Советский Союз никогда не признавал аннексию Бессарабии Румынией. Западная граница МАССР на картах проходила по р. Прут.
С началом Второй мировой войны обострился Бессарабский вопрос – вопрос возврата земель, незаконно оккупированных королевской Румынией в 1918г. С середины июня 1940г. высшее военно-политическое руководство СССР начало разрабатывать военную операцию по освобождению Бессарабии, Северной Буковины и Герца. 20 июня генерал армии Г.К. Жуков был назначен командующим Южным фронтом с директивой войскам к 24 июня быть готовыми к решительным действиям с целью разоружить румынскую армию и освободить аннексированные территории.
26 июня 1940г. в 22 часа нарком иностранных дел В. Молотов вручил румынскому посланнику Г.Давидеску ноту Советского правительства с требованием освободить Бессарабию.
Советско-германский договор 1939г. предусматривал, что стороны будут консультироваться о действиях в зонах совместных интересов. Однако Советское правительство нотой от 26 июня 1940 г. поставило Германию в тупик. Связанный договором о ненападении, Гитлер не смог воспрепятствовать действиям СССР против своего слабого союзника. Румыния же, не получив от немцев внятного ответа на просьбу о помощи, 27 июня после второй ноты согласилась с требованиями СССР.
В 11 часов 28 июня румынские войска начали отход из Бессарабии. В 12 часов части НКВД заняли мосты через Днестр, открыв путь частям 9-й армии, начавшим движение от демаркационной линии на Днестре к государственной границе СССР на р. Прут. 30 июня вся территория Бессарабии была взята под контроль Красной Армии.
Исторически события лета 1940г. можно было бы трактовать как справедливый итог Первой мировой войны. В 1940г. Советское государство вернулось в границы Российской империи, завершив собирание земель. Однако этим же актом Приднестровье было использовано как разменная монета в большой политической игре.
В августе 1940г. без референдума, без упразднения МАССР, в нарушение Конституции Украины была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика.
Молдавский обком КП(б)У и СНК МАССР обратились в ЦК ВКП(б) и СНК СССР с просьбой о создании на территории освобождённой Бессарабии и МАССР Союзной Молдавской Республики. ЦК ВКП(б) и Совнарком Советского Союза 10 июля 1940г. приняли постановление «Об образовании Союзной МССР», 20 июля Политбюро возвращается к вопросу о территориальном размежевании МАССР.
2 августа 1940г. VII сессией Верховного Совета СССР был принят закон «Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики». Столицей МССР стал г. Кишинёв. МАССР, входившая в состав Украины, была ликвидирована волевым решением.
Экономически более высокоразвитое Приднестровье на долгие годы стало экономическим донором для Правобережной Молдавии.
Между Приднестровьем и Бессарабией было больше отличий, чем общего. Существовавший в Приднестровье промышленный и сельскохозяйственный комплекс резко контрастировал с нищей, забитой аграрной Бессарабией.
В культурном, образовательном и научном плане это были несопоставимые величины. Полностью грамотное население Приднестровья, имеющее четыре высших учебных заведения на 500 тысяч населения и – полуграмотная Бессарабия, не имеющая ни одного вуза, с архаичной слаборазвитой и недоступной для большей части населения системой образования. То же касалось и системы здравоохранения.
События 1940г. нарушили поступательное развитие Приднестровья как государственного образования. Из 14 районов шесть передали МССР, а восемь оставили Украине (а это 54,12% территории МАССР). Совершенно не были учтены этнические особенности Приднестровья, где молдавское население было меньшинством, а украинское и русское население составляло 61%. Почти 190 тысяч украинцев и русских отрывались от своих исторических корней и переводились в разряд национального меньшинства.
Совершенно не учитывалось, что Приднестровье никогда за многовековую историю края не было ни бессарабским, ни тем более румынским.
Промышленный, культурный и образовательный уровень Бессарабии подтягивался до общесоюзного именно за счёт Приднестровья. В новую столицу переехали государственные и политические органы. Многие специалисты народного хозяйства были переведены на правый берег. Культура Приднестровья лишилась двух театров, хоровой капеллы «Дойна», симфонического оркестра, танцевального ансамбля, республиканской библиотеки и художественного музея и т. д.
Население Приднестровья и Бессарабии воспитывалось в совершенно разных политических, этических и моральных нормах. Для приведения этих норм в единую систему не хватило и 50 лет.
В военном смысле присоединение Бессарабии ухудшило стратегическое положение СССР, что проявилось в июне–июле 1941 года.
Была оставлена обустроенная граница с хорошо подготовленной оборонительной полосой, транспортными путями и, что очень важно, лояльным в политическом плане населением в тылу.
Растянутые коммуникации, слаборазвитый железнодорожный транспорт и шоссейные дороги осложняли манёвры и снабжение армии в условиях войны. Если железные дороги Румынии имели пропускную способность в среднем 50–55 пар поездов в сутки, то дороги Бессарабии – в среднем не более 20, а в южных районах и того меньше. Наличие широкой агентурной сети румынской и немецкой разведок не оставляло возможности скрытных манёвров или концентрации войск.
Решение о присоединении Бессарабии к Приднестровью в 1940г., как и решение о создании МАССР на территории Приднестровья в 1924г., было чисто политическим, не имело под собой никаких исторических основ. Нарушенные при образовании Молдавской
Советской Социалистической Республики конституционные и юридические нормы, отсутствие каких-либо доводов, кроме довода о политической необходимости, ставят под сомнение правомочность этих решений и их историческую справедливость.