Референдум о независимости Приднестровья и первые выборы Президента страны, прошедшие 1 декабря 1991 года, показали, что идея собственной государственности пользуется всенародной поддержкой. Для Кишинёва, отказавшего приднестровцам в базовых правах, народная воля жителей ПМР должна была стать сигналом к изменению прежней политики дискриминации и поиску компромисса с Тирасполем. Но власти Молдовы, ослепленные распадом Советского Союза – крупнейшей геополитической катастрофой, решили не сворачивать с опасного пути агрессии и подавить силой приднестровцев, выступивших против нарушения своих прав. К этому моменту Советский Союз фактически перестал существовать, а на территории бышей союзной республики – Молдавской ССР существовало два государства: Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика. Кишинёв объявил приднестровцев сепаратистами и под лозунгами неделимости страны начал предпринимать попытки силового решения конфликта, спровоцированного еще в 1989-90 годах националистами и властями Молдовы. Правда в том, что сепаратисты сидели как раз в Кишинёве – именно они объявили вне закона Молдавскую ССР, предоставив тем самым Приднестровью юридические основания на самоопределение. Но в Приднестровье была сконцентрирована половина всей экономики бывшей союзной республики, и власти Молдовы решили силой забрать то, что им не принадлежало.
13 декабря 1991 года ранним утром боевики Молдовы атаковали блокпост приднестровских сил самообороны на мосту через Днестр и пост ГАИ у въезда в Дубоссары. Погибли защитники республики: гвардейцы Александр Патергин и Владимир Щербатый и сотрудник ГАИ Дубоссар Юрий Цуркан.
1 Приказ на уничтожение
Подобное уже происходило в Дубоссарах, когда 2 ноября 1990 года молдавские боевики открыли огонь из автоматов по жителям города, убив трёх человек. Трагедия едва не повторилась 25 сентября 1991 года во время второго нападения молдавской полиции на Дубоссары. Тогда, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Напомним, что как раз в сентябре 1991 года начался переход под юрисдикцию Приднестровья городских и районных отделов внутренних дел: республике присягнули сотрудники Рыбницкого ГОВД, а также Рыбницкого и Каменского РОВД. Перешли под юрисдикцию тогда ещё ПМССР и часть сотрудников в Дубоссарах.
Этот процесс успешно завершился в начале декабря 1991 года, когда под юрисдикцию ПМР перешли сотрудники правоохранительных органов Тирасполя, Григориополя, Слободзеи и Бендер. Руководство МВД Молдовы крайне нервно реагировало на эти события, пытаясь во что бы то ни стало сохранить источники влияния Молдовы на территории Приднестровья, коими и являлись отделы молдавской полиции. Так, в ответ на требования жителей Григориополя отправить в отставку комиссара местной полиции В. Цуркана и его заместителей министр МВД И. Косташ пригрозил прислать в Григориополь 200 вооружённых бойцов спецназа «для наведения порядка». Правда, в итоге руководители григориопольского отдела полиции спешно уехали в Кишинёв. Чтобы возобновить деятельность РОВД председатель григориопольского райсовета Сергей Леонтьев назначил себя исполняющим обязанности начальника ведомства.
Напряжённая ситуация сохранялась и в Бендерах, куда вечером 10 декабря в местный отдел полиции Молдовы прибыл отряд спецназа численностью 65 человек. Днём ранее подразделения спецназа окружили город с Кишинёвского и Каушанского направления. Бендерский отдел полиции на долгое время превратился в постоянный очаг напряжённости в городе, который ещё сыграет роковую роль в трагических событиях 19 июня 1992 года. Масла в огонь подлил и Парламент Молдовы. 11 декабря его зампредседателя В. Пушкаш на очередной сессии потребовал в десятидневный срок разоружить и расформировать все вооружённые отряды Приднестровья – в сентябре 1991 года для защиты суверенитета и независимости Приднестровья была создана республиканская гвардия. На этом же заседании Парламент Молдовы признал антиконституционным проведение в ПМР референдума и выборов Президента, прошедших 1 декабря, и аннулировал их результаты.
А 12 декабря было опубликовано совместное заявление министров внутренних дел, национальной безопасности, юстиции и Прокурора РМ, которое фактически стало спусковым курком агрессии Молдовы против Приднестровья. В нём приднестровцев назвали «сепаратистами», а избранные народом органы управления «неконституционными». Фактически боевики Молдовы получили зеленый свет на вооруженное подавление созданной приднестровцами республики.
Смелости руководству МВД Молдовы придавал ещё один факт: с симпатией относившийся к Приднестровью командующий 14-й армией генерал-лейтенант Г. И. Яковлев 12 декабря был отстранён от занимаемой должности.
2 Подготовка к нападению
На дубоссарском направлении подразделения спецназа и полиции Молдовы уже с 6 декабря сосредотачивались у моста возле посёлка Вадул-луй-Водэ, плотины Дубоссарской ГЭС и моста на Полтавской трассе вблизи Дубоссар.
В связи с этим командование республиканской гвардии ПМР приняло ответные меры: 2-й батальон гвардии, дислоцированный в Бендерах, был переведён на казарменное положение, в Дубоссары из Тирасполя был направлен резервный взвод для поддержки местного гарнизона. В штабе республиканской гвардии организовали круглосуточное дежурство оперативной группы во главе с командиром гвардии или одним из его заместителей. Из Рыбницы в Дубоссары перебросили роту 3-го батальона гвардии, которая усилила охрану переправ через Днестр, основных транспортных узлов и магистралей. Командовал рыбницкими гвардейцами опытный офицер, выпускник Орджоникидзевского высшего общевойскового командного училища, первый заместитель командира батальона капитан Владимир Васильевич Щербатый. Было организовано 11 круглосуточных постов: два подвижных по берегу Днестра от плотины до старого моста и стационарные: на плотине и мосту, на перекрестке дорог на Котовск и Рыбницу, на объездной трассе на Котовск, на перекрестке дорог Рыбница-Тирасполь и Кишинев-Котовск (так называемый круг) и на дороге между Дубоссарами и селом Лунга.
12 декабря в Дубоссарах полицейские Молдовы арестовали милиционеров Приднестровья В. Церцеила и Н. Дёгтя. Комиссар полиции РМ И. Рачула обвинил их в «незаконном ношении оружия», а также в «незаконной» службе в милиции ПМР. Требования председателя горсовета Дубоссар В. Финагина о немедленном освобождении арестованных комиссар полиции проигнорировал.
Вечером 12 декабря в дубоссарский горсовет поступила информация, что майор полиции Молдовы В. Колесник готовит группу для захвата моста, переодетую в форму Советской Армии и оснащённую спецсредствами.
3 Спецназ против ополченцев
Ранним утром 13 декабря отряд полиции особого назначения (до 150 человек) и полицейские Дубоссар (до 30 человек) начали вооружённую операцию. На двух замаскированных под рейсовые автобусах они подъехали к посту и стремительной атакой обезоружили гвардейцев, которые не успели оказать сопротивление и предупредить командиров о нападении.
Вспоминает гвардеец Юрий Печерский:
«В 5 утра со стороны Кишинёва приехал автобус. Один из моих подчинённых пошёл проверить его, но там его стукнули по голове. Из автобуса вышли 20 вооружённых людей – спецназ, а нас было 12. Они накинулись на нас. Мы не были профессиональными военными: среди нас были учителя, механики, рабочие колхоза. Я – технолог, военную кафедру проходил при университете. Нас положили на пол, побили, связали, затянули в автобус и отправили в Кишинёв».
Далее бойцы спецназа РМ окружным путем через сады проследовали в село Лунга, где соединились с ожидавшими их полицейскими. Объединенная группа под командованием подполковника Антона Гомураря скрытно вышла с тыла к приднестровскому посту, который находился на перекрестке Полтавского и Тираспольского шоссе («круг»). При этом полицейские были одеты в «афганку», защитную форму Советской Армии, что первоначально ввело в заблуждение защитников поста.
Обороняли пост рыбницкие гвардейцы во главе с заместителем командира 3-го батальона капитаном Владимиром Щербатым и дубоссарские милиционеры. Нападение противника стало для них неожиданным, и сопротивление оказали лишь двое – наблюдатель рядовой Александр Патергин, который попытался предупредить гвардейцев и вступил в перестрелку с полицейскими, и капитан Владимир Щербатый, открывший огонь из окна поста. В завязавшейся перестрелке оба были убиты. Также смертельные ранения получил старшина милиции Юрий Цуркан.
Забросав пост гранатами со слезоточивым газом, оставшихся гвардейцев, восемь из которых были ранены, бойцы спецназа обезоружили и захватили в плен. Нападавшие также не избежали потерь: четверо были убиты, девять ранены.
Сразу же после боя за пост бойцы ОПОНа обстреляли проезжавший мимо «круга» рейсовый автобус Дубоссары – Кишинёв, решив, что на нём казаки Дубоссарского казачьего округа (ДКО) едут освобождать пленных. Водитель автобуса Юрий Ефременко был тяжело ранен в грудь и скончался через месяц.
После захвата поста ГАИ полицейский спецназ Молдовы попытался проникнуть в Дубоссары и к 7 часам начал выдвижение к горсовету, но натолкнулся на баррикаду из песка и готовых к бою гвардейцев, после чего отступил обратно к посту у моста.
К 9 утра круг и центральную дорогу в Дубоссары контролировали до батальона бойцов спецназа и полицейских. Город перешёл на осадное положение. Остановилась работа предприятий, прекратились занятия в учебных заведениях. Местом общего сбора стала центральная площадь. По линии гражданской обороны тревога была объявлена по всему Приднестровью. В Дубоссары из Тирасполя началась переброска резерва республиканской гвардии. В город приехали председатель комитета Верховного Совета ПМР по обороне и безопасности Владимир Рыляков, а также другие депутаты и руководители республики.
14 декабря Президент ПМР И. Н. Смирнов своим указом объявил на территории ПМР траур с 16 по 18 декабря включительно, а также обратился к народу Приднестровья, призвав его к стойкости, выдержке, бдительности и готовности отстоять республику.
4 Первая Согласительная комиссия по разъединению сторон
В этот раз войну удалось предотвратить. Тирасполь и Кишинев пришли к соглашению развести вооруженные подразделения. Развод полицейских подразделений Молдовы и вооружённых отрядов защитников Приднестровья согласно достигнутым договорённостям начался с 17 часов 15 декабря. Вывод отрядов полиции и гвардейцев из Дубоссар продолжался всю ночь до девяти часов утра 16 декабря. Периодически вспыхивала стрельба, которая, к счастью, не принесла новых жертв.
Подразделения полиции Молдовы были также сконцентрированы у приднестровских населённых пунктов Дзержинское, Лунга и у Дубоссар со стороны Кочиер. На этих участках тоже не обошлось без стрельбы. Так, у плотины ГЭС и микрорайона Коржево боевые действия прекратились лишь 15 декабря, когда в Дубоссары приехала Согласительная комиссия, состоящая из представителей Тирасполя и Кишинёва.
16 декабря снова у поста ГАИ был обстрелян автобус с гвардейцами, которые уезжали в Тирасполь. Кому-то явно не хотелось мирного разъединения сторон. Но, несмотря на все провокации, 16 декабря в соответствии с документами, подписанными Согласительной комиссией, развод вооружённых формирований был успешно завершён и личный состав республиканской гвардии убыл к местам постоянной дислокации.
17 декабря прошли траурные церемонии в Рыбнице и Дубоссарах, на которых присутствовали делегации из других городов и населённых пунктов Приднестровья.
Юрий Иванович Цуркан был похоронен в родном селе Михайловка, Владимир Васильевич Щербатый и Александр Николаевич Патергин – на новом кладбище в Рыбнице на аллее Героев под залпы ружейного салюта. У сорокалетнего Владимира Щербатого и тридцатилетнего Юрия Цуркана остались двое детей. Сын Александра Патергина, которому едва исполнился двадцать один год, родился в день его гибели, 13 декабря 1991 года. Все погибшие посмертно были награждены орденами «За личное мужество».
Бой у поста ГАИ стал очередным этапом в развязывании Кишинёвом войны против Приднестровья. Несмотря на то, что вооруженные подразделения удалось развести, конфликт продолжал разгораться. В марте 1992 года власти Молдовы перейдут черту и развернут крупное наступление на Дубоссары. Война перекинется на всю долину Днестра, в Бендерах вспыхнут уличные бои, погибнут сотни приднестровцев. Остановить кровопролитие смогут только российские миротворцы, которые уже 30 лет продолжают сохранять мир, предотвращая скатывание молдо-приднестровского конфликта к новому вооруженному противостоянию.