Первые дни войны стали настоящей проверкой на прочность для защитников Бендер. Гвардейцы, бойцы Территориально-спасательного отряда, ополченцы, несмотря на значительный перевес войск Молдовы в живой силе и технике, оказали серьёзный отпор врагу. Отвагу и героизм при обороне города проявили и казаки Черноморского казачьего войска.
Вечером 19 июня группа казаков в составе 31 человека, среди которых был и наш собеседник атаман ЧКВ Игорь Петрович Небейголова, направилась из Тирасполя в Бендеры, чтобы разведать обстановку. Смельчакам удалось под огнём противника преодолеть мост, разделяющий два соседних города, руководство казачьего войска напрямую двинулось в горисполком.
— Пока руководство выясняло обстановку, мост был блокирован, после чего руководством войска и города было принято решение о том, чтобы оборонять горисполком и узел связи. Мы разделились, руководство по обороне принял на себя Семён Макарович Дриглов, он создал группы для уничтожения бронетехники. В группах нас было по 3−4 человека. Я тогда попал в одну группу с нашим атаманом Виталием Григорьевичем Бондарчуком на узле связи.
Несмотря на то, что группы казаков находились на достаточно небольшом расстоянии, информацию друг о друге получить было практически невозможно. Главное — как можно быстрее увести с улиц людей, поэтому вошедшие в город войска Молдовы начали расстреливать узел связи, горисполком, зная, что у державших оборону приднестровцев только стрелковое оружие.
— Эти сутки с небольшим, конечно, было тяжеловато. Но ничего… На бронетехнику мы шли с автоматами и гранатомётами. То, что с собой взяли, с тем и шли. Плюс у нас ещё было 4 машины, на которых мы приехали в Бендеры. На узле связи мы находились до тех пор, пока мост не разблокировали, и не пришли наши ребята. Благодаря тому, что было принято вовремя решение, мы успели приехать до того, как заблокировали мост и совместно с местными силами отстояли город.
Бой в условиях города — требует особых навыков. Большинство же казаков, прибывших в тот день в Бендеры, были совсем молоды и не имели боевого опыта.
— Было очень тяжело. Немногие из нас прошли через Афганистан, служили в Советской Армии, но в боевых действиях в городе участвовали впервые. Связи как таковой не было. Мы не знали, кто есть кто — форма была у всех одинаковая ещё старого, советского, образца. Да, у нас были свои какие-то метки, но, как правило, с соседнего дома их различить было очень сложно.
Хладнокровно и методично молдавские военные расстреливали горисполком. Предприняв неудачную попытку взять здание штурмом, вражеские бронетранспортёры, сменяя друг друга, выстреливали боекомплект и уезжали от цели. Потом снова возвращались и снова стреляли… А в это время державшие оборону приднестровцы даже не могли узнать, что происходит на мосту, как идут дела у товарищей на другом берегу.
— Связи не было, и о том, что происходит на мосту, можно было понять только прислушиваясь. Мы слышали, как наши ребята атакуют, а потом снова затишье. И так атака за атакой… И то, что в такой ситуации две молоденькие девушки не струсили, а проявили настоящий героизм, заслуживает уважения.
Ученицы Бендерского медучилища перед своим выпускным вечером забежали к матери на работу в горисполком. И оказались под обстрелом. Но девушки не растерялись, и до тех пор, пока не был разблокирован мост, они оказывали помощь раненым. За что впоследствии были награждены орденами «За личное мужество».
— Девчушки, которым тогда было по 18 лет… Они перевязывали раненых, находясь сутки с небольшим под обстрелом. Они попали в ситуацию, когда за очень короткое время получили такую военно-медицинскую практику, что многие взрослые врачи столько не видели. Но я бы не пожелал никому такого опыта.
Ранее утро 21 июня. Воздух ещё сырой, и в городе царит гробовая тишина. Светает. И вот вдалеке становится слышно, как хрустит у кого-то под ногами битое стекло.
— Мы слышим только хруст битого стекла и то, что идёт больше количество людей. Идут со стороны Днестра, но кто? Непонятно. Это только потом стало ясно, что наши ребята всё-таки смогли разблокировать мост и прорваться в Бендеры… А тогда оставалось только гадать.
В первые дни большое количество людей отдали жизни за то, чтобы отстоять свой город. В их числе были и мирные жители. Много было убитых и с молдавской стороны.
— Руководство Молдовы до сих пор не извинилось даже перед своим народом, что оно забрало жизни у своих людей. Да что говорить, против нас выступали парни, которых 19 числа только призвали служить. У нас, конечно, тоже призывали на службу в 18 лет, но старались их не трогать, сохранить. Хотя было много добровольцев. У нас был целый кадетский взвод ребятишек от 12 до 17 лет, которые оказывали нам помощь, собирали разведданные. Они же мальчишки были…
На фото здание Бендерской госадминистрации (бывшего Горисполкома г. Бендеры) со следами от пуль. Фотография сделана 19 июня 2013 года.