В одном из первых очерков рубрики «Вёрсты времени» уже рассказывалось о посещении Тирасполя императором Николаем II. Но он был не единственным российским самодержцем побывавшим в будущей приднестровской столице. Монаршее внимание к Тирасполю было обусловлено военным значением города. Достаточно сказать, что большая часть посещений его царями происходила либо в военное время, либо непосредственно накануне войн. Первым из побывавших в Тирасполе Романовых стал Александр I. И это как раз был один из двух царских визитов, совершённых в мирное время. Но и он совпал с бедой уже местного значения.
1 Путешествие в южные губернии
20 февраля 1818 года император участвовал в открытии на Красной площади в Москве памятника Минину и Пожарскому, а на следующий день отбыл в Варшаву. Там он должен был присутствовать на открытии первого сейма Царства Польского. За два года с небольшим до этого, 15 ноября 1815 года, полякам Александром I была дарована Конституция. До этого широкой автономией в составе Российской империи обладало только Великое княжество Финляндское. Тем самым царь надеялся интегрировать территории, включенные в состав России в результате войны со Швецией (1808-09 гг.) и наполеоновской Францией (1812–14 гг.). Земли Польши находились также в составе Австро-Венгрии и Пруссии, но только в России поляки, выступающие в 1812 году на стороне Наполеона I, получили автономию и Конституцию.
После посещения Царства Польского Александр I не стал возвращаться ни в Санкт-Петербург, ни в Москву, а повернул на юг. О том, почему император изменил маршрут и кто его сопровождал, пишет военный инженер и историк генерал-лейтенант Николай Шильдер:
«В дальнейшем пути император предполагал посетить Бессарабию, Одессу, Вознесенск (где устраивались южные военные поселения), Николаев, Херсон, Крым, Таганрог и Землю донских казаков и вместе с тем осмотреть по дороге различные части второй армии, находившейся под начальством графа Бенигсена. Государя сопровождали генерал-адъютанты князь Волконский, Уваров и князь Меньшиков, граф Милорадович, флигель-адъютант Михайловский-Данилевский, граф Каподистрия, статс-секретарь Марченко и лейб-медик Виллие. Кроме того, император Александр пригласил ещё на это путешествие австрийского генерала принца гессен-гомбургского и графа Кламма, прибывших в Варшаву для приветствия государя от имени императора Франца. В Кишинёве к путешественникам присоединился граф Аракчеев; обрадовавшись свиданию с другом после продолжительной разлуки, Александр ехал с графом целый день в одной коляске до Тирасполя; князь Волконский следовал за ними. При проезде через местечко Бельцы в Бессарабии император Александр получил 27 апреля (9 мая) радостное известие о рождении в Москве 17 (29) апреля великого князя Александра Николаевича. Государь тот час же назначил новорожденного великого князя шефом лейб-гвардии гусарского полка. Крещение великого князя было совершено 5 (17) мая в церкви Чудова монастыря в присутствии императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны духовником их величеств протопресвитером Криницким. Из Тирасполя государь проследовал в Одессу, которую он видел в первый раз. Осматривая город, император Александр вспомнил с признательностью о заслугах герцога Ришелье и послал создателю Одессы с фельдъегерем в Париж орден св. Андрея Первозванного. Пребывание в Одессе ознаменовано было ещё указом об увольнении от командования армией графа Бенигсена. Главнокомандующим второй армией был назначен граф Витгенштейн», – рассказал Шильдер в изданном в 1897 году четырёхтомнике «Император Александр Первый. Его жизнь и царствование».
2 Пожар 1818 года
Он, правда, не упоминает, что за несколько дней до приезда в Тирасполь Александра I там случился страшнейший пожар. В городе сгорело больше половины строений. Осмотрев последствия напасти, император издаёт указ, в котором говорится:
«Усмотря на месте убыток, причинённый пожаром городу Тирасполю, повелел я Херсонскому военному губернатору составить Комитет для приведения в известность: какое необходимо нужно оказать пособие жителям? Прилагаемы у сего бумаги показывают, что Комитет назначает гражданам заимообразно на 12 лет без процентов 350 тысяч рублей и единовременно в виде подаяния 9100 рублей. Я повелеваю Комитету неукоснительно рассмотреть и положив по мере удовлетворения первой из сих просьб предоставить мне своё мнение. Последнюю же сумму, т. е. 9100, ассигновать между тем Херсонскому военному губернатору для раздачи жителям тираспольским в виде подаяния по назначению бывшего в сем городе Комитета».
Если переложить на современные российские рубли, финансовая помощь погорельцам составила 245 млн руб. беспроцентных долгосрочных займов и 6 млн руб. единовременного подаяния.
Впоследствии возврат беспроцентных выплат был отложен уже на 24 года. Затем, практически сразу же после восшествия на престол, Николай I простил наполовину тираспольские долги.
3 Царский ревизор
Инспекция войск Второй армии лично императором Александром I была не спонтанным решением самодержца. В столицу шли жалобы от офицеров, служивших под началом генерала от кавалерии Леонтия Бенигсена – одного из участников заговора против императора Павла I, полководца времён наполеоновских войн, включая Отечественную 1812 года и Заграничный поход русской армии 1813-14 годов. Кстати, Бенигсен в нашем крае оказался вторично. Будучи командиром Изюмского легкоконного полка (будущего гусарского), в октябре 1790 года участвовал во взятии Бендерской крепости.
На место была прислана инспекция под началом флигель-адъютанта Павла Киселёва, которая выявила полнейший развал дисциплины в войсках и повсеместную интендантскую расточительность. После указа Александра I об отстранении графа Бенигсена от командования Второй армией последний уехал на родину, в Королевство Ганновер, где и умер в 1826 году в своём родовом гнезде Бантельн.
4 Назначение Витгенштейна
Назначенный вместо Леонтия Бенигсена будущий генерал-фельдмаршал Пётр Витгенштейн прославился во время Отечественной войны 1812 года. Он не пустил французский корпус к столице империи, за что был провозглашен «защитником Петрова града». Если до побед Витгенштейна Петербург пребывал в унынии и думал о почетной сдаче, то после викторий Петра Христиановича сам император Александр I воспрял духом. «Едва ли кто сделал бы лучше», – сказал в тот момент будущий главнокомандующий Михаил Кутузов, стоявший тогда во главе петербургского ополчения.
После смерти в апреле 1813 года близ прусского Бунцлау (ныне польский город Болеславец) Кутузова Витгенштейн становится главнокомандующим русской и ставшей ей уже союзной прусской армиями. Впоследствии он будет командовать всеми войсками в Русско-турецкой войне 1828-29 годов. Его правой рукой станет уже упомянутый Павел Киселёв, который в 1829-1834 годах управлял Дунайскими княжествами, находившимися под протекторатом России. К слову, под руководством Киселева были приняты первые конституции Молдавии и Валахии.
Ну а сам Витгенштейн после отставки поселился в приднестровском имении Каменке, превратив это небольшое местечко в жемчужину Подолии. Знаменитый каменский парк был создан по его распоряжению. Сегодня парк носит имя защитника Петербурга.
5 Военные поселения в Тираспольском уезде
Николай Карлович Шильдер в своём четырёхтомнике акцентирует внимание на личности графа Алексея Аракчеева, которого представляет старым другом императора. Человек, благодаря которому русская артиллерия в то время была повсеместным предметом зависти, в анналах отечественной истории остался как поборник муштры. Небезосновательно, конечно, но и заслуги тоже надо помнить. «Аракчеевщиной» звалась вторая половина правления Александра I. Среди того, что вводил «Сила Андреевич» (так повсеместно за глаза представители всех сословий звали всесильного Аракчеева), были и военные поселения.
Сам Александр I об этой затее Аракчеева в Вознесенске (нынешний райцентр Николаевской области Украины, а тогда наиболее крупное во всей России военное поселение) скажет:
«В мирное время военные поселения избавят меня от рекрутских наборов, но в военное время необходимо, чтобы все шли и защищали Отечество».
То, что поселенцы совмещали строевые занятия с мирным трудом, обзаводились при этом семьями, было прекрасно. Но казарменные порядки распространялись на всех жителей военных поселений – от мала до велика, невзирая при этом на пол.
В Тираспольском уезде военных поселенцев на момент приезда Александра I было порядка 14 тысяч.
6 Императорские визиты в Тирасполь
Между пребыванием в мае 1818 года Александра I в будущей приднестровской столице и следующим посещением её венценосным гостем почти вровень пройдёт десять лет. В 1828 году в Тирасполе побывает Николай I. Спустя ещё почти полвека здесь отметится и его сын, тот самый великий князь Александр Николаевич, известие о рождении которого застигло Александра I в наших местах в мае 1818 года. Но об этом мы расскажем в следующих очерках «Вёрст времени». Это будут уже поездки не мирного времени.