Руководители организации рассказали о зарождении движения трудовых коллективов в Приднестровье и его вкладе в создание государства
Создание Объединённого Совета трудовых коллективов явилось защитной реакцией приднестровского общества на дискриминационную политику Кишинёва, взявшего курс на построение мононационального государства. Об этом в интервью нашему корреспонденту заявил председатель общественной организации Владимир Емельянов. По его словам, именно события 30-летней давности стали катализатором борьбы народа Приднестровья за независимость.
«ОСТК начинался с идеи, рождённой Анатолием Большаковым, о создании организации, альтернативной Коммунистической партии Молдавии. А линия была на создание мононационального государства. Мы с этим согласиться не могли и поэтому все поддержали Большакова, в ОСТК пришли самые передовые люди того периода из руководящего состава предприятий Тирасполя», – отметил Владимир Емельянов.
В 1988 году под влиянием прорумынских организаций Верховный Совет МССР разработал законы о придании молдавскому языку статуса государственного, признании его идентичным с румынским и переводе письменности на латинскую графику. Предложенная редакция не позволяла занимать государственные должности гражданам, не владеющим государственным языком, а всё делопроизводство должно было вестись исключительно на молдавском. На законодательном уровне закреплялось обособление титульной нации, ограничивались права русскоязычного населения (так же как и представителей других национальностей).
23 мая 1989 года Тираспольский горсовет обратился к президиуму Верховного Совета МССР с призывом принять закон о функционировании на территории республики двух языков: молдавского и русского. Но 10 августа стало известно, что на ближайшей сессии законодательный орган рассмотрит другой проект, поддержанный националистически настроенной частью молдавского общества.
Уже на следующий день, 11 августа 1989 года, представители трудовых коллективов Тирасполя собрались в доме культуры завода «Точлитмаш» им. Кирова, чтобы решить, как противостоять дискриминационной политике Кишинёва. Именно на этом собрании было объявлено о создании Объединённого Совета трудовых коллективов и подготовке к предупредительной забастовке.
«11 августа был исторический момент создания защитного механизма, организационного начала в борьбе приднестровского народа за свои права. На собрании было принято решение о создании ОСТК, его президиума. Возглавил организацию Борис Штефан. На 16 число была объявлена предупредительная забастовка, но наши голоса не были услышаны. Тогда мы организовали масштабную месячную забастовку, к которой присоединились порядка 190 предприятий, в том числе представляющих регионы современной Молдовы», – рассказывает Емельянов.
«Мы привыкли к митингам по торжественному поводу: 1 Мая, 9 Мая. Но в 1989 году повод собраться на площади был совершенно иным. Люди стремились узнать, что происходит, и решить, что делать. Время было страшное, Молдова была заражена национализмом и даже фашизмом. Никто не думал, что спустя 50 лет после ВОВ у нас может фашизм встать на ноги», – вспоминает руководитель Слободзейского ОСТК Юрий Затыка.
Забастовка завершилась лишь 21 сентября после пленума ЦК КПСС, когда стало абсолютно понятно, что руководство правящей партии полностью поддерживает Кишинёв в языковом вопросе. Чаяния приднестровцев услышаны не были…
«В октябре из Москвы к нам приехала делегация, состоящая из представителей разных республик. В неё был включён и будущий президент Молдовы Мирча Снегур. Велась разъяснительная работа: мы понимали их требования, но они не понимали нас. Поэтому встречи результата не дали. Тогда же я обращался к руководителю компартии Молдовы Семёну Гроссу, предлагал провести в Рыбнице митинг с призывом ко всем трудовым коллективам Молдавии остановить этот националистический угар, дать статус русскому языку. Гроссу эту идею воспринял нормально, сказал, чтобы мы эту работу начинали, и позвонить ему, когда мы будем готовы. Мы подготовку закончили, звоню ему, в приёмной раз за разом говорят, что он занят, перезвоните позже. Таким образом поговорить не получилось», – вспоминает один из лидеров движения трудовых коллективов Анатолий Белитченко.
По его мнению, главным результатом забастовок стала консолидация приднестровского общества. После безуспешных попыток повлиять на языковую политику и остановить центробежные процессы в Молдавии (летом 1940 года Верховный Совет МССР принял Декларацию о суверенитете, объявляющую верховенство законов Молдовы над законами Советского Союза) трудовые коллективы начали работу по подготовке референдумов о создании республики (в составе СССР) и съездов депутатов всех уровней.
«Первый референдум прошёл в Рыбнице. Мне пришлось принимать участие в сессиях горсоветов в Тирасполе, Бендерах, Каменке и других городах и районах, на которых было принято решение по проведению референдумов в каждом регионе. Затем велась подготовка съездов депутатов всех уровней. Процесс создания республики был запущен», – подчеркнул Анатолий Белитченко.
В ОСТК отмечают, что создание республики было единственной гарантией безопасности и защиты прав приднестровцев.
«Получив доверие народа на управление ситуацией, понимая всю ответственность принимаемых решений и безысходность судьбы народа Приднестровья в случае отсутствия государства как защитного механизма, мы приняли решение о создании республики. И нас население очень активно поддержало. Мы не поверили в сказки и стояли на своей линии, на линии народа Приднестровья», – сказал Владимир Емельянов.
«Сегодня мы видим, что мы не ошиблись. Трудно себе представить, что было бы, если бы в те годы мы согласились с решениями националистов в Кишинёве. И сегодня единственной гарантией безопасности является наша независимость», – резюмирует Юрий Затыка.