Его традиция восходит к ветхозаветному преданию об освобождении евреев из рабства в Древнем Египте. В память об этом ежегодно на 14-й день месяца нисан евреи во всем мире собираются на Седер – праздничный ужин. Дата Песаха не фиксирована – она рассчитывается по лунному календарю и должна выпадать на первое полнолуние после весеннего равноденствия. Остальная неделя называется «праздничными буднями» (холь ха-моэд).
Согласно преданию, описанному в Пятикнижии (Торе), основной священной книге иудаизма, евреи попали в рабство в Древнем Египте. Чтобы освободить их Господь выбрал Моисея, который просил правителя Египта – фараона – отпустить израильтян в Палестину. В ответ на отказ фараона Бог послал на египтян 10 казней, последняя из которых стала самой страшной: в одну ночь погибли все первенцы египтян. Но Ангел смерти прошел мимо домов израильтян – Господь через Моисея повелел им пометить свои жилища кровью ягненка. Отсюда и название Песах – пройти мимо.
В итоге фараон согласился отпустить еврейский народ, которому, однако, пришлось преодолеть по пути Красное море и пустыню. И если волны моря, согласно религиозному тексту, расступились, то в пустыне израильтяне скитались еще 40 лет.
Один из символов Песах – пресный хлеб маца. Он означает память о лишениях израильского народа в рабстве и пустыне. Перед праздником Песах, евреи тщательно убирают свои дома, избавляясь от остатков хамца – продуктов, прошедших процесс брожения, например, хлеба или пива. Такие продукты запрещено хранить и есть в период Песаха – можно только пресный хлеб. Это правило является религиозным – ритуальная трапеза тесно связана с сюжетом исхода евреев из Египта.
Кроме мацы праздничный стол на Седер состоит из других символических блюд. Это: зроа – кусочек жаренного мяса на кости, марор – горькая трава, карпас – зелень, Харосет – потертые яблоки с орехами, хаерет – тертый хрен, бейца – варенные яйца. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода.
На столе также присутствует бокал вина для пророка Элияха (Илии) – пророка, жившего в Израильском царстве в IX веке до нашей эры. Согласно преданию, он был взят на Небо живым и должен вернуться на Землю в канун Песаха для того, чтобы сообщить о «дне Господне». Сидящие за столом на Седер должны выпить четыре чаши с вином или виноградным соком, символизирующим четыре обещания Бога израильскому народу.
За праздничным столом читают книгу под названием Агада, вспоминают выход предков из Египта и представляют себя в их роли, стараясь рассмотреть давние события в контексте современности.
В народе принято называть Песах еврейской Пасхой, тем не менее это две разные традиции, наполненные разным религиозным смыслом.
Если Песах – посвящен исходу евреев из Египта и последующему обретению ими Земли Обетованной, где ключевой фигурой является пророк Моисей, то христианская Пасха – посвящена воскрешению Иисуса Христа на третий день после казни на кресте, т.е. – «прохождению от смерти к жизни, от земли к небу».
Кстати, в еврейской традиции у праздника Песах есть и другие названия:
- Хаг ха-мацот (“праздник мацы”) – в память о том, что во время быстрого выхода евреев из Египта их тесто не успело закваситься;
- Хаг ха-херут (“праздник свободы”) – в память об избавлении от рабства;
- Хаг ха-авив (“праздник весны”).
На территории Приднестровья еврейские общины существуют с XVII века. У села Ягорлык обнаружены каменные надгробья иудейской традиции, датирующиеся этим временем. В местечке Рашков еврейские погребения появляются на рубеже XVII – XVIII веков. К середине XVIII века Рашков стал центром хасидизма – мистического течения в иудаизме. Здание синагоги, возведенной хасидами в Рашкове и сохранившееся до наших дней, является уникальным творением зодчества того времени.
Развитие еврейских общин усилилось в период вхождения Приднестровья в состав Российской империи. Крупные общины существовали в XIX веке в Тирасполе, Бендерах и Дубоссарах. Только за 20 лет в 1797-1816 годах на территории Тираспольского уезда появилось 7 еврейских колоний. В 1863 году в Тирасполе было три каменных синагоги и частная еврейская школа. В 1897 году низ 32 тысяч жителей Тирасполя 8668 были евреями. В Дубоссарах в это время проживало 5220 евреев (43% от всего населения), в Рыбнице – 1574 (39% от всего населения), а вот в Бендерах – 10654 (33,5 % от всего населения), функционировало 10 синагог и молитвенных домов.
«Евреи свято соблюдали свои религиозные обряды и обычаи. По субботам пожилые евреи прогуливались группами на главной улице, Покровской, одетые в длиннополые сюртуки. Они вежливо раскланивались с женой аптекаря Лимонника, важно сидевшей в нарядном платье на крылечке своего дома в кресле».
Екатерина Барбова
дочь фельдшера санитарного бюро Тираспольской уездной земской управы Николая Ивановича Попова, (начало XX века)
Трагическим периодом для еврейского народа является период фашисткой и румынской оккупации 1941-44 годов: в это время на территории Приднестровья оккупанты создали сеть гетто и концентрационных лагерей, где было убито в том числе порядка 1,5 тыс. евреев.
Сегодня еврейская община Тирасполя насчитывает около 500 человек постоянно проживающих в столице Приднестровья и тысячи эмигрантов за рубежом. Здесь функционирует синагога, проводятся традиционные еврейские праздники, уделяется большое внимание сохранению памяти о жертвах Холокоста.