1 августа 1812 года в Тирасполе, как уездном центре Херсонской губернии, учредили первое известное учебное заведение – уездное училище с нижним отделением. Оно было открыто в связи с тем, что в городе не было приходского училища. Нижнее отделение как раз и работало по программе приходских учебных заведений.
Училище открыли в соответствии с правилами народного просвещения, утвержденными 24 января 1803 г. императором Александром I. Как провозглашалось в них:
«Главная идея учебной организации высказывается в следующих постановлениях: Для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния определяются четыре рода училищ: 1) училища приходские; 2) уездные; 3) губернские или гимназии и 4) университеты. (…) В каждом уездном городе должно быть по крайней мере одно уездное училище».
Вся Россия разделялась на шесть учебных округов, и Тирасполь относился к Харьковскому. Согласно закону образование становилось доступным представителям всех сословий. В Тираспольском уездном училище преподавали Закон Божий, священную историю, катехизис, евангелие, должности человека и гражданина, грамматику российскую и местных языков.
Из общих предметов делали упор на чистописание, правописание, правила слога. Изучались арифметика, всеобщая география, география Российского государства и даже всеобщая история вместе с географией древнего света. Ученикам преподавали российскую историю, начальные правила геометрии, начальные правила технологии, рисование.
Интересно, что смотрителям уездных училищ полагался годовой оклад, который зависел от разряда училища: 400 рублей для училища первого разряда, 350 рублей – для второго и 300 для третьего.
Учебные заведения открывали и в других городах тираспольского уезда. Так, уже 11 марта 1816 г. в Григориополе появилось двухклассное приходское училище, а в 1821 г. приходское училище учредили в Дубоссарах. В училище Григориополя преподавали и армянский язык, так как город был населен в основном армянскими переселенцами. Для воспитания и образования дворянских детей существовали частные мужские и женские училища. Стали учреждаться школы и пансионы для воспитания девочек из привилегированных семей, т. е. к образованию приобщали и женщин. В 1842 г. в Бендерах женой отставного поручика Келмаша был основан первый женский пансион. Как и в других частных пансионах для девиц высшего сословия, в этих неполных средних учебных заведениях главное внимание уделялось преподаванию рукоделия и французского языка.
5 июня 1819 г., в соответствии с циркулярным предложением, в уездных училищах произошли изменения, и ученики, которые готовились к поступлению в гимназию, начали изучать латинский и немецкий языки. Всего в уездном училище преподавали 13 предметов.
Учебный Устав 1828 года произвёл ряд изменений в работе уездных училищ. Уездные училища из двухклассных становились трёхклассными. Это давало возможность увеличить учебные программы и ввести новые учебные предметы, например курс геометрии. Также изменились названия ряда учебных дисциплин, которые получили современное звучание. Так, всеобщее и российское землеописание стало географией. Изучение Пространного и Краткого Катехизиса, Священной истории, Ветхого и Нового заветов, объяснения литургий свели в единый урок «Закон Божий». Кроме того, Устав определял расстановку учебных предметов по годам обучения и классам, уточнял недельную предметную нагрузку и устанавливал единую 75-минутную продолжительность урока.
В 1831 г. учебные округа были разделены по-новому, и на этот раз Тирасполь вошёл в Одесский учебный округ.
Разумеется, уездное училище не удовлетворяло всех запросов общества. В связи с этим в центре учебного округа, в Одессе, открыли в начале девятнадцатого столетия ряд учебных заведений высшего порядка, где обучались дети из ближайших уездов Херсонской губернии. С 1804 г. в Одессе действует коммерческая гимназия из 6 классов, где преподавали такие предметы, как логика, психология и нравственность, философская грамматика, история коммерции, физика и бухгалтерия, познание фабрик и товаров, греческий, итальянский, французский языки и другие предметы. А с 1 июня 1805 г. основан Благородный институт, преобразованный впоследствии в Ришельевский лицей. Его выпускники, окончившие десятилетний курс учения в лицее, получали право на 14-й и даже 12-й классы российского чиновничьего «табеля о рангах». Россия получала высокообразованных чиновников, владеющих несколькими языками: греческим, латинским, французским, итальянским, немецким.
Для девушек дворянского сословия в 1804 г. в Одессе открыли городское девичье училище. В 1817 г. в Одессе учредили греческое коммерческое училище, еврейские мужское и женское училища.
Такая система образования давала неплохие результаты. По официальным данным за 1836 г., самым грамотным сословием в абсолютном исчислении были мещане и ремесленники – 1,5 миллиона человек, за ними шли потомственные дворяне, лица духовного звания, купцы и крестьяне. Среди 44 миллионов последних грамотой владели более 100 тысяч человек.
С 1835 года срок подготовки учителей для уездных училищ был увеличен до четырёх лет. Каждого учителя готовили к преподаванию 2-3 предметов.
Согласно новому уставу от 13 сентября 1836 года было преобразовано и Тираспольское уездное училище. Четырьмя годами раньше – 12 декабря 1832 г. – закрылось его нижнее отделение, так как местное Общество не выделило денег на его содержание, как того требовал Устав 1828 года. В 1863 г. училище содержало пять учителей и в нём проходили обучение 48 учащихся.
Само училище в те годы находилось в старом обветшалом здании. Сохранилось его описание в 1869 году. Стояло оно вдали от центральной части города, классы отличались теснотой и малым естественным освещением, зато двор был обширным. Училище имело две библиотеки – основную и ученическую. Основная могла предложить богатый выбор научных книг старых выпусков, ученическая располагала 67 томами в соответствии с тогдашними учебными программами.
Дух и атмосферу, которые царили в уездном училище, хорошо передаёт «Циркуляр по управлению Одесским учебным округом за 1869 г.», где повествуется об испытаниях в Тираспольском уездном училище, о которых отчитался попечителю округа С. П. Голубцову ординарный профессор Новороссийского университета В. И. Григорович, приехавший в Тирасполь вечером 28 мая 1869 г. Профессор сразу же отправился в училище и побеседовал с его преподавателями. На другой день он разговаривал о проблемах тираспольского образования с исправником и городским головой. Также профессор заметил в отчете, что в Тирасполе, кроме уездного, были и народные училища.
30 мая В. И. Григорович собрал в классах уездного училища его учеников и провёл проверку знаний, познакомился с их заботами и бытом. В то время штат училища состоял из штатного смотрителя и семи учителей. Закон Божий преподавал соборный иерей, а русский язык – ещё совсем молодой педагог, который тем не менее заслужил похвалу проверяющего. Вот что сообщал профессор об учениках:
«Ученики в трех классах весьма неравного возраста. Есть ученики, которым около 20 лет. Всех учеников в настоящем году V 68, и это число, как во многих училищах, несоразмерно уменьшается от 1-го до 3-го класса. В 1-м классе – 40 учеников, во 2-м – 13, в 3-м – 14. Из них поступает в гимназию самое малое количество учеников. Замечательно количество дворян (личных) – 37. Это объясняется тем, что Тираспольский уезд обилует значительным количеством мелких землевладельцев. Вероятно, что из числа 39 учеников, родители которых не живут в городе, самое значительное количество принадлежит этому разряду жителей. Затем идут дети чиновников. Мещане в количестве 13 и крестьяне в количестве 10 (…)».
В училище обучалось 56 православных, 7 католиков, 5 евреев.
В. И. Григорович сообщил, что ознакомился с тетрадями учеников по русскому языку и черчению, проверил знания по географии и арифметике и остался доволен тем, что ученики действительно учат, а не зубрят эти предметы. Особенно порадовали его знания будущих учителей народных училищ. Известны и фамилии отличников: Тодика Даниил, Гроза Филипп, Федоров Иван, Матвеев Григорий, Качауни Семен, Драгутин Петр, Прейс Болеслав, Чернявский Григорий, Дзюба Семен. Вывод проверяющего гласил: «Это училище, однако ж, выдвинуло детей бедных землевладельцев и чиновников, а также мещан из тяжкой участи, которая постигает многих в этом уезде, быть зависимым от пришельцев и даровало им общерусское образование, которое еще чуждо тем, средства которых позволяли бы поощрить это общерусское образование».
1 Тираспольская женская гимназия
25 мая 1889 г. в Тирасполе были открыты четырехклассные частные мужские прогимназии, что явилось крупным шагом к просвещению городского населения.
Женская гимназия. 1893-1919 гг.
Одно из старейших учебных заведений Тирасполя было основано 24 февраля 1893 года в виде прогимназии, которая затем, 1 августа 1900 года, была преобразована в женскую гимназию. В ней было 8 основных и один приготовительный класс, в которых обучались 23 воспитанницы.
Гимназия была построена на пожертвования жителей города. Обучение в гимназии было платным. Стоимость обучения в подготовительном классе составляло 35 рублей в месяц, в 1,2,3,4 классах – 45 рублей, в 5,6,7 классах – 65 рублей, а в 8 классе 120 рублей.
Девочка, окончившая восемь классов, имела право поступать в университет или работать домашней учительницей или гувернанткой.
Начальницей гимназии была назначена дочь надворного советника Ольга Алексеевна Берестнева.
Тираспольская женская гимназия входила в систему министерства народного просвещения, и учебный год в ней длился с 16 августа по 1 июня. Обучались в гимназии представительницы всех сословий. Многие выпускницы женской гимназии сами становились учителями и преподавали в начальных школах. Гимназистки носили форму зеленого цвета, правда, передники у них были такие же белые и такой же приблизительно формы, как и в советское время.
Первый выпуск 17-ти воспитанниц гимназии состоялся в 1901 году.
Окончившим 7 классов выдавался аттестат на звание учительницы начальных школ, а окончившим 8 классов присваивалось звание домашней учительницы. Выпускницы 8 класса получали право на поступление без экзаменов на высшие женские курсы.
В годы первой мировой войны, после открытия Румынского фронта, в здании гимназии был расположен военный госпиталь. Гимназистки после окончания уроков ухаживали за ранеными солдатами и офицерами. А по вечерам они вязали шарфы, носки, шили кисеты и отправляли посылки солдатам на фронт.
К 1917 году в гимназии обучалось свыше 300 учениц. Те, кто учился на «отлично», освобождались от платы за обучение и получали стипендию.
Трудовая школа №1. Тираспольская Средняя школа №10. 1920-1941 гг.
После революции и установления советской власти в стране, школа получила новый статус – трудовая школа №1.
В этой школе было бесплатное образование, мальчики и девочки обучались вместе. Важную роль в процессе обучения играло трудовое воспитание, обучение шло бригадным методом. Ребят обучали швейному, столярному, сапожному делу. В эти годы учителем рисования и черчения был знаменитый приднестровский художник Александр Федорович Фойницкий. В 1931 году школу закончил его талантливый ученик Витя Ткаченко, погибший в годы Великой Отечественной Войны.
Между 1932 и 1934 гг. Тираспольская Трудовая школа №1 была преобразована в Тираспольскую русскую среднюю школу №10.
В разные годы в ней учились будущие Герои Советского Союза – В. А. Бочковский, Г.Г. Черниенко, П. А. Щербинко, С.И. Полецкий, П. И. Павлоцкий, фронтовые операторы Ефим Учитель и Филипп Печул, награждённые Государственной премией СССР. Многие кадры фронтовых кинооператоров впоследствии вошли в 20-ти серийный документальный фильм «Великая Отечественная».
Во время оккупации города 1941-44 гг. здание школы было арендовано под учебное заведение – женскую гимназию румынского типа. В апреле 1944 года при отступлении фашистских оккупантов из Тирасполя здание школы сильно пострадало. Вторую жизнь образовательное учреждение получило в 1949 году, когда её здание вновь было отстроено.
Послевоенная школа. Тираспольская средняя школа №6. 1945-1969 гг.
В 1949 году при участии выпускницы школы Ольги Хлебниковой, инженера-архитектора, здание было восстановлено, сохранив свой прежний облик.
Учебное заведение стало называться средней школой №6. Пока востсанавливалось основное здание, занятия велись в маленьком одноэтажном помещении. Ученикам не хватало бумаги, чернил. Они писали на обрывках обоев, на краях газет. Мебели тоже не хватало, поэтому ученики приносили с собой стульчики или табуретки, чтобы было на чем сидеть.
В 50-х годах школе было присвоено имя И. В. Мичурина, знаменитого советского биолога и селекционера. Она стала политехнической: вместе с аттестатом об окончании средней школы присваивалась рабочая специальность, в учебные планы вошла пятая трудовая четверть. Завод им. С. М. Кирова оборудует здесь механические мастерские, что позволило получать специальности слесарей, фрезеровщиков, токарей, шлифовальщиков.
В 1957 году в школе наряду с французским и немецким языками вводится преподавание английского языка. Впоследствии создавались классы с преподаванием предметов на английском.
В 1961 году был построен новый корпус школы. В феврале этого же года в Советском Союзе отмечали 100-летие со дня рождения уроженца Тирасполя выдающегося химика Н. Д. Зелинского. С 1961 года школа носит имя знаменитого академика.
Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия. 1991-2010 гг.
Статус гимназии школа №6 вновь получила в 1991 году. В этом году гимназия выпускает первые экспериментальные профильные классы. В 1993 гимназия заключает договор с Московским авиационно-техническим институтом. На базе гимназии открываются подготовительные курсы, а преподаватели ВУЗа приезжают в гимназию принимать вступительные экзамены.
Сегодня в гимназии работают 7 кафедр. Работают классы по подготовке ребят для поступления в первый класс – «Микрошкола». Из года в год гимназисты занимают первые места в городе по количеству победителей предметных олимпиад в городе и республике, а также в Исследовательском обществе учащихся.
2 Развитие школьного образования
Лучшие представители передовой педагогической мысли оказывали помощь народу края в развитии просвещения. Ярким примером является деятельность выдающегося русского ученого-медика и педагога Николая Пирогова (1810-1881). Будучи попечителем Новороссийского (Одесского) учебного округа (1856-1858), куда входило и Приднестровье, Н.И. Пирогов следовал принципам, изложенным в его знаменитых «Вопросах жизни»: старался придать образованию народный и общедоступный характер, решить основную задачу школы — воспитание высоконравственной личности, формирование у юношества стремления к знаниям и творчеству, — хотя сделать это в сложившихся условиях было крайне сложно. Пирогов Николай Иванович активно выступал за просвещение народа, был противником телесных наказаний в школе. Классическую гимназию он рассматривал как идеал среднего учебного заведения. Требуя развития просвещения не только для молдаван и русских, но и для других национальностей края, Пирогов полагал, что важнейшую роль в этом должен сыграть Новороссийский университет в Одессе, открытый в 1865 г. В годы педагогической деятельности Пирогова заметно расширилась сеть народных училищ в округе, в Бендерах в 1876 г. открылась женская гимназия.
Во второй половине XIX в. многие выпускники средних учебных заведений, в том числе и выходцы из Приднестровья, устремились в университеты и институты России (Петербургский, Московский, Киевский, Новороссийский и др.). Среди них неуклонно возрастал удельный вес детей из семей разночинцев — учителей, врачей, зажиточных мещан и крестьян. Идеи Н.И. Пирогова и его практическая деятельность оказали большое влияние на педагогическую мысль и прогресс народного образования в крае.
В развитии школьного образования определенную роль сыграло и земство. В с. Слободзея (около 13 тысяч жителей) в 1907 г. были три школы — земская, министерская двухклассная и церковноприходская. В Бендерском уезде в 1912/13 учебном году насчитывалось 35 земских школ. Определенное развитие получало и среднее образование, особенно с конца XIX в. В 1905 г. в Бендерах начало действовать реальное училище, в 1912 г. — частная женская гимназия, а в следующем году — еще одно женское среднее учебное заведение; в Тирасполе реальное училище было открыто в 1904 г.
С 1913 по 1917 г. по инициативе уездного Бендерского земства издавался сначала в Одессе, а затем в Бендерах иллюстрированный периодический журнал «Школьные экскурсии и школьный музей», в виде приложения к нему выходила брошюра «Спутник натуралиста». Издание предназначалось в основном для оказания практической помощи учителям в организации школьной работы по изучению родного края.
Среди общеобразовательных средних учебных заведений преобладала классическая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Учащиеся же реальных училищ могли поступать только на физико-математический факультет университета и в технические учебные заведения. В гимназии больше внимания уделяли гуманитарным наукам, особенно филологическим, а в реальных училищах в основном изучались естественные и физико-математические дисциплины.
Накануне мировой войны 1914-1918 гг. на территории современных Слободзейского, Тираспольского, Григориопольского и Дубоссарского районов насчитывалось 100 начальных школ всех типов: среди них земских — 31, общественных — 27, церковноприходских — 25, министерских — 15, других — 2. В этих начальных школах обучалось около 9,2 тыс. детей. Размещались они зачастую в неприспособленных помещениях, испытывали значительные трудности в обеспечении учебниками, литературой, наглядными пособиями, школьно-письменными принадлежностями. Ассигнования на народное образование выделялись крайне скудные. Поэтому и земские, и церковноприходские, и министерские школы находились в тяжелом положении.
Таким образом, несмотря на некоторое развитие системы народного просвещения, создание сети начальных школ и средних учебных заведений, большинство приднестровских детей, особенно из бедняцких, пролетарских и батрацких семей, и в начале XX в. оставались за пределами этой системы, не посещали школу и чаще всего были обречены на безграмотность. В этом плане положение народного образования в Приднестровье ничем не отличалось от большинства регионов обширной Империи. В.И. Ленин справедливо писал в это время (1913 г.):
«Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков… Четыре пятых молодого поколения осуждены на неграмотность крепостническим государственным устройством России. Этому отчуждению народа помещичьею властью соответствует безграмотность в России».
По материалам сайтов ИА «Новости Приднестровья» и «Куркули Тирасполь».