По традиции столица Приднестровья – Тирасполь – ежегодно отмечает свой день 14 октября. Однако на вопрос, почему именно эта календарная дата вошла в историю как День города на Днестре или Днестрграда (Tiras – древнегреческое название реки, polis – город), с ходу ответит не каждый учитель истории. Принято считать, что он приурочен к православному великому празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя официально два праздника были объединены не так давно – в 1998 году. Вместе с тем точкой отсчета истории Тирасполя является год, когда ни города, ни его названия ещё не было. Впрочем, древнее поселение с похожим именем существовало задолго до появления будущей столицы ПМР. Вершители истории из «стаи славной екатерининских орлов» возродили забытый античный топоним и присвоили его новому городу Российской империи. «Новости Приднестровья» разобрались в хитросплетениях истории и разъясняют на фактах, как появился Тирасполь и почему сегодня его день отмечается на Покров Пресвятой Богородицы.
Идея как точка отсчета
После завершения Русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов область между реками Буг и Днестр, называемая Едисан, вошла в состав России. В то же время правительство Екатерины II прекрасно понимало, что новой войны со Стамбулом в будущем не избежать, поэтому озаботилось укреплением обороны новоприобретенных земель. Так появилась идея создать линию обороны на Днестре, состоящую из нескольких опорных крепостей с городской округой.
Заняться этим императрица Екатерина II поручила наместнику Екатеринославля (Днепропетровск) Василию Каховскому, который уже в сентябре 1792 года рапортовал о результатах:
«Представляю генеральную карту сей области с разделением на четыре уезда. Четвертый уездный город полагается построить при Средней крепости против устья реки Ботна. Новосозидаемая крепость будет средством к привлечению жителей в город, а город при открытии в нём торговых дней и ярмарок, и через разведение садов и огородов, будет весьма выгоден для крепости».
Предложение о строительстве города при проектируемой крепости и есть точка отсчета истории Тирасполя.
Крепость как ядро
Прежде чем первый камень был заложен в фундамент крепости, отцы-основатели твердыни долго спорили, где ей предстоит быть. Инженер Франц де Волан, голландец на русской службе, избрал для этого место слияния Ботны и Днестра. Генерал Александр Суворов, курирующий проектную работу, указал перенести крепость на 5-6 км ниже по течению, мотивируя это вопросами здравоохранения: высокая влажность в районе соединения двух рек могла негативно сказаться на здоровье солдат. Победила версия Суворова, и 22 июня (3 июля) 1793 года крепость была заложена на том самом месте, где сегодня находится жилой массив улицы Федько. Официальным «открытием» твердыни стали поднятие императорского штандарта и освящение крепостной церкви 20 сентября (1 октября) 1795 года.
В документах того времени крепость именовали «Ботнинская» или «Срединная». Она занимала промежуточное положение между фортами Днестровской линии, которая тянулась от реки Ягорлык до Очакова. В своих письмах Суворов так и указывает место своего пребывания – «Ботна». Тираспольской крепостью она стала несколько лет спустя, и связано это с «греческим проектом Екатерины II».
Тирасполь как традиция
За десять лет до начала строительства Ботнинской-Срединной крепости Екатерина II предложила императору Священной Римской (Германии) империи Иосифу II разделить территорию Турции, которая в свое время захватила Балканы и Северное Причерноморье. Столице «страны Османа» предлагалось вернуть старое название Константинополь, а вокруг неё возродить Византию под управлением внука российской государыни Константина. Молдавию, Валахию и Бессарабию Екатерина II предложила объединить в новое государство с древним названием Дакия. А вот территорию между Бугом и Днестром, называемую Очаковской землей, императрица планировала включить в состав России как «ничейные» и «дикие» земли. Эту идею, изложенную в одном письме, историки назвали «греческим проектом Екатерины II». Но из всей концепции удалось реализовать лишь «реконкисту Дикого поля».
Вновь создаваемым городам на «диком западе» Российской империи присваивались возрождённые названия античных греческих колоний. Так появились Херсон (Херсонес), Одесса (Одиссос), Овидиополь и Тирасполь – город на Днестре или Днестрград.
Вот что писал об этом известный русский публицист XIX века Николай Надеждин:
«Когда Российская империя раздвинула пределы свои до Днестра, карта новоприобретенных земель была совершенно голая; чтобы наполнить её, прибегли к древним классическим преданиям: воскресли знаменитые имена Херсона, Ольвии, Тираса, Одиссос. Работа кипела, некогда было пускаться в слишком глубокие исследования. Не требовалось и не предстояло надобности, чтобы древние имена пришлись точь-в-точь на своих местах: Херсон очутился на Днепре, Ольвия подвинулась на полтораста вёрст выше по Бугу; Одиссос пересел на место древнего пристанища Истриан; Тирас перебрался по сю сторону Днестра»
Слово «Тирасполь» впервые встречается в Именном Указе Сенату от 27 января 1795 года об учреждении Вознесенской губернии. В третьем пункте этого Указа читаем:
«Мы повелеваем Наместничество же разделить на 12 уездов, в которых окружные и к округам приписные города имеют быть […] 6. Тирасполь при средней крепости противу устья Ботны».
Согласно этому документу Тираспольскому уезду приписывались также города Одесса, Балта, Дубоссары, Овидиополь, Григориополь. К этому времени вокруг крепости вырос городок, насчитывающий 2448 человек. Он то и получил название Тирасполь.
Однако топоним этот в качестве имени города уходит своими корнями в глубокую древность. Античные авторы реку Днестр называли Tiras. Они же неоднократно писали о древнегреческом городе Tira, на месте которого, как принято считать, сегодня стоит Белгород-Днестровский.
Города под названием Tiras и Tiraspo отмечены и на карте XVI века польского интеллектуала Мартина Броневского, причем картограф располагает их на правом берегу Днестра в Бессарабии вдали от реки.
Что за города обозначены на польской карте, точно не ясно, однако, как и античная Tira, они свидетельствуют, что имя для города Тирасполь не придумали в XVIII веке, а возродили в контексте российского утверждения в Северо-Западном Причерноморье.
Октябрь как праздник города
Как было отмечено выше, существует несколько календарных дат, связанных с появлением Днестрграда – предложение о постройке города в сентябре 1792 года, закладка крепости 22 июня (3 июля) 1793 года, официальное завершение строительства 20 сентября (1 октября) 1795 года, присвоение форштадту статуса уездного города и названия Тирасполь 27 января (7 февраля) 1795 года. Однако день города официально установлен 14 октября. Почему?
Официально эта дата была установлена указом Президента ПМР Игоря Смирнова в 1998 году, согласно формулировке: «учитывая обращение государственной администрации и городского Совета народных депутатов г. Тирасполь, а также с целью сохранения исторических и православных традиций». До этого столица Приднестровья отметила 200 лет со дня основания в 1992 году, причем празднества проходили 2 – 4 октября.
О том, как это было, можно узнать из СМИ тех лет:
Впрочем, праздник города в Тирасполе отмечали, хоть и не так масштабно, в 80-е годы. Например, в 1988-ом он проходил 16 октября в рамках III Всесоюзного фестиваля народного творчества и был приурочен к 70-летию Ленинского комсомола.
О том, какие мероприятия тогда планировались можно также почитать в Днестровской правде:
Интересно, что еще до 1917 года традиционной в Тирасполе была большая Покровская ярмарка урожая, проходившая с 1 по 7 октября. Эти даты указаны по старому стилю (Юлианскому), в календаре же нынешнем (Григорианском) им соответствуют 14-21 октября. Покровской она называлась потому, что начиналась после православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Ярмарочная традиция XIX века стала основой концепции празднования 200-летия Тирасполя в 1992 году. Тогда же на День города впервые появились популярные сегодня народные подворья.
Шесть лет спустя, в 1998-м, епархия Тираспольская и Дубоссарская отмечала 200 лет учреждения единоверческой Покровской церкви, которая стояла в центре города – там, где сегодня стоит часовня в сквере у Государственного дворца культуры. Крестный ход было решено провести на Покров Пресвятой Богородицы, в честь которого была названа церковь. Тогда власти города решили совместить два праздника – 206 лет Тирасполю и 200 лет учреждения Покровской церкви. С тех пор день главного города Приднестровья отмечается 14 октября.
Итак, праздник Тирасполя – традиция новая и с конкретными датами из истории появления города не связана. Она основана на городском обычае XIX века устраивать большую ярмарку урожая семь дней после праздника Покрова. Тем не менее традиция отмечать день города 14 октября с успехом прижилась.