Образовавшись в IXв., Киевская Русь переживала процесс интеграции, формирования своей государственной территории.
В Xв. Древнерусское государство вело войны не только за сохранение своей целостности, но также и за распространение власти на другие племенные союзы – княжения восточных славян. После вхождения в его состав уличей и тиверцев граница Киевского государства простиралась до Дуная — важной торговой артерии той эпохи. Территория проживания тиверцев и уличей имела для Киевского государства стратегическое значение. Владение Днестровскими землями облегчало Руси связи с Византией, южными и западными славянами, венграми. Понимая всё это и стремясь укрепить свою власть на Нижнем Дунае, Киевский князь Святослав говорил:
«…Хочу житии в Переяславци на Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь серебро и комони, из Руси же скора и воск, мёдъ и челядь».
И позже эта территория не теряла своего ключевого значения для Древне-русского государства. Ведя борьбу за его единство и укрепление, в начале XIIв. Владимир Мономах, по выражению летописи, «…посажа посадники по Дунаю».
Включение Приднестровья в состав Киевской Руси благотворно сказалось на культурных и экономических взаимоотношениях с центральными областями государства, а также на торговых и культурных связях с другими государствами: Первым Болгарским царством, Византией, Чехией, Венгрией и т. д. Здесь оживилось развитие феодальных отношений. Всё это способствовало дальнейшей специализации ремесла и зарождению раннегородских центров. Материальная культура Приднестровья в этот период схожа с культурой других областей Руси. Единообразие древнерусской культуры чётко прослеживается от Приднестровья и Прикарпатья до Чернигова и Новгорода, т. е. в границах Древнерусского государства. Со времени вхождения восточнославянского населения Приднестровья в состав Киевского государства оно приняло прямое участие в складывании древнерусской народности. Вместе с тем, расположение этих племён на юго-западной окраине восточнославянского мира, их этнические контакты с соседями и политическая обстановка в регионе способствовали усложнению этногенетических процессов. Особенно осложняли ситуацию кочевники.
В конце X — начале XIв. значительную часть Днестровских земель заселяли печенеги. В степной и лесостепной части региона они уничтожили многие южнославянские и восточнославянские поселения и контролировали эту территорию.
В первой половине XIв. печенегов начинают теснить другие тюркоязычные кочевники — торки (узы). Торки вытеснили значительную часть печенегов из Днестровских земель за Дунай, в пределы Византийской империи. Это произошло в 1048г., когда часть печенегов под предводительством кагана Тираха вторглась в пределы Византии.
Вскоре торков постигла участь печенегов. Они были также вытеснены за Дунай на территорию Византии другими, более сильными кочевниками — половцами. Часть торков из Днестровских земель переселилась в Венгерское королевство.
Появившись впервые в XIв. в Северном Причерноморье, половцы (кыпчаки, куманы) господствовали там вплоть до монгольского нашествия, а вся Великая Евразийская степь со второй половины XIв. в восточных источниках называется Дешт-и-Кыпчак, т. е. Половецкая степь. На территории между Днестром и Дунаем половцы образовали так называемую Чёрную Куманию. Оттуда они совершали свои походы в Византию, Венгрию и другие земли.
Постоянное присутствие кочевников в южной части Днестровских земель в X—XIIвв. и их разорительные походы на соседние территории привели к разрушению значительного числа славянских поселений и уничтожению большого количества древнерусского населения. Из опасной зоны многие жители ушли в пределы Галицкого княжества, под его защиту. Часть оседлого населения продолжала жить в глухих лесистых местах, но запустение земель и упадок материальной культуры жителей, изолированных от основных центров Древнерусского государства, наблюдается довольно ясно.
С распадом единого Древнерусского государства Днестровские земли в определённые периоды входили в сферу влияния Галицко-Волынского княжества. Время с середины XIIв. и до начала XIIIв. стало временем нескончаемых междоусобиц, в результате которых в 1199г. волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицкую и Волынскую земли в Галицко-Волынское княжество, просуществовавшее до 1352г.
Галицко-Волынское княжество играло серьёзную политическую роль. Уровень его значимости иллюстрирует тот факт, что Римско-католическая церковь пыталась привлечь на свою сторону князя Романа королевским титулом. Однако, получив отрицательный ответ на предложение Святого престола, Рим попытался уничтожить сильного соперника руками польских, венгерских или немецких феодалов.
Особенностью внутреннего политического строя княжества являлось наличие очень сильной феодальной верхушки.
Крупные галицкие бояре, «великие бояре», как описывает их летопись, владели обширными вотчинами, городами, замками. Усиление боярской власти приводило к напряжённым отношениям внутри княжества, зачастую перераставшим в военные столкновения. Постоянная опасность таких столкновений стала причиной появления так называемых «галицких выгонцев» – беженцев из Галицкой Руси, которые оседали в уже обжитых ранее Днестровских землях. В основном это были крестьяне, были среди них и знатные роды, изгнанные Романом Мстиславовичем. Такой состав населения обусловливал довольно слабую власть Галицких князей в этой части княжества. Однако необходимо подчеркнуть, что при этом здесь проживало население, имеющее общую культурную и духовную основу.