и дари (основных языков Афганистана) означает «враг». Поэтому одним из главных факторов успеха в войне была работа с местным населением.
Майор в отставке Александр Донских, находившийся в афганской командировке в 1983-84 годах, руководил боевым агитационным пропагандистским отрядом в провинции Шиндант. В состав спецчасти входили не только солдаты, но и лингвисты, медики, а также специалисты по гуманитарной помощи.
«Это то, что сейчас мы наблюдаем в Сирии – создание центров примирения и так далее. Видимо, опыт Афганистана пригодился и там», – рассказывает Донских.
Советский Союз пришел в Афганистан по приглашению правительства, и это ко многому обязывало, отмечает ветеран. Солдаты охраняли предприятия, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги. На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов. При этом на содержание 40-й армии и ведение боевых действий тратилось около 3 миллиардов долларов.
«СССР строил дороги, здания, школы и детские сады. Афганцы видели, чем мы им помогали, и даже спустя много лет хорошо отзываются о нас. Сегодня американцы не могут ничего сделать. Они сидят в своих гарнизонах и сами себя охраняют», – говорит Донских.
В феврале 1989 года СССР начал вывод войск из ДРА, но еще несколько лет оказывал поддержку его правительству деньгами, военными поставками и военспецами. После распада Советского Союза такая помощь прекратилась, и в 1992 году моджахеды свергли правительство. Практически сразу между различными группировками началась вооруженная борьба за власть, в которую вступили и представители радикального исламского движения «Талибан». Последние взяли Кабул в 1996 году и провозгласили Исламский эмират Афганистан, однако гражданская война продолжалась и после этого. В 2001 году против Талибана выступили США и НАТО. Они воюют там до сих пор.