На фасаде здания железнодорожного вокзала в Тирасполе установлена мемориальная доска в память о приезде в июне 1914 года российского императора Николая II с семьёй. Но мало кто знает, что это был не первый его визит в будущую приднестровскую столицу.
В первый раз император посетил Тирасполь 18 сентября (по новому стилю 1 октября) 1904 года. Событие зафиксировано на одном из свитков верстовых столбов – малых архитектурных форм, установленных в центре Тирасполя.
Это была, выражаясь современным языком, служебная командировка российского монарха. Тогда обстоятельства заставили Николая II исколесить добрую половину огромной страны. Перед тем как прибыть в Тирасполь, он побывал в Николаеве и Одессе. В этих городах базировались части 8-го армейского корпуса Российской императорской армии.
1 Война на Дальнем Востоке
К тому времени уже более полугода шла Русско-японская война (1904–1905 гг.). В мае боевые действия переместились с морского военного театра на сушу. Первое же сухопутное сражение на реке Ялу (также известно в исторической литературе, как Тюренченский бой) 18 апреля (1 мая по новому стилю) завершилось поражением русской армии. В дни, когда Николай II посещал Тирасполь, российская база в Желтом море Порт-Артур уже находилась в полнейшей осаде и с моря, и с суши. Из Санкт-Петербурга к тому времени на выручку вышли 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры. По всей стране к отправке на Дальний Восток готовились военные части.
Боевую готовность проверял сам император. Именно с инспекционной задачей Николай II прибыл в Тирасполь. На тот момент 8-й армейский корпус состоял из 14-й и 15-й пехотных, а также 8-й кавалерийской дивизий.
2 Из Приднестровья на сопки Маньчжурии
14-я пехотная дивизия в составе 53-го Волынского, 54-го Минского, 55-го Подольского, 56-го Житомирского пехотных полков, а вместе с ней и 8-я кавалерийская дивизия, в которую входили 22-й Астрахпнский, 23-й Вознесенский, 24-й Лубенский драгунские и 8-й Казачий полки, 18 сентября 1904 года демонстрировали свою выучку на учениях близ Тирасполя, за которыми наблюдал император Николай II.
О своих впечатлениях Николай II написал в дневнике:
«18 сентября. Суббота. Великолепный солнечный день. В 9 ч. тронулись и через полчаса, проехав Тирасполь, остановились. На платформе стоял почетный караул от Астраханских драгун и депутации. Сел тут же на лошадь и отправился к 14-й пехотной дивизии и ее обозу, 53-й п. Волынский, 54-й п. Минский, 55-й п. Подольский и 56-й п. Житомирский полки представились великолепно. При отъезде они успели стать вдоль полотна, приятно было еще раз их увидеть».
В монографии, посвящённой истории 55-го Подольского пехотного полка, приднестровский военный историк Георгий Вилков так описывал это событие:
«Осенью была объявлена мобилизация, и уже 18 сентября лично император Николай II произвёл смотр 14-й дивизии на позициях близ Тирасполя, благословив войска образом Христа Спасителя. Войска погрузились в вагоны и 4 ноября по железной дороге прибыли на станцию Мукден в Маньчжурию. Известно точное количество личного состава Подольского полка на момент его прибытия. В 3 часа дня 12 января 1905 года полк в составе 64 офицеров и 2689 нижних чинов начал наступление из селения Чжантань на левый берег реки Хуанхе»
К этому времени ни 55-й Подольский пехотный полк, ни другие части из состава 8-го армейского корпуса, переброшенные через всю страну на фронт и включённые в состав 2-й Маньчжурской армии, потерь ещё не имели. Дальше им предстоят ожесточённые бои, включая и решающее в той войне Мукденское сражение в феврале-марте 1905 года. За стойкость и мужество в этой битве подольцы и житомирцы были удостоены серебряных георгиевских труб – одной из самых почитаемых коллективных боевых наград Российской империи.
3 Монумент воинам Русско-японской войны в Каменском районе
На территории современной Приднестровской Молдавской Республики сохранился памятник местным жителям, призванным во время Русско-японской войны из запаса и погибшим в Маньчжурии. Находится он между сёлами Подойма и Подоймица Каменского района. На монументе высечены слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как человек положит душу свою за друзей своих».
Со слов старожилов, из Подоймы и Подоймицы на Русско-японскую войну отправили пятерых молодых парней. Известно, что два солдата – Симеон Чеколтан (1882-1950) и Яким Сокол (1885-1963) – вернулись домой с тяжёлыми ранениями.
С инициативой установить монумент выступили в 1907 году родственники погибших. Среди них – Симеон Махненко, потерявший на войне отца, и Игнат Шинкарчук, чей брат также погиб в Русско-японскую. Средства на строительство собирали всем селом, а сам обелиск конструировали своими силами.