1 Подготовка к параду
Идея провести победный военный парад возникла в мае 1945 года. Предстояло на фронтах сформировать сводные парадные полки, доставить их в Москву, разместить и пошить для них более десяти тысяч комплектов специального обмундирования. Необходимо было провести тренировки, ведь строевой подготовкой на фронте занимались куда меньше, чем тактикой; многим фронтовикам за четыре долгих года войны ни разу не приходилось держать равнение в строю.
Генералы считали, что на все это потребуется не менее двух месяцев. Однако 24 мая 1945 года, когда в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялся прием в честь командующих войсками Красной армии, Сталин распорядился ускорить подготовку. Как вспоминал генерал Сергей Штеменко, начальник оперативного управления Генштаба в годы войны, Верховный главнокомандующий в тот день сказал следующие слова: «Парад провести ровно через месяц — двадцать четвертого июня… Потрудитесь управиться в указанное время».
22 июня 1945 года в центральных советских газетах был опубликован приказ Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина № 370: “В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы”.
Верховный Главнокомандующий приказал:
1. Для участия в параде в городе Москве в честь победы над Германией выделить от фронта сводный полк.
2. Сводный полк сформировать по следующему расчету: пять батальонов двухротного состава по 100 человек в каждой роте (десять отделений по 10 человек). Кроме того, 19 человек командного состава из расчета: командир полка — 1, заместителей командира полка — 2 (по строевой и по политической части), начальник штаба полка — 1, командиров батальонов — 5, командиров рот — 10 и 36 человек знаменщиков с 4 ассистентами-офицерами. Всего в сводном полку 1059 человек и 10 человек запасных.
3. В сводном полку иметь шесть рот пехоты, одну роту артиллеристов, одну роту танкистов, одну роту летчиков и одну роту сводную (кавалеристы, саперы, связисты).
4. Роты укомплектовать так, чтобы командирами отделений были средние офицеры, а в каждом отделении — рядовые и сержанты.
5. Личный состав для участия в параде отобрать из числа бойцов и офицеров, наиболее отличившихся в боях и имеющих боевые ордена.
6. Сводный полк вооружить: три стрелковые роты — винтовками, три стрелковые роты — автоматами, роту артиллеристов — карабинами за спину, роту танкистов и роту летчиков — пистолетами, роту саперов, связистов и кавалеристов — карабинами за спину, кавалеристов, кроме того, — шашками.
7. На парад прибыть командующему фронтом и всем командирам, включая авиационные и танковые армии.
8. Сводному полку прибыть в Москву 10 июня 1945 г., имея при себе 36 боевых знамен, наиболее отличившихся в боях соединений и частей фронта, и все захваченные в боях знамена противника независимо от их количества.
9. Парадное обмундирование для всего состава полка будет выдано в Москве.
24 мая, 1945 г.
В праздничном мероприятии должны были участвовать десять сводных полков фронтов и сводный полк Военно-морского флота. К участию в параде также привлекались слушатели военных академий, курсанты военных училищ и войска Московского гарнизона, а также военная техника, включая самолеты. При этом в параде не приняли участие войска существовавшие по состоянию на 9 мая 1945 года ещё семи фронтов ВС СССР: Закавказский фронт, Дальневосточный фронт, Забайкальский фронт, Западный фронт ПВО, Центральный фронт ПВО, Юго-Западный фронт ПВО и Закавказский фронт ПВО.
В войсках немедленно приступили к созданию сводных полков. Бойцов на главный парад страны отбирали придирчиво. В первую очередь брали тех, кто проявил в боях героизм, храбрость и воинское умение. Имели значение такие качества как рост и возраст. К примеру, в приказе по войскам 1-го Белорусского фронта от 24 мая 1945 г. отмечалось, что рост должен быть не ниже 176 см, а возраст — не старше 30 лет.
В конце мая полки были сформированы. По приказу от 24 мая всего в сводном полку должно было быть 1059 человек и 10 человек запасных, но в итоге численность довели до 1465 человек и 10 человек запасных. Командирами сводных полков были определены:
— от Карельского фронта — генерал-майор Г. Е. Калиновский;
— от Ленинградского — генерал-майор А. Т. Ступченко;
— от 1-го Прибалтийского — генерал-лейтенант А. И. Лопатин;
— от 3-го Белорусского — генерал-лейтенант П. К. Кошевой;
— от 2-го Белорусского — генерал-лейтенант К. М Эрастов;
— от 1-го Белорусского — генерал-лейтенант И. П. Рослый;
— от 1-го Украинского — генерал-майор Г. В. Бакланов;
— от 4-го Украинского — генерал-лейтенант А. Л. Бондарев;
— от 2-го Украинского — гвардии генерал-лейтенант И. М. Афонин;
— от 3-го Украинского — гвардии генерал-лейтенант Н. И. Бирюков;
— от Военно-Морского Флота — вице-адмирал В. Г. Фадеев.
Усиленная подготовка к параду проходила с конца мая по начало июня в Москве.
Расписание репетиций было плотным: строевые занятия и тренировки личного состава проходили каждый день по шесть-семь часов. Для 15 тысяч фронтовиков, не привыкших к ежедневной муштре, занятия проходили тяжело. Вместе с воинами-фронтовиками маршировали офицеры, генералы и маршалы.
Знамя Победы
По первоначальному замыслу организаторов, Парад Победы должен был начаться с выноса Знамени Победы колонной солдат, водрузивших его над Рейхстагом 1 мая 1945 года. 20 июня красный флаг торжественно доставили из Берлина в Москву.
Однако группа в составе знаменосца Степана Неустроева и его ассистентов Mихаила Егорова, Мелитона Кантарии и Алексея Береста не так хорошо знала строевую выучку. Кроме того, на фронте Неустроев получил пять ранений и повредил ноги. А прохождение солдат должно было быть идеальным – на параде присутствовало большое количество иностранных гостей и велась съемка специального фильма, который планировали показать всему СССР.
В результате маршал Жуков не стал назначать других знаменосцев, а герои войны получили гостевые приглашения на трибуну. Впервые Знамя Победы вынесли на Красную площадь в 1965 году полковник Константин Самсонов в сопровождении Егорова и Кантарии.
Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. Руководил всей организацией парада командующий Московского военного округа и начальник гарнизона Москвы генерал-полковник Павел Артемьевич Артемьев.
2 Как проходил Парад Победы в 1945 году
Утром 24 июня 1945 года была пасмурная и дождливая погода. К 9 часам гранитные трибуны у Кремлевской стены были заполнены депутатами Верховного Совета СССР и РСФСР, работниками наркоматов, деятелями культуры, участниками юбилейной сессии Академии наук СССР, тружениками заводов и фабрик, иерархами Русской православной церкви, иностранными дипломатами и зарубежными гостями. В 9:45 на Мавзолей поднялись члены Политбюро ЦК ВКП во главе с Иосифом Сталиным.
Командующий парадом Константин Рокоссовский занял место для движения навстречу принимающему парад Георгию Жукову. В 10:00 Георгий Жуков на коне выехал на Красную площадь. После объявления команды “Парад, смирно!” по площади прокатился гул аплодисментов, а затем сводный военный оркестр исполнил гимн “Славься, русский народ!” Михаила Глинки. После этого маршалы совершили объезд войск и вернулись к Мавзолею. Поднявшись на трибуну, Жуков поздравил “доблестных советских воинов и весь народ с Великой Победой над фашистской Германией”. После гимна Советского Союза раздались 50 залпов артиллерийского салюта, над площадью разнеслось троекратное “Ура!”, и начался торжественный марш войск.
3 Приднестровцы на Параде Победы 24 июня 1945 года
В историческом Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года принимали участие фронтовики из Приднестровья Герой Советского Союза Иван Коваль и кавалер орденов Славы Павел Мужецкий.
О Герое Советского Союза из Каменки Иване Ковале, прошедшем Сталинград, Курское сражение и битву за Днепр, о его боевом пути мы рассказывали в материале «Герой от артиллерии. Как Иван Коваль боролся с “тиграми” в битве за Днепр».
В день годовщины Парада Победы расскажем еще о Павле Мужецком, который после войны большую часть жизни прожил в Тирасполе. Ветеран Великой Отечественной войны в 1992 году защищал Приднестровье от агрессии националистов Молдовы. В 67-летнем возрасте он вступил в ряды ТСО (Территориально-спасательного отряда).
Родился Павел Васильевич Мужецкий 11 июля 1924 года в селе Уцково Шалыгинского района Сумской области. Его отец рядовой 263-й отдельной роты связи 327-й стрелковой дивизии Василий Яковлевич Мужецкий погиб под Ленинградом 16 июля 1944 года и был похоронен в селе Петровка Выборгского района Ленинградской области. В это время сам Павел Васильевич в составе 120-го лёгкого артиллерийского полка 65-й армии генерал-полковника Павла Батова освобождал Белоруссию. До этого он пережил оккупацию и был призван в ряды Красной армии после освобождения родного села. Тут стоит заметить, что лёгкие артиллерийские полки – это противотанковые подразделения.
Первую свою боевую награду наводчик 76-мм противотанковой пушки ЗИС-3 получит за бой 19 сентября 1944 года против шести немецких танков в районе села Староспасского Гомельской области Белоруссии. В наградном листе сказано: «В боях под сильным, массированным артогнём противника наводчик Мужецкий проявил исключительное мужество и отвагу. Презирая смерть, огнём прямой наводки в упор расстреливал гитлеровцев. В этом бою Мужецкий подбил немецкий танк “Тигр” и уничтожил до взвода автоматчиков».
Орден Славы был советским аналогом дореволюционного солдатского Георгиевского креста. Носился он на той самой полосатой оранжево-чёрной ленте Военного ордена святого Георгия Победоносца, которая станет сначала символом российских гвардейских частей, потом советских, а в нынешние времена символом Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В отличие от своего предшественника орден Славы был трёхстепенным, а не четырёх. Кавалер «Славы» всех трёх степеней приравнивался по статусу к Герою Советского Союза.
На войне зачастую бывают ошибки в наградных листах. Подобная история произошла и с героем этого повествования. Его историю со вторым орденом Славы можно считать уникальной. Он дважды награждался одной и той же III степенью. Воин сам поправил этот огрех командования. На фотографии, датированной 1945 годом, младший сержант-артиллерист Мужецкий изображён с орденами Отечественной войны II степени, Красной звезды, с двумя одинаковыми орденами Славы и пустой полосатой колодкой той же награды. Не по уставу, конечно, но командование, зная свою ошибку, которую уже поправить было нельзя, старалось не замечать этого.
В наградном листе о присвоении Павлу Васильевичу второго ордена Славы III степени говорилось:
«При отражении неоднократных атак противника в районе м. Добеле ( прим. – Латвия), когда выбыл из строя командир орудия, тов. Мужецкий заменил его и продолжал вести огонь по противнику. В результате смелых действий огнем из своего орудия подбил танк, бронетранспортер, уничтожил до 10 огневых точек, а также рассеял и частично уничтожил до 2 отделений пехоты противника».
К слову, орден Красной звезды Павел Мужецкий получил в промежутке между двумя «славами». Наградной лист (его можно найти на сайте «Подвиг народа») как раз и свидетельствует об огрехах военного делопроизводства. В нём, кроме того, что ефрейтор Мужецкий ранений и контузий не имел, сказано ещё и о том, что он ничем не награждался.
Сам же подвиг артиллериста там описывался так:
«В бою с немецкими захватчиками 10.10.44 в районе сев. г. Шиббен (прим. – ныне город Шилуте в Литве) показал исключительные мужество и отвагу. Немецкая автоколонна двигалась по направлению на запад, стараясь прорваться к своим частям. Несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, ефрейтор Мужецкий стремительно развернул свое орудие на прямую наводку и стал расстреливать гитлеровцев. Уничтожил в бою 8 автомашин с горючим и боеприпасами и до 10 гитлеровцев».
Уже после участия в Параде Победы Павлу Васильевичу Мужецкому будет вручён второй орден Отечественной войны за бои под Кёнигсбергом (прим. нынешний Калининград).
«В боях за гор. Кенигсберг мл. сержант Мужецкий при прорыве сильной обороны противника проявил мужество и отвагу. Находясь со своей пушкой в боевых порядках пехоты, наводчик Мужецкий уничтожил немецкий танк. Перекатив орудие на запасную огневую позицию, несмотря на сильный огонь противника, уничтожил два пулемета и до взвода отступающей пехоты. Обстрелял прямой наводкой два дома, в которых засели автоматчики противника. Часть их уничтожил и 20 взял в плен. Приняв дуэль с противотанковой пушкой противника, наводчик Мужецкий быстро уничтожил ее расчет и этим обеспечил успешное продвижение пехоты», – сказано в наградном листе.
Кстати, с ним и его несколькими сослуживцами по 120-му Новгород-Северскому лёгкому артиллерийскому полку непосредственно перед Парадом Победы произошёл небольшой курьёз. Они были противотанкистами, а тут нужно было выступить в качестве своих «антогонистов».
«Да, из нашего полка человек семь, что ли, отобрали и отправили в Москву. Когда туда поехали, то по всей дороге нас встречали наши люди. С криками “ура!” поднимали нас, обнимали, целовали. Не могли свободно выйти из вагона, чтобы не попасть в объятия. И в Москве то же самое. А сразу после парада, не успели даже разойтись, как нас окружили люди, мужики достали чекушки, и началось… Нас, кстати, почему-то включили в число танкистов, и мы шли в танковых комбинезонах и шлемах. Второй, что ли, ряд…» – вспоминал в одном из интервью Павел Васильевич. Оно должно было войти в одну из книг Артёма Драбкина серий «Я помню» или «Я дрался…», основанных на воспоминаниях ветеранов Великой Отечественной. Книги ещё периодически издаются. Поэтому возможно, что оно там ещё появится. Пока же его можно прочесть на сайте «Я помню».
После войны и демобилизации из рядов Советской армии была учёба в Путивльском плодоовощном техникуме, а затем в Киевском институте народного хозяйства. С 1962 года Павел Васильевич Мужецкий жил в Тирасполе, работая последовательно главным бухгалтером ДОК (деревообрабатывающий комбинат), а потом и главным финансистом предприятий мебельной промышленности Тирасполя и Бендер.
9 мая 2010 года Павел Васильевич снова прошёл по Красной Площади в числе ветеранов Великой Отечественной войны, приехавших на празднование 65-летия Великой Победы из Приднестровья.