9 сентября Корейская Народно-Демократическая Республика отмечает День Республики. Нынешний год в стране является юбилейным – Стране чучхе исполняется 75 лет! Традиционно в этот праздник корейцы вспоминают о тех событиях, которые непосредственно предшествовали провозглашению КНДР – борьбе корейских патриотов под командованием партизанского командира товарища Ким Ир Сена (настоящее имя Ким Сон Чжу), и освободительный поход советской 25-й армии и Тихоокеанского флота в августе 1945 г.
В период с конца XIX до начала ХХ в. Королевство (с 1897 г. Империя) Чосон балансировало между конкурировавшими за влияние соседями: Россией, Японией и Китаем. Но после поражения Китая в японо-китайской войне 1894–1895 гг. и России в русско-японской войне 1904–1905 гг. судьба Корейской империи была предрешена – уже 17 ноября 1905 г. был подписан договор об установлении протектората над Кореей, а спустя 5 лет и Договор о присоединении Кореи к Японии, положивший начало 35-летнему колониальному периоду.
Среди многочисленных партизанских командиров, бросавших вызов японскому колониальному владычеству, самым известным был Ким Ир Сен, сын известного корейского просветителя, участника национально-освободительного движения Ким Хён Чжика. Получив образование в военной школе в Маньчжурии, Ким Ир Сен присоединился к корейскому партизанскому движению. Наиболее известным достижением отряда Ким Ир Сена был рейд в 1937 г. на японские учреждения в городе Почхонбо в Корее. К 1940 г., однако, японцам благодаря жестоким карательным акциям удалось зачистить от партизан территорию Маньчжурии. Отряду Ким Ир Сена, перебравшись в ноябре через Амур, удалось спастись на советской территории. В 1942 г. из разрозненных отрядов китайских и корейских партизан в Хабаровском крае для защиты от возможного вторжения японцев на территорию советского Дальнего Востока была сформирована 88-я отдельная стрелковая бригада под командованием Чжоу Баочжуна. Бригада насчитывала четыре батальона, первым из которых командовал Ким Ир Сен, получивший звание капитана РККА.
Летом 1945 г. 88-я бригада не успела принять участие в освобождении Кореи, однако после завершения боёв её бойцы были направлены в Корею и Маньчжурию для помощи советским военным комендатурам в отношениях с местным населением. Комбат Ким Ир Сен, прибывший в сентябре на пароходе «Емельян Пугачев», как самый высокопоставленный из корейских командиров получил пост заместителя коменданта Пхеньяна. С этого и началась политическая биография будущего Президента КНДР. Примечательно, что в той же 88-й отдельной стрелковой бригаде, вместе со вчерашними корейскими и китайскими партизанами нёс службу и дубоссарец техник-интендант 1-го ранга Борис Айзакович Мордкович (род. в 1901 г.).
В отличие от многих стран Восточной Европы, где переписывается история Второй мировой войны, роль Красной Армии в освобождении принижается, демонтируются памятники советским воинам-освободителям, корейский народ с благодарностью вспоминает о подвиге советского солдата. Одна из доминант корейской столицы Монумент «Освобождение» возвышается над городом в виде 30-метрового обелиска. Глубокий символизм заложен в количестве гранитных блоков монумента – их число 509 должно напоминать о Дне Великой Победы в Великой Отечественной войне, а общий вес блоков – 815 тонн, отражает дату освобождения Кореи – 15 августа 1945 г. На гранях памятника на русском и корейском языках написано: «Великий советский народ разгромил японских империалистов и освободил корейский народ. Кровью, пролитой советскими воинами при освобождении Кореи, ещё больше укрепились узы дружбы между корейским и советским народами. В знак всенародной благодарности воздвигнут этот памятник. 15 августа 1945 года». Изображение этого монумента было выбито и на первых серебряных и золотых медалях страны «За освобождение Кореи» (учреждена 15 августа 1948 г.). Этой награды были удостоены 10 тыс. советских военных от генералов до красноармейцев. Были среди них и уроженцы Приднестровья!
СССР, верный своим союзническим обязательствам, должен был вступить в войну против Японии не позднее трех месяцев после победы над Германией и начал боевые действия в ночь с 8 на 9 августа. Освобождение Северной Кореи проходило в рамках Маньчжурской наступательной операции, для чего из состава 25-й армии выделялась специальная Южная группа. В районе Кёнхына Красная армия пересекла границу, начав свой освободительный поход по Стране утренней свежести. Заняв этот город 9 августа, силы Южной группы были разделены по двум направлениям. Часть сил была отправлена на освобождение города Хверён, другая часть – к побережью Японского моря для поддержки десантных операцией Тихоокеанского флота. Уже 11 августа благодаря успешно проведенной десантной операции силами флота и 393-й стрелковой дивизии был освобожден город Юки (Унги), после чего последовало столь же стремительное освобождение города Расин (12–13 августа десантники Тихоокеанского флота вели бой за освобождение порта, а 14 августа в ходе совместной операции с частями 393-й дивизии был освобожден и сам город).
В десантных операциях по освобождению городов Юки и Расин отличились двое уроженцев Рыбницкого района.
Воздушный стрелок сержант Айзик Шабсович (Иосифович) Учитель (родился в Рыбнице в 1920 г.), был призван в армию в 1940 г. В начале Великой Отечественной войны он нёс службу в 1-м запасном артиллерийском полку 10-й запасной стрелковой бригады (ЦВМА. Картотека награждений. Шкаф 197, ящик 13). С апреля 1945 г. А. Ш. Учитель был кандидатом на вступление в партию.
Во время советско-японской войны сержант служил в 26-м штурмовом авиационном полку 12-й штурмовой авиационной дивизии и принимал участие в сражении за порт Расин. Как отмечал в представлении к награде командир авиаполка майор А. М. Николаев:
«За время боевых действий против японских захватчиков совершил 4 боевых вылета. В боях вёл себя смело и решительно. Огнем из пулеметов уничтожал японцев. При уничтожении транспортов противника в порту Расин, подавлял огонь З[енитной] А[ртиллерии] и М[алокалиберной] З[енитной] А[ртиллерии] кораблей и порта. За проявленные мужество и отвагу в боях с японскими самураями достоин правительственной награды».
Приказом № 527 от 20 сентября 1945 г. был удостоен медали «За отвагу» (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1556. Л. 525; Ф. 3. Оп. 1. Д. 1221. Л. 212). Спустя 10 дней 30 сентября, представленного к внеочередному воинскому званию старшего сержанта А. Ш. Учителя наградили медалью «За победу над Японией» (ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 89, ящик 18). Завершил службу старший сержант 31 мая 1947 г. (ЦВМА. Картотека награждений. Шкаф 197, ящик 13).
Его земляк уроженец Рыбницкого района (деревня Белая) мичман Алексей Германович Мельник (родился 15 ноября 1918 г.) свою службу начал 1 августа 1938 г. За успехи в боевой подготовке неоднократно поощрялся командованием (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1551. Л. 160).
С самого начала войны с Японией в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. Алексей Германович, к тому времени уже командир катера 1-го отряда 1-го дивизиона 1-й бригады транспортных катеров Тихоокеанского флота, был в первых рядах наступления.
Как отмечалось в наградном листе:
«С 8 августа 1945 г. тов. МЕЛЬНИК выполнил задачу по обеспечению операции ОДЗМ (отдельного дивизиона минных заградителей. – В. Б.), задачу по выявлению противника в бухтах залива ГАШКЕВИЧА (до высадки туда нашего ДЕС[анта]), сопровождению и высадке ДЕС[анта] в порту Юки, высадки ДЕС[анта] в порту РАСИН, чем содействовал быстрейшему занятию этих портов и закреплению их за нами. Все переходы совершались в трудных метеоусловиях при волне 4-5 б[аллов], ночью в тумане и действии катеров на полный радиус. Готовность Т[орпедного] КА[тера] постоянно выдерживалась, несмотря на трудности с заправкой горючим, из-за отсутствия специальных средств для зарядки ТКА и необходимостью тщательного наблюдения и профилактического ремонта моторов, работающих на пределе своего моторесурса. Потерь своего места, аварий и поломок не имеет» (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1551. Л. 160-160 об).
Приказом командующего Тихоокеанским флотом № 454 от 29 августа 1945 г. Алексей Германович награждался Орденом Красной Звезды, также он был награжден медалью «За победу над Японией» и 20 июня 1949 г. медалью «За боевые заслуги» (ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 56а, ящик 22). Завершил службу 17 ноября 1949 г. (ЦВМА. Картотека награждений. Шкаф 175, ящик 17).
Освобождение городов Унги и Расин лишило Квантунскую армию связи с Японией. Впереди была крупнейшая военно-морская база японцев в Северной Корее – порт Сэйсин (Чхонджин). История сэйсинского десанта была самым ярким эпизодом освобождения Кореи Красной Армией. Бои за порт и город продлились четверо суток (13–17 августа) – высадившие десант в порту моряки сначала героически сдерживали натиск противника, переходя в контрнаступление с оттеснением японцев к городским окраинам, а после подхода основных сил 393-й стрелковой дивизии Сэйсин был окончательно освобожден.
В этом сражении также принимали участие воины-приднестровцы. Самым известным из приднестровских героев освобождения Кореи был гвардии майор Дмитрий Фролович Милюков, родившийся в Бендерах 16 февраля 1906 г. (ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 56б, ящик 18). Он был профессиональным военным, начавшим службу ещё 31 октября 1928 г. в войсках связи. В 1930 г. он стал членом ВКП(б) (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1085. Л. 827). Служил Д. Ф. Милюков на Дальнем Востоке в 430-м отдельном батальоне связи Тихоокеанского флота, обучал красноармейцев и сержантов, занимался обеспечением средствами связи оборонительных сооружений (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1085. Л. 827об.)
Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Фролович нёс службу в должности начальника связи 13-й бригады морской пехоты Артёмовского сектора береговой обороны. В июле 1944 г. он прошёл курсы усовершенствования офицерского состава по второму разряду (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1085. Л. 827–827об.). Уже 3 ноября 1944 г. Указом Президиума ВС СССР № 219/185 за долгосрочную и безупречную службу он был награжден Орденом Красной Звезды (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 776. Л. 18; Ф. 3. Оп. 1. Д. 1085. Л. 827). Как отмечалось в наградном листе, Д. Ф. Милюков «предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистической родине. Морально устойчив. Идеологически выдержан. Дисциплинирован. Военную тайну хранить умеет. Общее развитие хорошее. Политически развит. В военном отношении подготовлен удовлетворительно. По специальности как связист подготовлен удовлетворительно. В практической работе проявляет много стараний. Требователен к себе и подчиненным» (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1085. Л. 827–827об).
В составе 13-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота майор принимал участие в десантной операции по освобождению Сэйсина. Этому соединению под командованием генерал-майора В. П. Трушина предстояло 15 августа прийти на помощь закрепившимся в порту десантному отряду полковника А. З. Денисина и 335-ому отдельному батальону морской пехоты майора М. П. Бараболько. В ходе операции Д. Ф. Милюков «обеспечил своевременно и бесперебойно связью штаб и части бригады, как в общем наступлении, так и при организации отдельных самостоятельных операций, чем в значительной степени обеспечил своевременное руководство и общий успех всей операции». Приказом Командующего Тихоокеанским флотом № 453 от 28 августа 1945 г. майор Д. Ф. Милюков был удостоен второго Ордена Красной Звезды (ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1221. Л. 43; Ф. 3. Оп. 1. Д. 1550. Л. 544–544об.). Также за освобождение Кореи он был награждён медалью «За победу над Японией» (ЦВМА. Ф. 2245. Оп. 40304. Д. 2).
Военную службу Д. Ф. Милюков продолжал и в послевоенный период (за это время уже будучи подполковником он был награжден Орденом Красного Знамени 20 июня 1949 г. и высшим советским орденом – Орденом Ленина 5 ноября 1954 г.). Вышел в отставку он 29 декабря 1955 г.
В сражении за Сэйсин отличился и другой приднестровец, уроженец села Парканы Иван Николаевич Николаев (родился 18 августа 1921 г.). Ещё до войны он перебрался на Дальний Восток, жил во Владивостоке и 13 сентября 1940 г. был призван на службу. Уже на следующий год, как свидетельствует наградной лист, он стал занимать должности командного состава.
Принимал участие в Великой Отечественной войне, был удостоен звания старший техник-лейтенант и 9 мая 1945 г. награжден медалью «За победу над Германией».
Во время войны с Японией он был назначен помощником начальника артиллерийского снабжения 335-й стрелковой дивизии. Его командир капитан М. Я. Войнов, описывая подвиг И. Н. Николаева для наградного листа, подчеркнул, что «при выполнении операции по высадке в порту Сэйсин, работая по обеспечению частей дивизии боеприпасами, образцово выполнял эту задачу. Отлично зная свою специальность артиллерийского техника, своевременно помогал частям по проведению мелкого ремонта артиллерийского вооружения». Командир предложил представить И. Н. Николаева к награждению медалью «За боевые заслуги», однако при рассмотрении представления Военным советом 25-й армии командующий артиллерии генерал-лейтенант Г. А. Макаров принял решение наградить старшего техника-лейтенанта Орденом Красной Звезды, что и произошло 31 августа 1945 г. (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 687572. Д. 774. Л. 284–284об.) После завершения войны Постановлением Президиума ВС СССР 30 сентября он был удостоен медали «За победу над Японией». Окончил службу И. Н. Николаев 24 мая 1950 г., но известно, что 30 апреля 1954 г. награждался медалью «За боевые заслуги» (ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 62, ящик 11).
Из всех подразделений, принимавших участие в освобождении Кореи, больше всего приднестровцев служило в 393-й стрелковой дивизии 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта. Младший сержант Гаврил Михайлович Коваль, родившийся в селе Чобручи, что в Слободзейском районе в 1903 г., начал свой боевой путь с 1941 г. (ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 41, ящик 5). Прошел Великую Отечественную войну и в день Великой Победы 9 мая 1945 г. был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Но для него война на этом не закончилась – Гаврил Михайлович отправился на Дальний Восток для участия в боевых действиях против милитаристской Японии (ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 41, ящик 5). Во время войны на Дальнем Востоке у Г. М. Коваля была специальность пекаря 588-й полевой хлебопекарни, и он прекрасно справлялся с поставленными перед ним задачами. В документе о награждении медалью «За боевые заслуги» от 19 августа 1945 г. говорилось, что «во время боевых действий при развёртывании п.[олевой] х.[лебо]п.[екарни] тов. Коваль Г. М. проявил себя исключительно добросовестно к выполнению поставленных задач в обеспечении в/частей хлебом», и в заключении командира: «Коваль Г. М. как старший смены всегда был примерным к выполнению своих обязанностей, и в период боевых действий тов. Коваль Г. М. тоже показал себя и справился с поставленной задачей на отлично» (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 7833).
Некоторые наши земляки, бойцы 393-й стрелковой дивизии, погибли, освобождая Корею. Так, красноармеец Иосиф Владимирович Михайлович (родился в Тирасполе в 1923 г.) умер во время освободительного похода от болезни 14 августа. Как сообщает список безвозвратных потерь дивизии, боец был похоронен в Корее южнее пограничного знака № 5 (ЦАМО. Ф. 58. Оп. 18003. Д. 1219).
Интересно, что были и такие бойцы, которых судьба связала с Приднестровьем уже после возвращения из Кореи. О судьбе Дмитрия Андреевича Лупашко (родился 17 октября 1924 г. в селе Парково в Молдавии) рассказывается в биографическом сборнике «Имя Победы» (Тирасполь, 2023. С. 191). После освобождения Родины от румынской оккупации он был призван в Красную Армию и воевал в составе 139-го стрелкового полка 41-й стрелковой дивизии, а после завершения Великой Отечественной войны также принял участие в войне с милитаристской Японией с первого до последнего дня. После окончания войны в составе советских войск продолжал службу в Хэйдзё (Пхеньяне) с 3 сентября 1945 г. до марта 1947 г. После демобилизации в звании капитана учился в юридической школе в Кишинёве, потом в Кишинёвской партийной школе и переехал в Тирасполь. В Тирасполе в 1956–1957 гг. он работал заведующим горсобеса, а в 1957–1963 гг. народным судьей, в 1961 г. избирался депутатом Тираспольского городского Совета депутатов трудящихся VII созыва.
В заключение можно вспомнить стихи, написанные одним из лучших поэтов КНДР, заведующим литературным отделом «Корейской газеты» Мин Бён Гюном, посвященные подвигу советских солдат.
Как земле нашей тяжко было! В целину слежались поля, Рабство засухой их спалило, Бедность горечью залила. Вы сражались за то, чтобы рабству Не царить над нашей страной. Воевал за свободу и братство Каждый шарик ваш кровяной. Это вы, это вы пробудили Заскорузлую целину, Вы засеяли и вспоили Землю, брошенную в войну. Ветер ваших больших походов С Хандасяна погнал туман, И по вашим следам Свобода В этот август явилась к нам. Распрямились зелёные травы, Горных рек неумолчен звон, Вся Корея поёт о славе Легендарных ваших имен. А поэты стихи слагают – Не стихи, это сердце поёт! Ваша слава с нами шагает И, как знамя, зовёт вперёд!