1 Гвардеец Виктор Катереу – о ксенофобии, нападении силовиков Молдовы и боях под Кошницей
Ко дню образования Союза защитников ПМР «Новости Приднестровья» подготовили спецпроект «Летопись мужества». Ветераны боевых действий – люди, по зову совести вставшие на защиту своего дома, семьи и отечества, – перелистывают самые трагические страницы в истории Приднестровской Молдавской Республики.
2 «Национализм расцветал на глазах»
Дубоссарец Виктор Катереу в начале 1990-х годов работал на Кочиерской бройлерной фабрике токарем. В те годы, вспоминает он, волны ксенофобии и национализма, возникшие в Кишинёве, стали накрывать всю бывшую Советскую Молдавию.
«Мы все чувствовали притеснение. Я молдаванин по национальности, а нам навязывали румынский язык, флаг, меняли историю – это нас будоражило», – рассказывает Виктор Катереу.
В Дубоссарах, как и в других городах и районах Приднестровья, идеи национализма встретили жёсткий отпор и сопротивление. Право говорить на родном языке и не быть в своей стране гражданами «второго сорта» приходилось отстаивать с оружием в руках.
Именно дубоссарские события 1990-1991 годов продемонстрировали стремление руководства Молдовы «убедить» несогласных любыми средствами.
«Первые гвардейцы в 1991 году уже стояли на дубоссарском кругу. Я ездил и смотрел на них и считал, что моё время ещё не пришло. Но 13 декабря, когда на пост на кругу напал ОПОН (тогда там дежурили рыбницкие гвардейцы) и защитники были убиты, тогда я принял для себя решение вступить в гвардию. И с того момента я перестал трудиться на птицефабрике. Я посчитал, что моё время пришло и я должен встать на защиту своего города и родных», – отметил Виктор Катереу.
Обстановка в Дубоссарах накалялась с каждым днём. Город, переживший к началу 1992 года уже 3 вооружённых нападения, готовился к новому, ещё более серьёзному испытанию.
3 Весеннее обострение
В начале весны 1992-го ситуация в Дубоссарах снова резко накалилась. Поздно вечером 1 марта на улицах города была инспирирована массовая драка, остановить которую приехал начальник местной милиции майор Игорь Сипченко. Раздались выстрелы, приднестровский правоохранитель был убит.
На следующий день сотрудники молдавского ОПОНа осуществили очередную провокацию. На этот раз нападению подверглась российская воинская часть в Кочиерах.
«Мы понимали, что что-то должно произойти, и оно произошло 2 марта 1992 года в Кочиерской воинской части. ОПОНовцы прошли через замёрзший Днестр и захватили воинскую часть 14-й армии. Получилось так, что 2 марта у нас было боевое крещение. Силы противника превосходили в раза три. Главное, что мы выполнили свою задачу: освободить и вывезти семьи военнослужащих России!», – вспоминает он.
После инцидента в Кочиерах конфликт между Кишинёвом и Тирасполем перерос в настоящую войну. Локальные бои не утихали по всей линии соприкосновения противоборствующих сторон. Молдавские силовики, закрепившиеся в отдельных населённых пунктах Дубоссарского района, готовили масштабное наступление.
«14 марта они предприняли несколько наступлений на Роговском и Кошницком направлениях. Вооружённые силы РМ устроили там засаду, и наши ребята приняли неравный бой, в результате много человек погибли и получили серьёзные ранения. Бой у села Роги был быстротечный, а на Кошницком плацдарме предпринимали атаку за атакой. Двум батальонам Республики Молдова противостояли 2 смешанных взвода бойцов Республиканской гвардии нашей Дубоссарской роты, ополчения и Тираспольского батальона», – рассказывает Виктор Катереу.
Несколько дней на данных участках шли интенсивные бои. Гвардейцы самоотверженно отбивали атаки превосходящего по численности и в вооружении противника.
«14 марта мы отбивали атаки, а 15 марта они обошли нас с флангов, нам грозило окружение. У нас был офицер Атаманюк – один из командиров Тираспольского Управления Республиканской гвардии, который впоследствии вывел оттуда подразделение, так как был шанс окружения. Наш боец дубоссарской роты Республиканской гвардии Андрей Аджамко на МТЛБ перекрыл Воду-луй-водский мост и этим мешал проходить дальше БТРам Молдовы. Одну атаку мы отбили, во время второй я получил ранение. Был отправлен в Дубоссарскую ЦРБ, а потом – в Тирасполь», – отметил защитник.
Несмотря на ранение, спустя неделю Виктор Катереу покинул медучреждение и вернулся на позиции. На этот раз защитник оборонял Дубоссарскую ГЭС.
«Я мог тогда передвигаться уже и пошёл в штаб получить оружие, попал к командиру нашей роты Бекетову. Получил новую машину, тогда ГМЗ, и уже на плотине дальше нёс службу. Дубоссарскую ГЭС они пытались захватить, обстреливали её, но захватить так и не удалось», – сказал он.
«Меня спрашивали не раз, задумывались ли мы о рисках, связанных с нашей жизнью. Вот мы живём, а через секунду жизнь обрывается. Мы просто не думали об этом! У нас была одна цель и задача – защитить наш город!», – заключил Катереу.