8 июля 1941 г. румынский диктатор И. Антонеску объявил о своих планах на оккупированных территориях, но только 19 августа с соизволения Гитлера румынам было разрешено создать оккупационную администрацию в Приднестровье, а также во всем Буго-Днестровском междуречье. Оккупанты подписали 30 августа в Бендерах соглашение, в соответствии с которым вся оккупированная территория Молдавской ССР и некоторые области Украинской ССР передавались под управление румын. Эти территории были разделены на три губернаторства – Буковина, Бессарабия и Транснистрия. Границей Румынии должен был считаться Днестр. Для управления губернаторствами был создан специальный орган – Кабинет по управлению Бессарабией, Буковиной и Транснистрией (КББТ). Администрация «Транснистрии» до октября 1942г. Располагалась в Тирасполе.
Оккупационный режим строился на политике быстрой румынизации и террора.
Вся территория Приднестровья была разделена на три уезда – Тираспольский, Дубоссарский, Рыбницкий, которые, в свою очередь, были разделены на префектуры.
Систематически и жёстко уничтожалось всё советское, молдавское, украинское, русское, в общем, опасное для румын. Были полностью уничтожены здравоохранение, народное образование, культурные центры. Жители Приднестровья могли учиться только в начальных школах и только на румынском языке и латинице. Православная церковь также была переведена под юрисдикцию румынской церкви, и службы велись на румынском языке. Румыны создали сеть концентрационных, пересыльных лагерей и тюрем.
Оккупанты действовали методами репрессий и террора. Одним из первых жертв массовых репрессий стали евреи.
В Дубоссарах были убиты 18 тысяч, в Тирасполе – более 1500 евреев, в Рыбнице – свыше 1,8 тысяч, в Каменке – более 500 евреев. Уничтожались коммунисты и советские работники, комсомольцы, активисты. Нормой стали избиения и рукоприкладство, бесчинства и грабежи.
Приднестровье виделось румынам как сырьевой придаток и большая тюрьма. Для населения в возрасте от 16 до 60 лет была введена трудовая повинность, а в период сельскохозяйственных работ «всё трудовое население сёл и городов от 12 до 70 лет» считалось мобилизованным, большинство предприятий
объявлялись милитаризированными с закреплением за ними рабочих в порядке мобилизации. Почти вся продукция, производившаяся промышленными предприятиями и в сельском хозяйстве, присваивалась оккупантами и подлежала вывозу.
Несмотря на жестокий оккупационный режим, в Приднестровье уже с первых месяцев оккупации началась антифашистская и антирумынская борьба. Правда, назначенные руководители подполья были либо сразу уничтожены румынами, либо не смогли начать активные действия. Но это не стало препятствием для народной борьбы. Начали действовать подпольные группы, особенно в местах наиболее ожесточённых оборонительных боёв.
Особое внимание было уделено транспортным путям. В Каменском и Григориопольском районе подпольщики неоднократно совершали диверсии на узкоколейных ветках Каменка– Рудница и Григориополь–Тирасполь, препятствуя оккупантам вывозить награбленное добро и собранное для них продовольствие в Румынию. Горели железнодорожные склады в Бендерах и Тирасполе, шли под откос вагоны в Кучурганах, Ново-Савицкой, Рыбнице и Слободке. Партизаны уничтожали предателей и руководителей оккупационных администраций, распространяли сообщения «Совинформбюро», организовывали саботаж на предприятиях, препятстствуя их работе.
В городах и многих сёлах действовали десятки подпольных групп, в том числе молодёжные и детские. Так, в Тирасполе действовали более десяти групп, одной из них руководил В.С. Панин, другой – З. Чабан. Подпольную группу в Дубоссарах возглавил И.Н. Дешёвый, в Григориополе – А.Г. Горохов, в Слободзее – К.П. Цуркан. В Каменке был создан подпольный
комитет во главе с Я.А. Кучеровым, в Рыбнице –во главе с А.И. Балан. К весне 1944г. в Приднестровье действовало около 30 партизанских отрядов.
Уже осенью 1941 г., чувствуя враждебность нерумынского населения, румыны предприняли попытку изменить этнический состав Приднестровья. Оккупанты начали подготовку к депортации.
Из сёл Рыбницкого района, который румыны считали образцово-показательным, они выселили в Очаковский район более трёх тысяч человек, заменив их переселенцами из Румынии, а также молдавским населением из других областей Украины. Завершить геноцид помешала Красная Армия, начавшая освобождение советской земли в 1943 г.
Постепенно грабёж Приднестровья был превращён оккупантами в акцию «выжженной земли». Вывозилось всё, что могло представлять интерес для румын, вплоть до гвоздей, домашней утвари и белья.
Не подверглись румынскому грабежу только немецкие сёла, куда своих союзников представители «СС» не допускали.
Из этих сёл были выселены все ненемцы и созданы отряды самообороны. При отступлении немецкое население было частично эвакуировано в Германию.