Ташлык… Удивительное село в Григориопольском районе. Это село – колыбель героических личностей, известных не только в Приднестровье, но и за его пределами. Благоговейно чтят жители Ташлыка имя православного священника отца Викентия, пострадавшего за веру и жестоко убитого в середине прошлого века. К праведникам мира еврейский народ причислил молдавского писателя Митрофана Опря и его жену Александру, спасших в годы войны еврейскую семью. А в братской могиле среди 734 советских воинов упокоились три Героя Советского Союза: гвардии рядовой Антон Антонов, командир артиллерийского дивизиона, гвардии капитан Иван Коробкин и замполит, гвардии капитан Сергей Целых. Все они получили свои высокие звания посмертно в апреле 1944 года, освобождая территорию Приднестровья от фашистов. И братскую могилу, на месте которой создан Мемориал Славы, и бюсты троих героев невозможно не заметить, проезжая Ташлык. Памятник установлен в самом центре села с левой стороны от трассы.
Однако наш рассказ пойдёт о человеке с редкой профессией фронтового кинооператора времён Великой Отечественной войны. Летописцы и хроникёры военных событий всегда были на передовой и шли в бой наравне с солдатами. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, с воды и воздуха. Многие погибли: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит.
Уже спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. В их числе был уроженец Ташлыка Филипп Печул (о нем на Приднестровском историческом портале есть еще одна публикация).
Его имя высечено золотыми буквами на мраморе в холле Центрального Дома кино в Москве и на студии кинохроники в Санкт-Петербурге, где он работал.
…В далеком 1930 году двум комсомольцам-одноклассникам, выпускникам тираспольской школы Ефиму Учителю и Филиппу Печулу в торжественной обстановке местный обком комсомола вручил путевки для поездки в Ленинград, чтобы в одной из школ ФЗУ они смогли получить рабочие профессии. Ребята были неразлучными друзьями. Объединяла их страсть к кино и фотографированию. Поработав некоторое время после обучения в ФЗУ на заводе, друзья все же решили воплотить в жизнь давнюю мечту – стать киносъёмщиками, так в те времена называли операторов. При Ленинградском институте кинорежиссеров в ту пору существовал операторский факультет. Там оба они и учились, а в 1935 году устроились на работу в студию кинохроники.
Ленинградские кинохроникеры первыми вкусили хлеб, пахнувший порохом войны. Назревал советско-финский конфликт – предвестник Второй мировой. В передовых частях Красной Армии молодые кинооператоры, снимавшие бои на Карельском перешейке, получили боевое крещение. Позже из их материалов был смонтирован полнометражный документальный фильм «Линия Маннергейма». Преодолевая глубоко эшелонированную линию обороны с многочисленными фортификационными сооружениями, Красная Армия потеряла немало солдат и офицеров. Одним из самых смелых, отчаянных операторов, снимавших бои на Карельском перешейке, был Филипп Печул. За участие в этих съемках он был награжден орденом Красного Знамени. Достались лавры и его другу Ефиму Учителю. На Ленкинохронике их чествовали как настоящих героев.
В марте 1941 года впервые в СССР были учреждены Государственные премии за особые заслуги перед Отечеством. В ту пору они назывались Сталинскими. Такой премии были удостоены многие операторы, снимавшие картину «Линия Маннергейма», среди них был и Филипп Печул. Он стал первым нашим земляком, получившим эту высокую награду.
Когда началась Великая Отечественная, Филипп Печул вновь надел военную форму и вновь стал снимать боевые действия на Карельском перешейке. По свидетельству знаменитого кинохроникера Романа Кармена, съёмочная группа, в которую входил Филипп Печул, погибла в неравном бою. Было это в ноябре 1941 года, когда Печулу едва исполнилось 28 лет. Кармен позже писал:
«В бою был убит молодой кинооператор Филипп Печул. Он вклинился с группой бойцов в расположение противника, пришлось отложить в сторону киноаппарат и взяться за оружие. С винтовкой и гранатой в руках он храбро сражался и пал геройской смертью, прикрывая отход машины с отснятой кинопленкой».
Он успел отснять много материала о первых боях с врагом. Впоследствии они вошли в кинолетопись Великой Отечественной, в том числе и в знаменитый фильм «Ленинград в борьбе», смонтированный в 1942 году. Благодаря этой картине, которая демонстрировалась даже на других континентах, мир увидел несломленных ленинградцев.
По словам главы администрации села Ташлык, племянника Филиппа Алексея Печула, документально гибель дяди не зафиксирована, он пропал без вести. Поиски документов о его нахождении в плену, так же, как поиски оставшейся в блокадном Ленинграде семьи Филиппа, никаких результатов не дали.
На доме, где он родился, в селе Ташлык Григориопольского района в 70-х годах была установлена мемориальная доска. А несколько лет назад на Ташлыкском мемориале, где на чёрных мраморных плитах высечены имена захороненных в братской могиле красноармейцев и погибших на полях Великой Отечественной войны жителей села, появился современный памятник.
Долгие, безуспешные поиски следов захоронения Филиппа ни к чему не привели. Но память не может просто так исчезнуть, и с обелиска, установленного в центре родного села, смотрит на нас вечно молодой фронтовой оператор Филипп Печул.