О том, что когда-то в Бендерах побывал последний российский император, в советские годы писать было, мягко говоря, не принято. Но приезд Николая II был для города настолько неординарным событием, что память о нём в виде переходящих из поколения в поколение преданий сохранилась до настоящего времени. Об одном из них, рассказанном Ниной Михайловной Паскаренко, со страниц газеты «Новое время» в 2002 году поведал бендерчанам краевед Виктор Кучеренко.
В частности, он описал посещение императором, его супругой и детьми лазарета Бендерского местного комитета Красного Креста, располагавшегося в здании Народной аудитории на Днестровской (ныне Кавриаго, 10) улице. По-настоящему изюминкой статьи В. В. Кучеренко стал тот факт, что заведующей лазаретом Анне Леоновне Борзяковой, бабушке Нины Михайловны, удалось получить автографы всех августейших персон.
О каких-либо документальных подтверждениях приезда государя в Бендеры Виктор Венедиктович тогда не знал и, соответственно, не мог их привести в качестве подтверждения подлинности этой истории. Подобных документов не имели и представители бендерского исторического сообщества, в связи с чем к публикации Кучеренко отнеслись скептически. И это несмотря на то, что ещё в 1997 году, ссылаясь на книгу «Первая мировая война в жизнеописаниях русских военачальников» (М., 1994), об этом визите уже упоминал историк Георгий Аствацатуров.
Впрочем, на тот момент из газеты «Бессарабский телеграф» за 4 (17) июня 1914 года было известно, что утром предыдущего дня без остановки в Бендерах Николай II с семьёй проследовал в Кишинёв для участия в освящении памятника императору Александру I. В тот же день, в 14 часов 40 минут, императорский поезд, вновь не останавливаясь, проехал через Бендеры, направляясь теперь из Кишинёва в Тирасполь.
Но очевидно, что эти сведения не соответствовали описанному Кучеренко событию. Не соответствовали они и воспоминаниям, сохранившимся в нашей семье. Так, о своём участии во встрече царя детям и внукам рассказывали моя прабабушка Анна Фёдоровна Тихонова и её сестра Александра. Но, в отличие от Нины Паскаренко, речь они вели не об Аудитории, а о Лагерном поле.
Все точки над «і» удалось расставить в апреле 2007 года, когда в Российском государственном архиве кинофотодокументов мне довелось найти материалы, не только подтверждающие факт высочайшего визита в Бендеры, но и иллюстрирующие его. Ими оказался цикл, содержащий не менее двадцати восьми фотографий, снятых придворным фотографом Его Императорского Величества Александром Карловичем Ягельским. В их число входили снимки, сделанные как на перроне железнодорожного вокзала Бендеры II[1] и Лагерном поле, так и фотография, снятая у здания Народной аудитории, часто публикуемая в последнее время.
Вскоре стали обнаруживаться и другие свидетельства, позволяющие полностью восстановить картину событий, происходивших в городе в понедельник 9 (22) мая 1916 года. Среди них, например, воспоминания генерала Алексея Алексеевича Брусилова. А вот как в своём дневнике тот день описывал сам император:
«К счастью, вчерашняя погода изменилась к лучшему, и юг постоял за себя. В 10 час. вышли на ст. Бендеры и приняли Брусилова, Эбелова, губерн[атора] и других. В поезде доехали до места смотра в 2 вер. от города.
Участвовали части вновь сформирован. 45-го арм. корпуса: бригада 113 пех. див., 451-й пех. Пирятинский и 452-й Кролевецкий и бригада 126-й пех. див., 501-й Сарапульский и 502-й Чистопольский полки и 1-й дивизион 126-й арт. бригады. Все представились молодцами, и я остался очень доволен. Посетили небольшой лазарет в народном доме и завтракали с старшими начальниками. В 2 часа поехали дальше. Солнце чудно пригревало…».
Но наиболее подробное описание приезда императорской семьи в Бендеры можно найти в сообщении, распространённом в тот же день Петроградским телеграфным агентством (ныне Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)). Кроме того, 10 (23) мая государь направил бессарабскому губернатору телеграмму с поручением передать населению города Бендеры и Бендерского уезда его и его семьи «сердечную благодарность за радушный прием». Так, спустя без малого сто лет, одна из бендерских легенд вновь стала былью.
Впрочем, рассказ о Николае II и Бендерах будет неполным, если не упомянуть ещё об одном малоизвестном факте – посещении императором Бессарабии в 1915 году. Однако ввиду военного времени он не имел широкого освещения в прессе. Газеты лишь перепечатали официальное сообщение о том, что с 5 (18) по 12 (25) ноября государь император с наследником находился на южном фронте. Важные для нас подробности этой поездки снова позволяет узнать запись из царского дневника:
«…Завтракал с начальством второго арм. корпуса и довез их до Тирасполя. Поч[етный] кар[аул] от 185-го пех. Башкадыкларского полка. Тут же близко произвел смотр 47-й пех. дивизии с ее арт. бригадою и 8-му Уральскому каз. полку. Все представились в блестящем виде. Тоже уехал на час раньше. От Бендер повернули на юг. Путь неважный и хотя скорость была очень малая, кренило и качало сильно…».
Отсюда узнаём ещё об одном проезде Его Императорского Величества через наш город, имевшем место 8 (21) ноября 1915 года при следовании в Рени (ныне Одесской области Украины). На обратном пути, в ночь на 10 (23) ноября, направляясь уже в Балту (ныне Одесской области Украины), литерный поезд вновь без остановки проследовал через Бендеры. Таким образом, император Николай II проезжал через наш город четыре раза: дважды 3 (16) июня 1914-го и дважды в ноябре 1915 года, но только один раз – 9 (22) мая 1916 года он ступил на бендерскую землю.
С первой половины 2010-х годов в Приднестровье наблюдается новый всплеск интереса к персоне последнего российского императора. И несмотря на то, что в Тирасполе, например, Николай II был трижды (18 сентября (1 октября) 1904, 3 (16) июня 1914 и 8 (21) ноября 1915 года), этот интерес в первую очередь связан именно с Бендерами. Теперь считавшийся до недавних пор городской легендой визит государя стал выдаваться за давно и общеизвестный факт.
Так, 12 июля 2013 года в честь 400-летия дома Романовых у здания бывшей Народной аудитории состоялось открытие памятного знака в честь её посещения Николаем II (скульптор П. П. Жуков). В тот же день на здании железнодорожного вокзала Бендеры-1[2] была установлена мемориальная доска из черного гранита с выгравированными портретами российских императоров, проезжавших или бывавших в Бендерах – Александра I, Николая I, Александра II и Николая II.
22 мая 2016 года состоялись торжества по случаю 100-летия последнего царского визита в Бендеры. На этот раз ядром празднества стала Александро-Невская церковь. В ней был отслужен молебен, по завершении которого перед храмом состоялась закладка «воссоздаваемой» беседки (освящена 31 августа того же года), где якобы «было устроено чаепитие для императора Николая II и членов Августейшей семьи»[3].
Также, вдобавок к уже имеющемуся знаку, на здании Аудитории установили мемориальную доску. Кроме того, к юбилею издательством «Марка Приднестровья» был напечатан конверт (фотография Александро-Невской церкви) с оригинальной маркой и 25 июня выпущен в обращение почтовый блок (фотография царской семьи на фоне Бендерской крепости и Александро-Невской церкви), а компания «Радуга-Стиль» отчеканила памятный монетовидный жетон (портрет Николая II на фоне Бендерской крепости) и значок.
Ещё одним памятником Николаю II в Бендерах можно считать часовню во имя святых царственных страстотерпцев, освящённую в ночь с 16 на 17 июля 2018 года. Она была заложена по инициативе Президента Приднестровской Молдавской Республики Вадима Николаевича Красносельского на территории Бендерской крепости ровно за год до этого, а строительство приурочили к 100-летию расстрела царской семьи большевиками.
Однако во всём этом «изобилии» памяти есть казус. Как видно из сообщения Петроградского телеграфного агентства, в деталях описавшего приезд императорской семьи в Бендеры, и обнаруженной серии фотографий, Бендерскую крепость, а соответственно и храм Александра Невского, Николай II не посещал и чай пил вовсе не в павильоне у церкви, а в вагоне собственного поезда. Единственное, что мог царь, так это созерцать крепостные стены из окна поезда во время проездов по мосту через Днестр. История же с крепостью, вероятно, явилась следствием заблуждения краеведа Евгения Лобанова, имевшего о высочайшем визите, очевидно, очень смутное представление.
Бендерская старина: цикл краеведческих заметок.
[1] Бендеры II – один из исторических железнодорожных вокзалов города. Располагался на территории действующей ныне станции Бендеры-1. Возведён в 1895 г. по проекту архитектора А. В. Кобелева, взорван в июле 1941 г. Не следует путать с действующим ныне вокзалом Бендеры-2.
[2] Бендеры-1 – действующий ныне железнодорожный вокзал в Бендерах (ул. Академика Фёдорова, 6). Открыт 15 декабря 1955 г. Архитектор Л. М. Чуприн (по воспоминаниям В. П. Меднека).
[3] Цитата приведена в соответствии с текстом на закладной плите беседки.