В селе Рашков Каменского района продолжаются археологические исследования руин Покровской церкви. Собранные артефакты уже позволили выяснить множество подробностей об этом загадочном храме. Здесь нашли закладную жертву, Обол Харона и древние антропоморфные статуэтки.
Памятник архитектуры охраняется государством, в этом году его законсервировали, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение – над храмом установили крышу на металлическом каркасе, а стены укрепили. В октябре 2022 года здесь начались раскопки с целью определения точного времени строительства Покровской церкви. Раскопки являются частью исследовательского проекта «Рашков исторический: исследуем и сохраним для улучшения исторического потенциала вместе!», осуществляемого при поддержке программы развития Организации Объединенных Наций. О предварительных результатах изучения храма «Новостям Приднестровья» рассказали координатор проекта Александр Горносталь, руководитель Поднестровского историко-географического общества, и эксперт проекта Сергей Разумов, кандидат исторических наук, сотрудник НИЛ «Археология» Приднестровского госуниверситета.
«Крепость на краю мира»
Село Рашков расположено в живописный долине Днестра, к которой примыкает край Подольской возвышенности. На этом месте обнаружены следы поселения человека ещё в период каменного века, здесь же нашли артефакты загадочной трипольской культуры, представители которой населяли территорию Приднестровья 5 тысяч лет назад. На краю плато, под которым раскинулся Рашков, сохранились валы древней земляной крепости, о происхождении которой известно очень мало. Основных версий две: это укрепление фракийцев – представителей исчезнувшей группы индоевропейцев, населявших Карпато-Днестровский регион в I тысячелетии до нашей эры; другая версия – это крепость XVII века на южном пограничье Речи Посполитой, та самая «крепость на краю мира», как писал романист Генрих Сенкевич.
Рашков как таковой упоминается в источниках XVII века, причем о нем говорится как о городе с развитым уровнем образования и ремесла. Павел Алеппский, сопровождавший антиохийского патриарха Макария в его путешествии в Россию, описывает Рашков как «очень большой город» казаков, имеющий «крепость и деревянный форт с пушками». Позднее в XVIII веке жили здесь представители разных народов и конфессий: православные малороссы и волохи, католики поляки, армяне, иудеи-хасиды и др. До наших дней сохранились три старых храма: католический костел святого Каэтана, иудейская синагога и православная Покровская церковь. Их строительство относят к XVIII веку, и если два последних храма находятся в руинированном состоянии, то католический костел прошел почти все этапы реставрации и скоро снова будет готов для проведения религиозных обрядов.
Когда построили Покровскую церковь в Рашкове
Что же касается Покровскй церкви, то информации о ней крайне мало. Краеведы считали, что каменный православный храм построили в 1740 году, но это утверждение не было основано на фактах.
Этой осенью во время археологических раскопок в фундаменте здания обнаружили монету 1767 года польского короля Станислава Понятовского. Причем монета оказалась довольно потертой, что говорит о её длительном использовании.
Традиция закладной жертвы при строительстве зданий известна во многих культурах. Благодаря этому археологи получили артефакт, позволяющий утверждать, что храм построили не ранее 1767 года, а, судя по её потертости, значительно позже.
Насколько позже, позволили выяснить письменные источники того времени, хранящиеся в архивах Украины. Согласно этим данным, Покровскую церковь заложили как православную в 1787 году, причем на средства общины Рашкова. Строительство завершилось через несколько лет в 1789-м, а освящение храма состоялось, по одним данным, в 1790 году, по другим – в 1791. Теперь вопрос о датировке храма можно считать решенным.
Место силы
Ниже зольного слоя нашли многочисленные погребения. Причем некоторые могилы перекрывают другие. Судя по всему, здесь находилось кладбище, где хоронили жителей Рашкова в течение нескольких столетий.
Археологи заложили несколько шурфов на месте храма. На уровне ниже каменного пола здания нашли толстый слой пепла, золы и сгоревших бревен. Исследователи предполагают, что следы пожарища, возможно, говорят о сгоревшей деревянной церкви, которая находилась на этом месте до строительства каменного храма.
Подтверждают эту версию монеты – их нашли в руках погребенных.
Еще со времен Античности известна традиция захоронения умерших с монетами. Это так называемый Обол Харона: в древнегреческой мифологии Харон – старец, перевозивший души через реку Стикс в подземное царство мертвых, – взимал плату за переправу. Так монеты стали частью погребального обряда, сохранившегося и в христианской похоронной традиции.
В погребениях под Покровской церковью были монеты разных времен и стран. Среди них турецкие начала XVIII века и венгерская монета короля Рудольфа, отчеканенная в 1576 году. Исходя из монетных находок, археологи предполагают, что кладбище функционировало в период XVII-XVIII веков.
В мировых культурах распространена традиция строительства культовых зданий в почитаемых местах. Так, храмы, капища или святилища воздвигались в определенном пространстве, о котором говорили как о «месте силы». Там же закладывались некрополи для погребения умерших. На территории Приднестровья известны примеры, когда церкви и старые кладбища находятся на одном и том же месте. Есть и такие феномены, когда в стенах каменных храмов встречаются части надгробных плит. Кстати, такие плиты были обнаружены в полу и стенах церкви Рашкова.
В этом контексте расположение Покровской церкви на месте более древнего кладбища вполне объяснимо. Вероятно и то, что здесь ещё в XVIII веке располагался деревянный храм, а уже его каменное здание построили в 1787-89 годах. Косвенным свидетельством в пользу этого предположения может быть слой древесного пепла и золы, обнаруженный под полом храма. Возможно, это следы старой церкви.
О том, что руины Покровской церкви находятся в «особом месте», говорят и артефакты загадочной трипольской культуры, найденные во время раскопок храма. Среди них фрагменты расписной керамики и глиняные скульптуры.
Последние, по словам археологов, могут быть предметами культа, а значит, на месте православного храма XVIII века, вероятно, располагалось древнее святилище, функционировавшее более пяти тысяч лет назад.