Главной темой острых депутатских дебатов, состоявшихся в Тирасполе в 1991 году, стал вопрос о формировании органов исполнительной власти Приднестровской Молдавской ССР.
Дело в том, что ещё 30 ноября 1990 года приднестровские народные представители по просьбе Москвы наложили мораторий на формирование республиканских госструктур. Руководство СССР надеялось, что тем самым удастся склонить власти Молдовы к урегулированию конфликта с Приднестровьем и убедить их отменить дискриминирующие законы о языке. К тому моменту официально признавалось, что главной причиной конфликта стала необдуманная националистическая политика Кишинёва и игнорирование прав жителей Приднестровья. Эти факторы, а также признание парламентом Молдовы незаконным создание Молдавской ССР привели 2 сентября 1990 года к провозглашению Приднестровской республики, которая воссоздавалась как инструмент защиты прав и свобод граждан.
Москва предприняла попытку сохранить союзную республику и выступила посредником между Тирасполем и Кишинёвом, призывая стороны к компромиссу. Тогда представители Приднестровья предложили создать федеративную республику из трёх субъектов: Гагаузии, Молдовы и Приднестровья, а также сформировать коалиционное правительство с участием представителей всех национальностей. Но эти предложения Кишинёв отверг. Не были отменены и дискриминационные законы, принятые в 1989 году. Уголовное преследование приднестровских депутатов и активистов также не было прекращено. В этих условиях народные представители Приднестровья приняли решение провести III Чрезвычайный съезд, чтобы решить, как действовать дальше.
Напомним, что на чрезвычайных съездах депутатов всех уровней принимались исторические решения: 2 июня 1990 года был создан Координационный Совет по управлению экономикой Приднестровья; 2 сентября – провозглашена Приднестровская республика в составе СССР.
В ходе дебатов III Чрезвычайного съезда, открывшегося 20 января 1991 года, было принято политическое решение о формировании исполнительной власти, собственного бюджета и банковской системы. Это диктовалось нежеланием властей Молдовы пересмотреть свою политику. Отметим, что для этого у Кишинёва было около полугода, однако вместо поиска компромисса власти Молдовы лишь усилили конфронтацию. Напомним, что 2 ноября 1990 года они ввели в Дубоссары вооруженные отряды силовиков для подавления гражданских протестов.
«О необходимости формирования органов управления говорилось и на II съезде. Чего мы ждем? Как бы мы ни старались, ответ Молдовы ясен. Между тем в ее бюджет ежемесячно отчисляются миллионы рублей. Если не примем конкретного решения с указанием сроков о создании исполнительных органов, это будет продолжаться и до IV съезда», – произнес в ходе дебатов Николай Остапенко, который через год с лишним будет убит террористами группы «Бужор».
Съезд также обратился в Верховный Совет Союза ССР с просьбой признать ПМССР в качестве полноценного субъекта Союзной федерации. Проблема новых государственных образований, подчеркнули делегаты, рано или поздно должна быть поднята в Верховном Совете СССР, так как с подобными обращениями выступали многие автономные республики РСФСР, Южная Осетия, Абхазия, Крым. В связи с этим участники съезда подготовили специальное обращение к народным депутатам СССР от автономных образований с просьбой поддержать законодательную инициативу народных депутатов СССР Ю. Блохина, Н. Костишина, Б. Палагнюка о признании ПМССР.
Уже 30 января 1991 г. в соответствии с решениями III Чрезвычайного съезда была создана комиссия по формированию органов государственного управления ПМССР. Комиссии было поручено разработать структуру, штаты и смету расходов на содержание органов государственного управления республики и представить на утверждение персональный состав руководителей. Рассмотрению подлежали также вопросы становления собственной банковской системы.
В целях защиты экономических интересов населения и предприятий Приднестровья Президиум Верховного Совета ПМССР 20 февраля 1991 г. принял постановление, в котором объявил образование в 1991 г. внебюджетного фонда стабилизации экономики ПМССР.
А уже 5 марта 1991 г. Приднестровье отказалось от купонов ССР Молдова. Был сделан первый шаг к финансовой независимости.
В этот же день Верховный Совет принял законы об образовании республиканских органов управления и о статусе председателя ПМССР, который должен был совмещать функции президента и главы правительства. Ранее, ещё на первом заседании приднестровского парламента, им был избран Игорь Смирнов. 5 марта 1991 года утвердили и структуру органов государственного управления, а 26 марта Верховный Совет принял Закон «О Правительстве ПМССР».
Так в Приднестровье появилась исполнительная власть.