15 (28) октября 1913 года в Тирасполе в многодетной семье наборщика типографии газеты «Днестровский край» родился Ефим Юльевич Учитель – будущий оператор, режиссёр, сценарист документального кино, а кроме того, ещё и основатель кинематографической династии. Его сын Алексей Учитель пойдёт по стопам своего знаменитого отца.
1 Без ума от синема
Кроме Ефима, у Юлия Учителя было ещё четверо детей – старший брат Ефима и трое сестёр. Всем им трудолюбивый наборщик надеялся дать приличное образование: его заработка хватало, чтобы дети могли учиться. Но в великий и страшный 1918 год несчастье постигает и семью Учителей, до того мирно и дружно живших в доме на Часовенной улице (сейчас улица Розы Люксембург).
Смерть забирает Юлия Учителя у его детей и жены. Заботы о младших сёстрах и Ефиме ложатся на плечи старшего брата, который начинает работать уже в 14 лет. Устроилась в кинотеатре кассиршей и старшая сестра Ефима. Кинематограф в семье Учителей ценили, мать любила вечерами рассказывать о его новинках, и вдохновлённый её словами Ефим частенько тайком проникал в кинотеатр, чтобы не платить за билет. Больше всего он обожал картины, где играла Мэри Линдер.
Как позднее вспоминал Ефим Юльевич:
«Очень я увлекался тогда кинематографом. Проникал в кинотеатр через запасные выходы, прятался под стульями – словом, использовал каждую возможность, знакомую любому мальчишке. В детстве… был я, вообще, колоритной фигурой. Несмотря на трудные и голодные времена, я рос удивительно толстым ребенком. Это приводило в восторг и умиление моих теток. За эту упитанность получил я крепко приставшее прозвище Фимка-кабак… В детские годы был я рьяным участником школьной самодеятельности. Однажды на первомайском параде… изображал черного-пречерного негра. Негр – угнетенная раса – был толстым и в очках: иначе я ничего не видел, был сильно близорук. Нравилась мне актерская жизнь очень. Рядом с нашим домом на Часовенной улице, на месте бывшей тюрьмы, находился Летний театр. Театр небезуспешно соперничал в душе моей с кинематографом. Мэри Пикфорд и Гарри Пиль имели противников в лице Марицы и цыганского барона… Я сам пытался играть на домашней сцене и петь и не знал еще, что предпочту – кино или театр».
А спустя некоторое время Ефим горячо увлёкся ещё и фотографией. На глаза ему попадает статья в «Пионерской правде» «Как самому сделать фотоаппарат», и Ефим, ознакомившись с чертежами, опубликованными в ней, самостоятельно изготовил аппарат, выменяв старый объектив у одноклассника.
Юный фотограф с энтузиазмом снимает всё, что кажется ему интересным и заслуживающим внимания. На выставке детских фотографий он получает премию за свой самодельный аппарат и качественные снимки.
2 Свет, мотор, действие!
По окончании седьмого класса, узнав от пионервожатой об имеющихся путевках в Ленинградское ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества), Ефим уезжает по ней в Ленинград вместе со своим другом Филиппом Печулом. Там он пытается поступить в театральный институт, но неудачно. А в 1930 году Выборгский райком комсомола направляет Ефима на операторское отделение фотокинотехникума, которое вскоре реорганизуют в Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ). Вместе с Филиппом Печулом Учитель попадает в единственный выпуск кинооператоров, которых подготовил институт.
В секреты операторского мастерства студентов посвящал отец известного писателя Всеволода Вишневского Виталий Петрович, в прошлом знаменитый оператор фирмы Пате. Именно здесь, в студенческой студии, Ефим Юльевич и Всеволод Вишневский впервые свели знакомство и стали друзьями. Уже по окончании первого курса В.П.Вишневский доверил талантливому студенту самостоятельную работу.
Так появилась короткометражная картина в двух частях «Хозяйство на отбросах», повествующая о бывшей свалке у Мечниковской больницы, на которой сотрудники института устроили огород. За ней последовала курсовая про балет и портрет рабочего, а в 1935 году Ефим Юльевич защитил диплом «Скульптор Шервуд» (Леонид Владимирович Шервуд – автор официозных скульптурных портретов, преподаватель Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры), чья мастерская располагалась напротив уже заснятой им Мечниковой больницы. Серьёзную помощь при работе над ним оказал известный режиссёр и оператор документального кино Василий Николаевич Беляев, выступив в качестве консультанта.
3 Режиссерский дебют
Так как производственная практика Ефима Юльевича проходила на Ленинградской студии кинохроники, то её директор и забрал себе многообещающего выпускника. Ефим Учитель прослужил на «Ленкинохронике» (с 1968-го – Ленинградская студия документальных фильмов, или ЛСДФ) всю жизнь. С 1935 года он работает ассистентом оператора, в 1937 году выходит его режиссёрский дебют – картина «Праздник в тундре». Захваченный творческим порывом, молодой режиссёр израсходовал на свой первый фильм всю отпущенную ему плёнку, что могло грозить строгим выговором. Но полученный результат, по вескому мнению всё того же Василия Николаевича Беляева, оправдал все расходы и стоил того.
4 Военная кинохроника
В 1940 году как оператор Ефим Юльевич снимает ещё две документальные картины – «Эстонская земля» и «Линия Маннергейма» (режиссёр Валерий Михайлович Соловцов), посвящённые боевым действиям советско-финляндской войны и призванные укрепить веру советского народа в непобедимость и несокрушимую мощь Красной армии. С началом Великой Отечественной войны Учитель становится фронтовым оператором. В 1942 году в соавторстве с Романом Лазаревичем Карменом, Николаем Григорьевичем Комаревцевым и Валерием Михайловичем Соловцовым он работает над фильмом «Ленинград в борьбе». Он стал первой полнометражной картиной, в создании которой Ефим Юльевич принял участие и как оператор, и как режиссёр-постановщик.
Первые кадры, которые затем вошли в картину, Ефим Юльевич снял уже 22 июня 1941 года. По заданию студии Ленкинохроники Ефим Учитель, на тот момент уже опытный оператор, снимавший стройку Беломорканала, войну с Финляндией и который совсем недавно вернулся со съемок из Таллинна, снимал сюжет о городском празднике школьных выпускников. А уже на следующий день объектив его кинокамеры запечатлел мобилизационный пункт на Марсовом поле и последствия первого обстрела Ленинграда. Затем — строительство Лужского рубежа, минирование Финского залива кораблями Балтфлота и другие события, связанные с блокадой. Впоследствии он руководил авиасъемками.
Бои на Карельском перешейке, пока это было возможно, Ефим Юльевич снимал вместе с Григорием Донцом, Георгием Симоновым и Филиппом Печулом.
5 В осаде
О тяжёлых условиях, в которых работали члены съёмочной группы, Ефим Юльевич вспоминал так:
«Одним из наших жестоких врагов был голод. После скудного пайка хлеба камера казалась неимоверно тяжелой. Для того чтобы передвигаться с ней, пришлось приспособить санки сына. Однажды возле решетки Летнего сада я увидел умирающего человека. Я ничем не мог ему помочь. Но я запечатлел этот эпизод на пленку, чтобы он стал грозным напоминанием фашизму…»
Роман Кармен приехал в Ленинград из Москвы 16 апреля 1942 года и привёз с собой продукты для голодных операторов, которые также стали получать армейский паёк. Романа Лазаревича послали в блокадный город с заданием снять фильм про его героическую оборону, но по факту он приехал уже на первый просмотр этой картины. В Смольном проводилось совещание с его участием — было принято решение о дополнительных съёмках и монтаже под руководством Кармена.
Вот что писал о его приезде Ефим Юльевич, друживший с Романом Лазаревичем:
«Помню, в день приезда Романа Лазаревича, едва он успел обнять товарищей, началась бомбежка. Схватив кинокамеры, мы с ним поднялись на крышу. Тогда впервые и заговорили о фильме, посвященном блокадному Ленинграду. Кармен подтвердил, что такой фильм ждёт сейчас вся страна. И очень удивился, когда я сказал ему, что первый вариант его уже готов. Операторы нашей студии снимали в городе и на фронте буквально с первых часов войны. В тот же вечер состоялся просмотр отснятых кадров. „Потрясающий материал!“ — воскликнул Кармен. В дальнейшем в съемки он включился немедленно, работал днем и ночью».
Первый вариант фильма не устроил партийное руководство, показавшись им слишком мрачным и пессимистичным. И действительно, тягостные сцены зимнего, занесённого снегом блокадного города были способны вогнать в депрессию любого. И председатель исполкома Ленгорсовета Пётр Попков, и второй секретарь ленинградского Горкома Алексей Кузнецов, и член Военного совета Ленинградского фронта Андрей Жданов были единодушны – картине не хватает энтузиазма и оптимизма. В самый разгар войны, исход которой был ещё далеко не ясен, от документальной хроники требовалось одно – повышать боевой дух населения и крепить веру в неизбежную победу и успешное преодоление всех тягот и невзгод. Доработкой картины и занялся Роман Кармен. В неё добавили больше боевых эпизодов, в частности успешные действия партизан, а также жизнеутверждающую сцену очистки весеннего Ленинграда.
В 1943 году создатели «Ленинграда в борьбе» были удостоены Сталинской премии первой степени. В том же 1943 году Ефима Юльевича награждают медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.
Вот что писали в его наградном листе, обосновывая представление к высокой награде:
«Товарищ Учитель Е. Ф. – участник борьбы с немецко-фашистскими захватчиками с начала Отечественной войны. Участник боевых операций, в которых проявил мужество и храбрость при выполнении заданий командования по киносъёмке войск Ленинградского фронта в обороне Ленинграда. Произведены им киносъёмки на высоком уровне, которые легли в основу созданного кинофильма “Ленинград в борьбе”. Товарищу Учителю присуждена Сталинская премия первой степени. В период киносъёмок в 67-й армии и боевых операциях по прорыву блокады Ленинграда товарищ Учитель находился в решающих местах боёв 67-й армии, показал себя решительным и отважным, снимая непосредственно боевые подвиги передовых подразделений частей армии, уходя с ними вперёд по мере уничтожения врага. Особо отличился в боях за Шлиссельбург, пренебрегая опасностью, произвёл ряд киносъёмок на высоком уровне, этим обеспечил создание документального фильма о прорыве блокады Ленинграда. С честью выполнил товарищ Учитель приказ командования. Достоин правительственной награды-ордена “Красная Звезда”».
А вот что написано в его наградном листе при представлении к ордену Великой Отечественной войны 1-й степени:
«Лауреат Сталинской премии товарищ Учитель во время снятия блокады возглавлял группу операторов, снимавших действия частей, наступавших южнее Ораниенбаума. Им произведены съёмки всего этапа боёв вплоть до освобождения Ропши. Кроме этого, товарищ Учитель снимал в районе Гатчино и занятие города Волосово. В Кингисепп он вошёл вместе с передовыми частями и снимал материал под огнём вражеских автоматчиков. Во время боёв на Карельском перешейке, действуя в частях генерал-лейтенанта Симоняка, он снимал на всём пути этого соединения, вплоть до Выборга. Товарищ Учитель показал себя храбрым и мужественным кинооператором. Достоин правительственной награды».
В 1944 году Ефим Юльевич снимает документальный фильм «Прорыв блокады Ленинграда». Фронтовые кинокадры Ефима Юльевича были включены в документальные кинокартины «Берлин» и «Парад Победы» (оба – 1945). Фильмы «Ленинград в борьбе» и «Лагерь смерти Клоога» (1944) были показаны на Нюрнбергском процессе наряду с другими обвинительными материалами.
6 Патриарх документального жанра
К теме Ленинграда Ефим Юльевич возвращался ещё много раз, город на Неве надолго и прочно вошёл в творчество документалиста. Кинокартина «Ленинград», посвящённая послевоенному городу-герою, была снята в 1947 году. Её автором-режиссёром стал Роман Кармен, а Ефим Учитель — режиссёром и главным оператором. Последующие фильмы о Ленинграде создавались им регулярно – каждые пять-десять лет. Глубокие размышления о судьбе города, его истории, его людях, виды современного Ленинграда и воспоминания о войне. Ленинград жизнерадостный, праздничный, светлый и Ленинград, скорбящий о погибших; город в развевающихся знаменах и ярком солнце и город под унылым моросящим дождём, в густом тоскливом тумане, в непроницаемой снежной мгле. Стройки Ленинграда, заводские цеха, жизнь ленинградских рабочих — всё это привлекает внимание режиссёра, занимает его мысли, входит в созданные им картины.
Среди многочисленных послевоенных работ Ефима Юльевича особое место занимает его лирическая трилогия – картины о России и о русском характере, который позволил русскому народу выйти победителем в смертельном противостоянии с фашизмом. Первая из них так и называется «Русский характер». Она представляет собой серию лирических новелл о русских людях разного возраста и занятий. Картина демонстрировала через жизни и судьбы простых людей историческую судьбу России. В ней присутствует хроника гражданской войны, голода Поволжья, Великой Отечественной войны, восстановления мирной жизни. Особо пронзительны сцены встречи брянских партизан на опушке леса, где ветераны поминают погибших соратников. Лирическое настроение у зрителя вызывают живописные пейзажи русской природы, на фоне которой происходят все главные события.
Вторая картина трилогии – «Дочери России» – вышла в 1959 году. Её сюжет посвящён судьбе трёх поколений семьи ленинградской работницы Агриппины Ильиничны Кругловой. Она также представляла собой несколько киноновелл. Ефим Юльевич режиссер мастерски смонтировал рассказы главных героинь картины с хроникой тех лет.
Трилогию завершила в 1960 году картина «Мир дому твоему». Основу её сюжета составило представление Л. Н.Толстого о войне и мире. Символичным стал сам выбор одного из главных объектов – дома по улице Строителей, под которым нашли склад с боеприпасами. Но мир берёт вверх, война уходит.
В 1964 году Ефим Юльевич становится художественным руководителем первого творческого объединения студии «Ленкинохроника».
Ефим Юльевич – автор более 50 документальных фильмов, сюжетов для киножурналов, специальных выпусков кинохроники. В них он как в зеркале отразил жизнь Советского Союза почти за сорок лет, его историю, его дела, проблемы и достижения. Но прежде всего картины Ефима Учителя посвящены людям, их талантам и творчеству. Первые шаги документальный жанр сделал ещё при зарождении кинематографа, и Ефим Юльевич Учитель стал одним из его основоположников.
Ефим Юльевич покинул этот мир на 74-м году жизни 18 августа 1988 года в Ленинграде. Его похоронили на Серафимовском кладбище северной столицы. В 1992 году на здании Санкт-Петербургской студии документальных фильмов (Набережная Крюкова канала, 12), где Ефим Юльевич проработал с 1946 по 1988 годы, в его честь установили мемориальную доску.
7 Премии и награды:
1943 – медаль «За оборону Ленинграда»
1943 – Орден Красной Звезды
1943 — Сталинская премия за фильм «Ленинград в борьбе» (1942)
1945 — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
1945 – Орден Отечественной войны I степени
1957 — медаль «В память 250-летия Ленинграда»
1967 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за цикл фильмов о России «Русский характер» (1957), «Дочери России» (1959), «Мир дому твоему» (1960)
1968 — 3-й Всесоюзный кинофестиваль (Ленинград, 1968), премия за документальный фильм «Твоё щедрое сердце» (1967)
1973 — серебряная медаль имени А.П. Довженко за документальный фильм «Граница» (1972)
1976 – 9-й Всесоюзный кинофестиваль в Фрунзе, премия за документальный фильм «Памятник» (1975)
1983 — Орден Октябрьской революции
1985 – Орден Отечественной войны II степени