1 Изобретение книгопечатания
Официальная история мировой типографии началась более чем за век до начала отечественного книгопечатания. В 1440 году немецким ювелиром Иоганном Гутенбергом был изобретен первый печатный станок, который использовал отдельные подвижные металлические объемные буквы в зеркальном отражении. Буквы выкладывали в строку и закрепляли на печатной основе. Затем основу с формами покрывали чернилами и нажимали на бумагу, чтобы получить копию текста. Первой напечатанной книгой стала Библия.
Однако первая типография была основана через 35 лет, в 1475 году, Уильямом Кекстоном в Англии, в Вестминстерском аббатстве.
Уильям Кэкстон показывает свой печатный станок в Вестминстере королю Эдуарду IV. Художник: Дэниел Маклис, 1851г.
2 Первая московская типография
10 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года повелением Ивана Васильевича IV (Грозного) и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол», состоящая из апостольских Деяний и Посланий, в ней находится указатель апостольских чтений, приуроченных к дням церковного года, и другие необходимые сведения.
Книга создавалась в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники.
Работа над книгой велась в течение года, была начата 28 апреля (19 апреля по старому стилю) 1563 года, а закончена 10 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года.
Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался и как богослужебная книга, и для обучения духовенства.
Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий.
Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Следующей книгой, выпущенной в типографии Фёдорова и Мстиславца, был «Часовник» — сборник повседневных молитв, использовавшийся также при обучении грамоте. Она вышла в 1565 году.
Всего сохранились шесть «Часовников», а от первого издания остался один экземпляр, который хранится в Брюсселе. Единственным экземпляром второго издания располагает Российская национальная библиотека в Петербурге.
Сразу после появления «Апостола» и «Часовника» начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове.
Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568 год) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем» — книгу, которая широко использовалась и для обучения грамоте.
Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574 год).
Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где по поручению князя была напечатана знаменитая «Острожская Библия», первая полная библия на славяно-русском языке.
Все издания Федорова являются ценными памятниками русской культуры, замечательными образцами печатного искусства 16 века. Книги отличаются четким красивым шрифтом, искусно гравированными украшениями – заставками, концовками, фигурными заглавными буквами. В большинстве случаев издания Федорова содержат «предисловия» и «послесловия», которые написаны от имени печатников.
3 Первая типография в Приднестровье
Указ о ее создании в 1792 году подписала Екатерина Великая.
16 мая 1792 года российская императрица Екатерина II издала указ об основании типографии в городе на Днестре – в Дубоссарах.
«Молдавскому протопопу Михаилу Стрельбицкому в награждение службы его, оказанной нам в течение минувшей с турками войны, повелеваем отвесть землю в Дубоссарах для водворения его и позволить ему завести тамо типографию для печатания книг на греческом, российском, молдавском и прочих языках, производя ему пенсию по триста рублей в год», – говорилось в указе Екатерины Великой.
После присоединения к России в 1792 году южных территорий Приднестровья местечко Дубоссары стало пограничным городом. Именно здесь обосновал типографию Михаил Стрельбицкий –известный деятель культуры, гравер, печатник и переводчик.
«На территории нашего края первые памятники славянской письменности были напечатаны именно в Дубоссарах. Михаил Стрельбицкий издавал печатные издания на русском, молдавском, греческом и других языках. Здесь был напечатан ряд учебников, а также переводились книги и издавались для широкого круга читателей», – рассказала директор Дубоссарского историко-краеведческого музея Надежда Гузун.
В числе первых книг, которые издавались в дубоссарской типографии, были буквари. Эти издания на славянском и молдавском языках пользовались большой популярностью у населения. Михаилом Стрельбицким в Дубоссарах были выпущены также богослужебные книги, издания, посвященные великим полководцам, гражданская литература: учебники и переводные книги.
«Некоторые книги сохранились и находятся в библиотеках Санкт-Петербурга, Москвы, а также в Национальной библиотеке города Кишинева. В дубоссарском краеведческом музее хранятся титульные листы “Букваря”, а также книги “Песня на смерть князя Григория Потемкина-Таврического”», – рассказала Надежда Гузун.
Типография, основанная Михаилом Стрельбицким в Дубоссарах, располагалась, предположительно, в центре города, в здании на улице Балтской, сейчас Дзержинского.
Сохранить историческое строение до нашего времени не удалось. В краеведческом музее сохранилась фотография здания типографии, как и других исторических достопримечательностей города прошлых веков.
4 ЗАО «Типар»
«Типар» – одно из старейших предприятий Приднестровья. Его история берет начало с 1898 года, когда градоначальник Тирасполя Семен Петрович Тимченко на собственные средства в своем же доме, что стоял на улице Покровской (сейчас ул. 25 Октября), открыл городскую типографию. Это было небольшое предприятие с примитивным оборудованием и 5-8 работниками, обслуживавшими единственную печатную машину.
Именно здесь печатались отчеты Тираспольской земской управы конца XIX начала XX века, простые бланки, объявления, афиши, газеты.
В 1920 году все типографии города были национализированы. Полиграфисты Тирасполя занимались изготовлением книг, брошюр, научно-популярной и учебной литературы на трех языках. Вышли в свет такие серии, как «Библиотека для крестьян и рабочих», «Дешёвая библиотека».
Новый этап в истории нынешнего «ТИПАРа» начался с образования в 1924 году Молдавской АССР. В 1927-1928 годах в Тирасполе проводились ремонт и реконструкция здания типографии по улице 25 Октября.
В 1929 году столицей автономии становится Тирасполь. В связи с этим изменился и статус городской типографии. Она становится государственной. Было принято решение об укреплении материально-технической базы. В 1933 году приступили к масштабному строительству новых производственных корпусов. Стройку объявили ударной, проходила она в исключительно высоком темпе, куда были инвестированы огромные по тем временам средства. Позже начали устанавливать станочное оборудование, а сама фабрика была электрифицирована.
Наряду с увеличением числа учебных заведений по всей стране, возросла потребность в учебной и художественной литературе. Только в 1934 году Тираспольское полиграфобъединение (ныне «ТИПАР») выпустило 145 наименований книг общим тиражом 502 тыс. экземпляров на молдавском, русском, украинском, еврейском и болгарском языках. Завершение в 1935 году возведения 3-хэтажного здания типографии позволило запустить предприятие на полную мощь.
Однако дальнейшее развитие типографии прервала война. Многие полиграфисты добровольцами ушли на фронт. В эти дни фабрика выпускала газету «Красное знамя». Типография продолжала работать до самой оккупации города, последний номер газеты вышел 6 августа 1941 г., практически в обстановке уличных боёв. Эвакуировать оборудование не удалось.
В апреле 1944 года, после освобождения Тирасполя советскими войсками, город лежал в руинах. Почти всё довоенное оборудование фабрики оказалось практически полностью уничтоженным, от здания остался только обгоревший остов коробки. Все же удалось отыскать и запустить некоторые старые станки ещё с ручным накладом листа, и типография продолжила работать, выпустив в свет первые послевоенные печатные оттиски ещё когда гремела Ясско-Кишинёвская операция.
Начались строительно-восстановительные работы. Несколько позже из Германии в счёт репарации стали прибывать офсетные печатные машины «Мерседес». Стали возвращаться на фабрику ветераны-фронтавики. Трофейное оборудование отличалось большей производительностью и меньшей вредностью производства. Технология высокой печати перешла с цинкографии на алюминий, а затем на биметалл. Первые формы давали небывалый по тем временам тираж – 300 тыс. экземпляров.
Расцвет типографии пришелся на 80-е годы прошлого века, когда «Типар» приобретает репутацию одного из лучших полиграфических предприятий СССР.
После развала Союза «Типар», как и многие другие производства, оказался в очень сложных условиях и был на грани закрытия. Однако предприятию удалось удержаться на полиграфическом рынке республики в этот непростой переходный период, оно сумело сохранить производственный и интеллектуальный потенциал.
В 2013 году руководством предприятия принято решение о проведении масштабной модернизации и в 2014 году производственно-техническая база типографии переведена в новые, специально оснащенные административно-производственные помещения по адресу: г.Тирасполь, проезд Магистральный 10 «а».
С этого момента начинается новый этап в истории типографии «ТИПАР».
С учетом всех сегодняшних потребностей типографией внедрено в производство модернизированное, высокопроизводительное оборудование, которое позволяет оказывать широкий спектр полиграфических услуг: дизайн, набор, верстку и корректуру, печать, тиснение фольгой, фигурную высечку, лакирование и ламинирование, нумерацию, переплет и пр. Обеспечивается выпуск полиграфической продукции разнообразного ассортимента, высокого качества.
5 ОАО «Рыбницкая типография»
Рыбницкая типография находится в самом центре города Рыбница.
Печатание периодических изданий – основная функция типографии. С этой целью она и была запущена в работу в декабре 1930 года – специально для того, чтобы печатать районную газету «Соцiалiстичний путь», выходившую на украинском языке. В 1940 году, после образования Молдавской ССР, она стала выходить на русском языке. Перемены, происходившие в республике, отражались и на работе типографии.
Маленькое здание в нижней части Рыбницы, ручной набор текста – такой была типография. Во время войны 1942 года она была полностью разрушена, но вскоре после освобождения Рыбницы от оккупантов восстановлена.
В начале шестидесятых годов для типографии и редакции построили новое здание в верхней части Рыбницы, где оно находится и до сих пор. Это уже была совсем другая типография: механизированный набор, новые печатные агрегаты, строкоотливные линотипы. Появилась возможность печатать бланочную продукцию.
В 1965 году произошли кардинальные организационные перемены – типография была отделена от редакции и стала самостоятельным предприятием, которое возглавила профессиональный полиграфист Тамара Крикливец. Именно с её именем связан период расцвета типографии. Помимо Рыбницкого, типография обслуживала Каменский, Резинский и Дубоссарский районы.
В начале восьмидесятых претерпела кардинальные перемены. Достроили ещё одно крыло здания и третий этаж. А в производственных цехах появилось новейшее (по тем временам) оборудование для офсетной печати.
Типография внесла свой вклад и в становление республики – немало листовок и плакатов было напечатано в то судьбоносное время.
В 2000 году, типография была награждена Орденом Почёта. Такую же высокую награду получила и Тамара Ивановна Крикливец.
С тех пор прошло двадцать три года. За это время многое изменилось в жизни и деятельности типографии. В 2010 году предприятие было преобразовано в ОАО «Рыбницкая типография», которую возглавила Наталья Валентиновна Крикливец. Было обновлено оборудование, внедрён компьютерный набор. При работе с печатной продукцией используется бумага и краска только самого высокого класса, в основном немецкого и белорусского производства. По решению руководства типографии был открыт фирменный магазин, в котором можно приобрести различную бланочную продукцию, а также тетради для дошкольного образования и школ.
Сотрудники типографии. Фото: Виктора Громова
6 ГУИПП Бендерская типография «Полиграфист»
В августе 1944 года, после вывода немецко-румынских оккупантов из Бендер, город возвращался к мирной жизни, возникла необходимость создания местной общественно-политической газеты. Для ее издания требовались полиграфическое оборудование и специалисты.
Так, по инициативе городских властей, в 1945 году в Бендерах была создана типография. Размещалась она в полуподвальном помещении на ул. Коммунистической, 98. Первоначально коллектив типографии состоял из 8 человек, руководил которым Павел Ефремович Мина – опытный печатник. Оборудование – две трофейные печатные машины, приводимые в действие вручную, и несколько наборных столов с кассами полуизношенного шрифта – привезли из Кишинева на волах.
Мастера полиграфического производства практически сразу же начали выпускать городские газеты «Новая жизнь» на русском языке и «Вяца ноуэ» – на молдавском. В 1948 году газета сменила название на «Победу», тираж ее был 2 000 экземпляров.
В 1955 году типография переехала в помещение на ул. Пушкина, 52, где располагается и по сей день. В 1959 году директором типографии был назначен Омельяненко Михаил Васильевич, выпускник Львовского полиграфического техникума, впоследствии окончивший Московский полиграфический институт. Он возглавлял предприятие по 1975 год.
Этот период характерен техническим ростом предприятия, приобретением нового оборудования.
Проводилась реконструкция предприятия, которая велась хозяйственным способом до 1966 года. Были построены переплетный участок, а также участок подготовки бумаги, склад хранения сырья, проведены другие реконструктивные мероприятия.
В 1966 году к Бендерской типографии были присоединены Новоаненская и Каушанская типографии.
В связи с увеличением объема выпуска печатной продукции потребовалось дальнейшее расширение производства. В 1969 году вновь была начата реконструкция предприятия, которая закончилась в октябре 1970 года. Был построен двухэтажный производственный корпус, в котором разместились наборный и печатный цеха.
В 1970 году было внедрено новое оборудование для высокой печати. Для ускорения выхода в свет газеты «Победа», а в 1972 году ее тираж составлял 25тыс. экземпляров, была приобретена печатная ротационная машина ПРГ-2.
В 1973 году приобрели немецкую печатную флексографскую машину «Ультрафлекс».
Тогда впервые в Молдавии в Бендерской типографии был освоен флексографский способ печати. Этим способом изготавливали этикетки на пергаментной и ламинированной бумаге для кисло-молочной продукции, упаковку для мороженого и фирменную упаковочную печатную продукцию для магазинов и торговых предприятий города.
В 1975-1984 годах Бендерская типография входила в состав Тираспольского производственного объединения полиграфической промышленности. Возглавлял ее в эти годы Н.И. Аладов.
В 1985 году Тираспольская офсетная фабрика стала самостоятельным предприятием, а Бендерскую типографию определили головным предприятием объединения. Генеральным директором был назначен В.В.Циперман. Под его руководством в 1985 году были внедрены офсетный способ печати и наборно-пишущая техника. В те годы это было большим достижением.
В 1988 году было принято решение реконструировать Бендерскую типографию и на ее базе организовать выпуск газет всех южных районов МССР. Реконструкция началась в 1989 году и должна была завершиться в 1991 году.
Однако политическая обстановка в Молдавии к этому времени не позволила осуществиться задуманному. Война 1992 года внесла коррективы в развитие предприятия.
С окончанием военных событий начался новый этап в развитии типографии, фактически ее второе рождение. В это время предприятие возглавил Николай Афанасьевич Нагибин.
Несмотря на тяжелые экономические условия начала 90-х годов, под руководством Николая Нагибина была завершена реконструкция производственного корпуса, началось техническое перевооружение производства, внедрялись современные полиграфические технологии, организован выпуск новых видов печатной продукции. В этот период в типографии используется технология набора книг, брошюр, бланков на компьютерной технике. В 1994 году было введено цветоделение.
В начале 90-х годов молодая Приднестровская республика испытывала дефицит в учебниках и методической литературе. В связи с этим Министерство просвещения ПМР придало Бендерской типографии статус базового предприятия по выпуску учебно-методической литературы. Уже в 1997 году предприятие освоило выпуск учебников, в том числе и на молдавском языке, отпечатав более 150 тыс. экземпляров книжной продукции.
С 1997 – 2000гг. типография изготовила более сотни учебников и методических пособий, значительная часть которых – на молдавском языке, а также художественные произведения приднестровских авторов общим тиражом более 350 тыс. экземпляров. А также была напечатана юридическая и правовая литература.
Становление ПМР влекло за собой необходимость создания документов государственной важности: паспортов, дипломов, аттестатов, водительских удостоверений, ценных бумаг. При поддержке Министерства информации и телекоммуникаций в 2000 году на базе типографии «Полиграфист» было организовано производство по изготовлению документов. Для этого помещение типографии было перепланировано в специальные, хорошо технически оснащенные и надежно охраняемые участки. Установлено высококачественное офсетное печатное оборудование.
Все бланки ценных бумаг обеспечены современными способами защиты от подделки: бумага с водяными знаками, разными видами волокон, высвечивающимися при определенных условиях, химическая защита и другое.
В Бендерской типографии выпускается более двадцати наименований газет: республиканских, городских, районных, таких как «Приднестровье», «Адевэрул Нистрян», «Гомiн», «Днестровская правда».
В настоящее время с целью дальнейшего повышения качества выпускаемой продукции и скорости ее изготовления приобретается новое цифровое оборудование.
Издания типографии «Полиграфист». Фото: poligrafist.md
Современные издания типографии «Полиграфист». Фото: poligrafist.md
По материалам сайтов:
https://www.calend.ru/events/5029/
https://www.calend.ru/events/4698/