В наши дни земли, простирающиеся к Востоку от Днестра, в т.ч. современное Приднестровье, являются составной частью восточнославянского ареала, точнее, – славяно-православной цивилизации «срединной земли», Евразии. Что было до славянского освоения Приднестровских земель? Как сказывалось пограничье приднестровского региона на существовании и развитии, взаимодействии и противостоянии различных народов и культур? Автор статьи попытался ответить на поставленные вопросы и возобновить дискуссию об этой проблеме.
Земли Приднестровья на протяжении многих веков и даже тысячелетий являлись своеобразным геополитическим перекрестком, местом встречи, взаимопонимания и ассимиляции различных цивилизаций-оседлой и кочевой, восточно-романской и скотоводческой (ираноязычной и тюрко-язычной), славяно-православной, католическо-польской и литовской, германской, мусульманской (татарской и турецкой) и др.
В то же время территорию Приднестровья с древнейших времен определяют как контактную зону между Балкано-Дунайским регионом и областями Северного Причерноморья [1, с. 63-65].
Берега реки Днестр представляют собой один из любопытнейших регионов Европы, где встречаются более древние археологические славянские памятники, чем, например, в Центральной России. На них оставили свои следы многие из существующих ныне или давно исчезнувших народов [2, с. 12-36].
«Днестр с глубочайшей древности являлся условной границей, отделявшей кочевые народы Северного Причерноморья – киммерийцев, скифов, сарматов и др. от фракийцев и иллирийцев, от германцев и других племен Центральной и Западной Европы» [4] – отмечал в своих научных трудах приднестровский историк Н.В. Бабилунга.
Уже в конце II тысячелетия до н.э. Днестр стал рубежом, где «граничили воинственные племена киммерийцев, упоминаемые еще в гомеровской «Одиссее», и обитавшие в Северном Причерноморье, с племенами фракийцев, проживавших западнее Днестра, на Балканах и Карпатах. Здесь проходила западная граница Киммерийского царства, располагавшегося в Северном Причерноморье с центром в восточном Крыму» [3, с. 15].
Значительно более точно в Северном Причерноморье локализует киммерийцев «отец истории» Геродот. Ему было известно, что территория, которую в его время (V век до н.э.) занимали кочевые скифы, ранее принадлежала киммерийцам, покинувшим её под давлением скифов, пришедших с востока, из глубин Азии. Геродот пишет: «…и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор» [5, с. 128] (Керченский прол. – авт.). Упоминает «отец истории» и о могиле киммерийских царей.
В V столетии до н. э. Геродот посетил греческий город-республику Ольвию на Черном море, рассказывал о высоком кургане на берегу реки Тирас (греческое название реки Днестр – авт.). В предании о вторжении скифов в Северное Причерноморье указывается, что, опасаясь скифов, большинство киммерийцев решили уйти со своей земли. Но цари киммерийцев предложили бороться со скифами. Поскольку народ не поддержал царей, они разделились на две части и сразились между собой. Погибших царей киммерийцы похоронили в кургане со всеми почестями и богатыми приношениями. «Могилу царей там можно видеть и поныне» – пишет Геродот. [6, с. 190].
В настоящее время в Поднестровье известно несколько десятков киммерийских памятников. Если не считать кладов и случайных находок, то единственными археологическими памятниками киммерийцев являются погребения, изредка сгруппированные в могильники. Оружием дальнего боя у киммерийцев были лук со стрелами. В ближнем бою киммерийцы использовали бронзовые, железные, а также биметаллические мечи и кинжалы. Использовали киммерийцы и копья с железными наконечниками. Для воинских погребений киммерийцев обычны также оселки. Предметы конского снаряжения представлены бронзовыми удилами, а также псалиями. Уздечки украшались бляхами с петлёй на обороте, лунницами и шлемовидными подвесками [7].
После того, как киммерийцы отступили на территорию малой Азии, они были разбиты. Однако территория Приднестровья, как и в целом степей Северного Причерноморья, быстро была заселена «скифами ираноязычными кочевниками, заселившими в конце VII века до н.э. территорию от Дона до Днестра и низовья Дуная» [3, с. 15]. Даже с учетом того, что приднестровские земли являлись лишь западной периферией Скифии, для этого народа они имели очень большое значение. «Отсюда в V-IV веках до н.э. они совершали набеги на фракийские племена, оттесняя их в лесистые районы Днестровско-Карпатских земель» [3, с. 15]. Также здесь скифы вели оборонительные войны против персов, и войск Александра Македонского. Последнее подтверждают сохранившиеся на территории Приднестровья скифские курганы и захоронения.
Приднестровская археологическая наука отмечает огромное значение контактов скифов Поднестровья с греками, которые не ограничивались только торговыми отношениями. Ко второй половине IV в. до н.э. между скифами и греками было налажено столь тесное взаимодействие, что оно нашло выражение и в погребальном обряде скифов (устройство сырцовых закладов в дромосах и ниш для светильников в погребальных камерах катакомб), и в материальной культуре (массовое производство лепных светильников, имитировавших греческие образцы) [8, с. 967-972, 981].
На протяжении всего IV века до н. э. скифы кочевали на землях Приднестровья. И только к III века до н. э. территория Скифии стала сильно сокращаться. Это происходило под напором готов и кельтов с запада, а также сарматских племен с востока. В итоге ареал расселения скифских племен ограничился степным Крымом и бассейнами нижнего Днепра и Буга.
Обширные пространства между Днестром, Карпатами и Балканами в IV-III веках до н. э. неравномерно заселяли геты. Также как и скифы, геты активно торговали с греческими городами-колониями, среди которых можно выделить Тиру. Этот небольшой древнегреческий полис располагался на правом берегу Днестровского лимана. Наибольшего расцвета торговля с Тирой достигла в IV-III веках до н.э. Это подтверждают многочисленные античные изделия, обнаруженные на готских поселениях.
По мнению приднестровских археологов, «развитие античных центров в Причерноморье создавало благоприятные предпосылки для формирования городских и межгородских рынков и развития денежного обращения. В процессе освоения низовьев Днестра наряду с центрами городского типа возникают и сельские поселения» [9, с. 76-77].
На рубеже III – II вв. до н.э. в Днестровско-Карпатские земли вторгаются германские племена бастарнов. Это событие нашло отражение в письменных источниках античных авторов, таких как Помпей Трог, Полибий, Тит Ливий и др. Приход бастарнов не сопровождался вытеснением местных племен. Напротив, совместное проживание пришлого и фракийского населения привело к тому, что уже в I в. до н.э. бастарны полностью растворились в готской среде [10, с. 454-455, 474].
Роль пограничья Приднестровье сохраняло и с I в. до н. э. по IV в. н. э. В это время «река Днестр являлась западной границей Европейской Сарматии» [3, с. 15].
Об ираноязычных кочевниках-скотоводах сарматах сохранилось множество свидетельств древнегреческих авторов. О «сарматах» и «Сарматии» в IV в. до н.э. упоминает Гераклид Понтийский. А греческий историк Страбон описывал пребывание в степях Северного Причерноморья (между Днестром и Днепром) «языгов, царских сарматов и ургов» [11, с. 164-194].
Как и их предшественники, сарматы постоянно воевали с проживавшими западнее Днестра фракийскими племенами, которые нередко осуществляли грабительские походы в том числе и на территории Левобережного Поднестровья. Защиту от нападения варварских племен у сарматов искали жители греческих городов-полисов Северного Причерноморья. Но это не всегда помогало: «… в I в. до н. э. гето-дакийские племена под предводительством своего вождя Буребисты огнем и мечом прошлись по территории причерноморских степей, стирая с лица земли богатые греческие колонии Ольвию, Тиру и другие» [3, с. 15].
В III в. н. э. господство ираноязычных сарматов в Северном Причерноморье завершилось. Этому способствовало активное заселение обозначенной территории готскими племенами. Они пришли в этот регион из Прибалтики и Скандинавии.
Приднестровский регион, как и «седой» Днестр с первых десятилетий III в. н. э. вновь становятся пограничьем, только теперь уже между двумя варварскими «державами» вестготов и остготов. «Первые подчинили себе население Днестровско-Карпатских земель, а вторые – проживали к востоку от Днестра и объединили под своей властью разрозненные племена Северного Причерноморья» [5, с. 15].
Отвоевав доминирование на этих территориях у римлян, которые, несмотря на жестокое и отчаянное сопротивление в конце III века, ушли из Нижнего Поднестровья за Дунай на Балканы, варварские племена получают в весьма обширном регионе полное и безраздельное господство. Вестготы доминировали в Днестровско-Карпатских землях вплоть до Тисы, остготы имели безраздельную гегемонию на востоке от Днестра.
В некоторых исторических источниках говориться, что «вестготы (тервинги) занимали Нижнее Поднестровье и Подунавье, низовье Прута и Сирета. Остготы (грейтунги) создали мощный племенной союз во главе с «королем» Германарихом к востоку от Днестра» [12, с. 323-324].
Таким образом, еще более века Днестр являлся пограничной рекой между варварскими племенными «державами» германцев.
Археологическим выражением готских племён в Приднестровье является Черняховская культура (середина III – начало V в.), которая является весьма своеобразной и не похожа ни на одну из предшествующих. Она сформировалась под влиянием провинциально-римской культуры и включила в себя германские, позднескифские/позднесарматские, а также раннеславянские элементы в домостроительстве и погребальном обряде. Черняховскую культуру многие позднеантичные авторы позиционируют с варварами вестготами, проживавшими на левобережье Днестра. Также, особый интерес вызывает мнение, что, сохранившись, данная культура смогла бы стать фундаментом для формирования новой полиэтничной народности в Европе. Однако этот процесс был прерван гуннами в 375 году [13, с. 321—330].
Уже в 376 году тюркоязычные варварские племена ганнов, следующие по Великой Степи из Монголии в Европу, наголову разбили германские племена, а вместе с ними и сарматские, аланские, фракийские, карпские и др. В результате этого прекратил своё существование готский союз. Вестготы, ища покровительства Римской империи, ушли за Дунай. Остготы же (носители Черняховской культуры) покорились гуннам, и, возможно, поэтому их население не было полностью уничтожено.
Со второй половины V века южную степную часть Поднестровья заселяет племенной союз кочевых тюркских племён кутригуров. Об их пребывании на территории Приднестровья в настоящее время свидетельствует только одно погребение второй половины V – первой половины VI веков. Оно было исследовано в 2021 году у села Глиное Слободзейского района. Это захоронение, несмотря на сообщения письменных источников о десятках тысячах кутригуров в Северном Причерноморье, является одним из немногих археологических свидетельств их пребывания в регионе [14, с. 182-205].
История кутригуров в Приднестровье впоследствии тесно переплетается с историей славян, которые с конца V века начали свое движение с севера и с востока на Балканы к границам Византийской империи. Есть сведения, что на земли Приднестровья и близлежащие территории славяне проникли уже в III-IV веках. Однако эти их эпизодические появления, как и весь культурно- исторический процесс в регионе, были прерваны гуннским нашествием [15, с. 83].
Приднестровье входит в обширный ареал славянской колонизации с начала VI века. Однако в отличие от скотоводов-кочевников, славяне, занимающиеся в основном земледелием, заселяли новые земли постепенно. Берега крупных рек, среди которых Днестр, Днепр, Южный Буг, Прут, Сирет и другие, а также их притоков, становились приоритетным местом расселения славян. Проживали они в небольших поселках по 5-10 полуземлянок.
«Эту колонизацию в VI-VII вв. осуществляли три отдельные крупные группы славянских племен: венеды, обитавшие на севере между Карпатами, Днепром и Балтийским морем: анты заселявшие степи между Днепром, Днестром и Дунаем: склавины, поселившиеся к северо-западу от антов, от Днестра до Эльбы. Условной границей между двумя сильнейшими союзами племен – антами и склавинами – становится Днестр» [3, с. 17].
Важное значение для формирования общей картины великого заселения имеет сообщение Иордана о размещении славянских племен и о Днестре как пограничной реке, разделяющей владения двух крупнейших союзов славянских племен: склавинов и антов. «Склавины, – пишет Иордан, – живут от города Ниветуна и озера, именуемого Мурсианским до Данастра, а на севере – до Вислы; вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих – распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстоянии многих переходов» [16, с. 34-35].
Из этого сообщения ясно, и это подтверждается в работах приднестровских славяноведов, что «в VI веке по Днестру устанавливается граница между крупнейшими славянскими племенными объединениями VI- нач. VII веков – антами и склавинами» [17, с. 72], хотя точно неизвестно, где именно проходила эта граница, на всем ли течении реки или на какой-то ее части.
После того, как во второй половине VII в. антов разгромило протоболгарское племя во главе с ханом Аспарухом, их название исчезает из употребления. Их-территорию занимает новое объединение близкородственных «склавинских» (славянских) племен, получивших название «Русь».
Новая волна славянского заселения Приднестровья прокатилась в конце VII века и связана была со славянским племенем тиверцев. В научных трудах археологов можно встретить информацию, что «зона расселения тиверцев на севере Приднестровского региона была связана с современным селом Ломачинцы, на юге – с селом Оланешты» [18, с. 43-44] (сегодня населенные пункты Украины и Республики Молдова, соответственно – авт.).
«А в VIII-IX вв. славяне становятся основным оседлым населением в Приднестровье. В верховьях Днестра обитали племена белых (русских) хорватов, в среднем течении — тиверцев, на юге, западнее Днестра — племена уличей» [3, с. 17].
В начале XII в. летописец Нестор в недатированной части «Повести временных лет» писал: «… уличи и тиверьци седяхубо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множество их, седяхубо по Днестру оли до моря, и суть грады их и до сего дне» [14, с. 182-205]. Из этого отрывка ясно, что старец Нестор определил место заселения уличей и тиверцев в основном на той территории Поднестровья, которая примыкала к Подунавью.
На рубеже IX-X веков в Днестровско-Прутском междуречье складываются две культуры. К западу Днестра и в Подунавье распространилась Балкано- Дунайская культура, а к северу и востоку – восточнославянская культура Киевской Руси. Таким образом, Днестр вновь стал границей, в этом случае уже между южными и восточными славянами.
Однако не сразу славяне Приднестровья вошли в состав Древнерусского государства. Первое время они сопротивлялись попыткам киевских князей включить их в состав Киевской Руси. Это происходило до середины X века. При этом они участвовали в военных походах дружины Древнерусского государства на Царьград в 907 и 944 годах в качестве союзников, а не подданных князя. Лишь к середине X века с появлением кочевников в регионе и необходимость защиты от их набегов, проживающие на приднестровских землях народы стали частью Древнерусского государства. Это произошло при князе Святославе Игоревиче, когда «большая часть Приднестровья и большая часть Днестровско- Карпатского региона прочно вошла в состав Киевской Руси» [19, с. 93].
К управлению новыми территориями были привлечены посадники киевского князя со своими дружинниками. Это можно объяснить важным стратегическим и геополитическим значением этой территории для Руси, поскольку она являлась частью крупнейшего торгового пути «из варяг в греки» [20, с. 13]. Однако привлекательным приднестровский край был не только для славян, но и для других народов, главным образом, степных кочевников [21, с. 70]. Поэтому славянской цивилизации пришлось еще неоднократно выступать в смертельных схватках, направленных на сохранение своего присутствия на этих территориях.
Исходя из вышеизложенного отметим, что мы вправе говорить о постоянном, исторически закрепившемся за Приднестровьем статусе геополитического пограничья, моста, связующего звена между народами, культурами, системами ценностей. И ошибкой было бы думать, что Приднестровье всегда служило ареной столкновения полярных сил. Велика роль Приднестровья как контактной зоны, территории, где происходил интенсивный культурный обмен, осуществлялись торговые операции. Не случайно в древнейших захоронениях археологи находят свидетельства взаимовлияния самых разных культур. Народы и цивилизации, противоборствуя на берегах Днестра, неизбежно оказывали влияние друг на друга, ассимилировали, формировали новые полиэтнические общности, образовывали очаги общественной, гражданской жизни.
Последующее развитие края в Новое и Новейшее время, доказало исключительно важную роль Приднестровья как естественной границы между различными этнокультурными зонами Восточной и Юго-Восточной Европы. Здесь сталкивались и контактировали восточнославянский мир православия и западнославянская католическая культура, мир христианства и мир ислама, германо-романское пространство и пространство славянское. Для подробного освещения данного исторического периода необходимы новые исследования.
Современный этап исторического развития Приднестровья показывает, что пограничный статус нашего края и его особая геополитическая роль остаются актуальными.
Список литературы:
- Щербатюк О. А. Кто же жил в Приднестровье? / Ежегодный исторический альманах Приднестровья № 1, Тирасполь, 1997 г.
- Бабилунга И. В. Приднестровская Молдавская Республика: признанная историография непризнанного государства / Ежегодный исторический альманах Приднестровья №5, Тирасполь, 2001 г.
- Бабилунга Н. В. Приднестровье: шаги истории / Тирасполь, 2015.
- Бабилунга Н. В. Русская национальная идея и Приднестровье / Культурологический журнал №4(34). Электронное периодическое рецензируемое научное издание, 2018 г. URL: ltttps://cyberleninka.ni/article/n/russkava-natsionalnaya-ideva-i-pridnestrovie/ viewer (21.01.2023) .
- Дюличев В.П. Крым История и очерках. Симферополь: «РуБин», 411 Бинъкин, 2008 г.
- Геродот. История. Л., 1972.
- Из интервью с руководителем ПИЛ «Археология Приднестровья», д-ром ист. наук В. С. Синика, 24.12.2022. Личный архив автора.
- Тельнов Н. П., Четвериков И. А., Синика В. С. Скифский могильник III-II вв. до н. э. у села Глиное (Археологические памятники Приднестровья. III),Тирасполь: Stratumplus, 2016.
- Синика В. С. Разумов С. И., Тельнов Н. П. Археологическое наследие Приднестровья, Тирасполь: Полиграфист, 2016.
- Синика В. С. Скифская археологическая культура III-II вв. до н. э. Северо-Западного Причерноморья и актуальные проблемы истории скифов. Дисс. … докт. ист. наук М., 2022. Том I.
- Синика В. С., Разумов С. Н., Лысенко С. Д., Тельнов Н. П. Курганная группа «Спутник» у с. Ближний Хутор на левобережье Нижнего Днестра // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Вып. 13, 2015.
- Рикман Э. А. Этическая история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры. М., 1975.
- Четвериков И., Бубулич В. Уникальный погребальный комплекс на Нижнем Днестре (по материалам курганного могильника у с. Хлиная (Глиное) // Revistaarheologica. S.n. Vol. 1. Nr. 1.2005.
- Красноперов А. А., Тельнов Н. П., Лысенко С. Д., Разумов С. Н., Синика В. С. Погребение постгунского времени на левобережье Нижнего Днестра // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. Вып. 14, 2022.
- История Приднестровской Молдавской Республики. Т.1. История Приднестровских земель от их заселения первобытными людьми до революции 1917 г. 2-е изд. испр. и доп. Санкт-Петербург: Моя строка, 2021.
- Иордан Гетика. О происхождении и деянии тегов. М., 1960.
- Хохлов В. А. Славяне VI-IX веков до н.э.. Днестровско-Прутского междуречья. (Некоторые итоги и задачи изучения) / Ежегодный исторический альманах Приднестровья №1, Тирасполь, 1997 г.
- Тельнов Н., Степанов В., Русев Н., Рабинович Р. «И… разошлись славяне по земле»: из истории Карпато-Днестровских земель V-XIII веков» /Н. Тельнов, В. Степанов, Н. Русев, Р. Рабинович // Кишинев, 2002.
- Бабилунга Н.В. Геополитический разлом на берегах Днепра: Русский мир и «Европейская Мессопотамия» //Гражданское общество и правовое государство. Тирасполь, 2010.
- Феномен Приднестровья. Тирасполь, 2003 г.
- Хохлов В. А. Печенеги в степях севере-западного Причерноморья ( к.IХ – сер. XI вв.) / В.А. Хохлов/ Исторический альманах Приднестровья №9, Тирасполь, 2005 г.