Еще на рубеже XVIII–XIX веков русские историки-краеведы отмечали, что народ, живущий в Поднестровье, отличается своеобразным нравом и склонностью к неповиновению. Однако с того момента как этот край вошел в состав России по итогам Ясского мирного договора 1791 года, это качество «поднестрян» никогда не было обращено против Российского государства [1].
Почему издревле заселенная разнообразными народами территория, которую столетиями определяли как контактную зону Европы, где встречались, сосуществовали, воевали, так или иначе взаимодействовали друг с другом различные народы и цивилизации, вдруг превратилась в островок стабильности, процветания и развития? Как случилось, что та геополитическая роль, которая утвердилась в том числе и по итогам Ясского мирного договора, стала определяющей и уже более 230 лет является жизненно важной для всего Русского мира в регионе? Попытаемся ответить на эти вопросы или по крайней мере возобновить дискуссию по обозначенной проблеме.
На протяжении многих веков земли Приднестровья являлись своеобразным геополитическим перекрестком, местом встречи, взаимопонимания и ассимиляции различных цивилизаций – оседлой и кочевой, восточно-романской и скотоводческой (ирано-язычной и тюрко-язычной), германской, католическо-польской и литовской, мусульманской (татарской и турецкой) и славяно-православной.
В то же время территорию Приднестровья с древнейших времен определяют как контактную зону между Балкано-Дунайским регионом и областями Северного Причерноморья [2, с. 63].
Не удивительно, что ни о какой стабильности на приднестровских землях не было и речи. Различные государства боролись за эти территории. Приднестровье неоднократно разрывалось между недружественными, а порой и откровенно враждебными государствами, завоевывалось и отвоевывалось вновь.
В связи с этим есть все основания говорить о формировании на побережье важнейшей водной артерии региона – реке Днестр зоны геополитического пограничья. По мнению доктора социологических наук Л. Г. Титаренко, пограничье – это зона между двумя или несколькими центрами [3], а в работах Р. Коллинза можно встретить понятие «граница пересечения цивилизаций». Последнее можно интерпретировать как место противопоставления различных культур и идеологий, борьбы разных идентичностей. Все это вполне применимо к Приднестровью, где на берегах реки Днестр и сегодня встречаются более древние археологические памятники, чем, например, в Центральной России, различных государствах Восточной и Юго-Восточной Европы. Здесь оставили свои следы многие из существующих ныне или давно исчезнувших народов [4, с. 18].
С древних времен река Днестр представляла собой условную границу между кочевыми народами Северного Причерноморья и племенами Центральной и Западной Европы. Днестр был западной границей Киммерийского царства, а затем Великой Скифии, простиравшейся вплоть до Алтайских гор. Оба берега Днестра входили в Европейскую Сарматию [5].
С IV-V веков н. э. на обоих берегах Днестра селились славяне, занявшие в те времена большую часть Восточной Европы.
В VIII веке в приднестровский регион прибыли славянские племена тиверцев, уличей, белых хорватов. Впоследствии в X веке все они войдут в состав Древнерусского государства.
После распада Киевской Руси часть Приднестровья была зоной влияния Галицко-Волынского княжества, а часть вошла в обширную зону обитания тюркского полукочевого народа – кыпчаков (известных в византийских и европейских источниках как куманы, а в русских летописях – как половцы), простиравшуюся вплоть до реки Обь.
С середины XIII века Днестр является границей двух этнокультурных зон Золотой Орды. Левобережное Приднестровье на целый век становится частью золотоордынского Подольского улуса. После разгрома Орды литовским князем Ольгердом у Синих вод в 1362 году территория Приднестровья входит в состав Великого Литовско-Русского княжества, и по договору от 1387 года между молдавским господарем Петром Мушатом и литовским князем Владиславом Ягайло Днестр становится границей между Молдавией и Литовской Русью [6, с. 35].
Захват крымскими татарами, принявшими ислам, всего Северного Причерноморья в XV веке обусловил исход автохтонного славянского населения из Нижнего и Среднего Поднестровья. Однако это не помешало Днестру, Южному Бугу и Днепру стать ареалом обитания формирующегося казачества, которому на протяжении столетий придется отстаивать свою славянскую идентичность и духовность.
В различных источниках можно встретить информацию, как с берегов Днестра начинали свои освободительные походы против турецких, татарских и польских поработителей запорожские казаки. Возглавляли эти походы прославленные казацкие вожди, среди которых Байда Вишневецкий, Иван Свирговский, Иван Подкова, Григорий Лобода, Северин Наливайко. По планам некоторых из них на Днестре должна была быть построена буферная казацкая республика – центр казацкой вольницы Запорожья. Доказательство этому – письмо Северина Наливайко, которое он отправил польскому королю Сигизмунду III сразу после разгрома турецкого войска под Бендерами. Он написал, что желает строить казацкое государство на территории «… между Бугом и Днестром, на турецком и татарском шляху между Тягиной и Очаковым…» [7, с. 35].
Важную роль играло Приднестровье в национально-освободительной борьбе еще одного украинского гетмана – Богдана Хмельницкого. По решению Переяславской рады в январе 1654 года большая часть Приднестровья вошла в состав Российского государства. Воссоединение с Россией открывало новую страницу в политической истории всей Украины и Приднестровья [8, с. 25].
Однако Речь Посполитая не согласилась с итогами Переяславской Рады и попыталась отбить эти земли у России. Закрепиться в Приднестровье ей тогда не удалось. Пришлось передать контроль над этой территорией Османской империи. А затем в течение всего XVIII века Россия вела с османами длительную борьбу за освобождение единоверных православных народов – молдаван, валахов, болгар, сербов, греков и других.
Важная роль в этой борьбе отводилась, как отмечалось выше, казачеству, активно заселившему эти территории впоследствии. На протяжении десятилетий казачество в Приднестровье лишь укреплялось как грозная сила, надежно охранявшая спокойствие и мир на юго-западной российской границе. Последнее четко демонстрирует формирующийся новый с геополитической точки зрения статус Приднестровья как пограничья восточнославянской, русской цивилизации.
В XVII-XVIII столетиях пустующие приднестровские земли охотно заселяли казаки. Они распахивали и обживали бывшие кочевья Ногайской орды, переселяли сюда свои семьи, обзаводились хозяйством, не забывая при этом о своем долге – нести пограничную службу на Днестре. Российская императрица Екатерина II Великая своим указом после взятия Измаила в 1790 году обязала правительство России выделить для поселения Черноморскому казачьему войску земли в Приднестровье: «от Терновки до Черного моря».
В считанные месяцы на берегу Днестра появились 25 больших казачьих куреней (станиц) с хуторами, главный кош (стан) которых располагался в Слободзее [6, с. 35].
Только черноморцев и екатеринославцев в Приднестровье к концу XVIII века насчитывалось более 22 тысяч. Это составляло почти треть всех российских казаков, число которых достигло около 74 тысяч человек [6, с. 34]. Приднестровское казачество по своей численности уступало лишь Донскому казачьему войску. Казаки демонстрировали на Днестре не только лихую удаль, бесстрашие и мужество при защите российских рубежей от врагов, но и любовь к своей земле.
Наконец, 29 декабря 1791 года по Ясскому мирному договору между Российской и Османской империями [9, с. 371] Приднестровье, некогда входившее в состав Древнерусского государства, вернулось в состав России, а Днестр стал границей между двумя империями. Превращение Днестра в 1791 году в приграничную реку Российской империи предоставило условия включения его в систему водных путей [10, с. 41]. Эта водная артерия со временем вновь приобрела статус главной и удобной торговой магистрали, связывавшей Подольскую губернию с Херсонской. Впоследствии, уже после Бухарестского мира 1812 года, вновь созданная Бессарабская губерния России сумела воспользоваться рекой и сплавляла свои грузы вплоть до одесского порта. Днестр открыл новые перспективы для развития торговых отношений с Австрией, западными и южными губерниями России.
Правительство России понимало всю геополитическую важность приднестровского региона и фактически сразу же после присоединения по итогам Ясского мира в течение считанных лет земли Приднестровья были заселены украинскими и русскими беглыми крепостными, молдавскими крестьянами, а также колонистами, которых правительство России принимало с особой охотой, – болгарами, немцами, армянами. Это был период зарождения и формирования приднестровской многонациональной общности людей [9, с. 373].
В 1792-1793 годах были определены основы государственной политики в присоединенной территории всего Левобережного Приднестровья. Чтобы привлечь новых жителей и обеспечить скорейшее обустройство, правительство предоставило городам и другим населенным пунктам возможность в течение 10 лет не платить налоги, а подпадавшие под призыв переселенцы освобождались от службы в армии.
Прибывавшие в Приднестровье люди основывали новые населенные пункты, распахивали целинные земли, строили дороги, мосты, переправы. Рост народонаселения способствовал скорейшему хозяйственному освоению новых российских земель. Кроме того, помещики, получавшие от правительства земельные участки, привозили сюда своих крепостных крестьян из различных регионов России и Украины, а также из-за Днестра [9, с. 373].
Данная политика поощрения переселения продолжалась и в начале XIX века. Министр иностранных дел России А. Воронцов сообщал российскому генеральному консулу в Яссах А. Жерве, что желающие переселиться в Россию «получат земли в Крыму и в степях, между Буга и Днестра лежащих, и что от тамошних начальников доставлены им будут все выгоды и всякие нужные пособия для заведения их нового хозяйства» [11, с. 188].
Что же касается много веков подряд проживавшего в Приднестровье местного православного славянского населения, которое не имело ниоткуда никакой поддержки, спасало себя как от бесчинств турок и татар, так и от польского католического засилья и подавления, то оно вздохнуло с облегчением. На протяжении последующих столетий приднестровские земли приобрели новый пограничный геополитический статус – стали составной частью славянского ареала, точнее, славяно-православной цивилизации «срединной земли», Евразии.
Более того, отметим, что территории Левобережного Приднестровья (большая часть современной ПМР) никогда не входили в островную сферу влияния или «береговую зону», которая имеет свойство переходить из одного геополитического пояса в другой и обратно. Последнее постоянно происходит с Пруто-Днестровским междуречьем, исторической территорией Бессарабии, что в своих работах о так называемой «Европейской Месопотамии» подтвердил немецкий геополитик Хаусхофер [12, с. 162].
В отличие от соседней Молдовы Приднестровье уже несколько столетий, включая и наши дни, является частью такого культурно-исторического и цивилизационного фундамента, как Русский мир. Он объединяет в своем пространстве различные православные народы и государства, подобно тому, как понятие «Германия» у немцев оставалось единым всегда, несмотря на существование в различные эпохи множества германских государств [13, с. 68].
Кроме того, в последнее время в Республике Молдова усиливается влияние авто-кефальной Румынской православной церкви, находящейся в авангарде сближения с Ватиканом. В связи с этим Приднестровью отводится одна из ключевых ролей в геополитической системе координат восточно-христианской цивилизации [13, с. 69].
Таким образом, Приднестровье продолжает сохранять свой важный геополитический статус, статус пограничья Русского мира, который был утвержден и закреплен за регионом благодаря Ясскому мирному договору чуть более 230 лет тому назад.
Цитированная литература:
1. Мяло, К. Провозглашение ПМР – безупречное решение и с правовой, и с нравственной точек зрения / К. Мяло. – Текст: электронный // Официальный сайт МИД ПМР. – URL: https://mid.gospmr.org/ru/bCC (дата обращения: 10.10.2022).
2. Щербатюк, О. А. Кто же жил в Приднестровье? / О. А. Щербатюк. – Текст: непосредственный // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. – 1997. – № 1. – С. 63-65.
3. Титаренко, Л. Г. Теории Пограничья / Л. Г. Титаренко. – Текст: электронный // ЖССА. – 2013. – № 2. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/teorii-pogranichya (дата обращения: 15.10.2022).
4. Бабилунга, Н. В. Приднестровская Молдавская Республика: признанная историо-графия непризнанного государства / Н. В. Бабилунга. – Текст: непосредственный //
Ежегодный исторический альманах Приднестровья. – 2001. – № 5. – С. 12-36.
5. Букарский, В. Евразийская заря над Днестром / В. Букарский. – Текст: электронный // Евразийство и скифство : сайт Центра Льва Гумилева. – URL: https://www.gumilev- center.ru/evrazijjskaya-zarya-nad-dnestrom/ (дата обращения:17.10.2022).
6. Бабилунга, Н. В. Приднестровье: шаги истории / Н. В. Бабилунга. – Тирасполь, 2015. – 72 с. – Текст: непосредственный.
7. Бабилунга, Н. В. Приднестровская государственность – часть Русского мира / Н. В. Бабилунга. – Текст: непосредственный // Евразийское Приднестровье 2014-2015 : сборник статей. – Тирасполь, 2016. – С. 34-36.
8. Санин, Г. А. Приднестровье в войнах и политике Юго-Восточной Европы XVII века / Г. А. Санин. – Текст: непосредственный // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. – 1997. – № 1. – С. 25-26.
9. История Приднестровской Молдавской Республики. Т. 1. История Приднестровских земель от их заселения первобытными людьми до революции 1917 г – [2-е изд. испр. и доп.]. – Санкт-Петербург: Моя строка, 2021. – 782 с. – Текст: непосредственный.
10. Скалецкая, О. Ю. Включение Левобережного Приднестровья во внешнеторговые отношения России конца XVIII – начала XIX века / О. Ю. Скалецкая. – Текст: непосредственный // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. – 1997. – № 1. – С. 40-42.
11. Россия и освободительная борьба молдавского народа против османского ига. 1792¬1812 года. – Кишинев, 1984. – 314 с. – Текст: непосредственный.
12. Хаусхофер, К. О геополитике: работы разных лет / Карл Хаусхофер. – Москва, 2001. – 426 с. – Текст: непосредственный.
13. Фролов, К. А. Приднестровский регион в геополитической системе координат восточно-христианской цивилизации / К. А. Фролов. – Текст: непосредственный // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века. – Тирасполь, 2002. – С. 68-69.