В селе Большой Молокиш Рыбницкого района стоит древняя каменная стела, покрытая таинственными символами. Местные жители её не замечают. На вопрос, что это за необычный камень находится за кладбищенской оградой и о чем говорят выгравированные на нём знаки, сельчане отвечают, удивленно приподнимая брови: это у нас, в Молокише, такое есть? Действительно, среди зарослей и монументов сельского некрополя старую каменную плиту заметить с ходу практически невозможно.
Тем более что внимание любопытного гостя притягивают другие объекты. Их без преувеличения можно назвать произведениями искусства: величественное мраморное надгробие со стёртыми надписями и устремлённые к небу каменные кресты с восьмиконечными розетами поистине впечатляют тонкой работой. Но самым удивительным артефактом всё же является стела в виде человеческой фигуры, которой, по мнению специалистов, около 5 тысяч лет.
Сторона А. Фото: Александр Паламарь
На эту каменную плиту обратили внимание участники культурологического проекта «Имя на камне» во время экспедиций по районам Приднестровья. Исследователей привлекли её «древний вид» и многочисленные знаки на обеих сторонах стелы. Центральным изображением является фигура в виде двойного лапчатого креста в обрамлении зигзагообразных линий. Она присутствует на противоположных фасах, но изображения отнюдь не идентичны: на одной стороне шестиконечная фигура выглядит симметричной, на другой – нижние треугольники заметно меньше верхних. В последнем случае обрамление не сплошное, а выполнено в виде вытянутой и П-образно изогнутой аналогичной фигуры с двумя крестовидными окончаниями.
Сторона Б. Фото: Григорий Братусь
Вся поверхность плиты усеяна миниатюрными символами разной формы. Как правило, это кресты с треугольными конечностями.
Встречаются и линии с четырьмя ответвлениями, похожие на изображение то ли человека, то ли дерева.
Ещё есть фигура в виде двух треугольников, соединенных между собой верхними точками.
Начертаны на камне и прямоугольники, внутри которых нарисованы пересекающиеся линии.
Ещё более интересен растительный орнамент на ребрах стелы. Они расписаны многочисленными линиями, в которых угадывается изображение дерева. Хорошо просматривается его ствол, вытянутые вверх ветви и направленные вниз корни. Вершина дерева увенчана таким же лапчатым крестом, что и на обеих сторонах плиты.
По мнению кандидата исторических наук Сергея Разумова, это не просто каменная плита, а скульптура из далёкого бронзового века. Сотрудник НИЛ «Археология» Приднестровского госуниверситета на месте осмотрел артефакт и его заключение однозначное: перед нами стела с антропоморфными чертами (то есть имеющая сходство с человеком). Такие скульптуры в прежние времена стояли на курганах и возвышенностях, словно защищая «священное пространство». Их создателями принято считать представителей древних культурно-исторических сообществ, которые жили в причерноморских степях более 5 тысяч лет назад.
Сегодня подобные объекты встречаются очень редко. Два таких «магических камня» можно увидеть в Рыбнице во дворе филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Они были установлены здесь как исторические экспонаты после того, как археологи нашли их на виноградном поле у села Янтарное. Это древнейшие в Приднестровье монументальные изваяния – им более 5 тысяч лет. Они, правда, не смогли избежать эрозии.
Хорошее представление о том, как выглядели древние антропоморфные стелы, дает керносовский идол из Украины.
Такие камни являются отличным источником для изучения древних символов. Ученые не одно десятилетие ломают голову над этой обширной темой, и, хотя накопилось уже много данных, исчерпывающих интерпретаций так и не появилось.
Считается, что каменные стелы связаны с культом священного места, которое в традициях многих народов мира имеет свои пространственно-рельефные признаки. Одним из них являются естественные или искусственные возвышенности, символизирующие связь противоположных миров – земли и неба.
В мифологемах различных культур существует образ «оси мира», который в иконографии изображается в виде столба, холма, лестницы, дерева. Во многих традициях можно встретить представление об осевых точках в качестве врат в другие миры. Может быть, поэтому они служили местом, где совершались захоронения, над которыми затем воздвигались курганы – священные холмы, увенчанные каменными столбами-стелами, как символическое обозначение оси.
Плита из Большого Молокиша тоже находится на господствующей возвышенности. Отсюда открывается живописный вид на окрестности. Совпадение ли, что именно на этом месте построена православная церковь Успения Пресвятой Богородицы? Здесь же, фактически у древней стелы, появилось сельское кладбище. С другой стороны, очень странно, что в селе нет даже легенд о древнем антропоморфном камне, который, судя по всему, стоял здесь задолго до того, как был построен первый сельский дом.
«К сожалению, мы не нашли никакой информации о происхождении интересующей вас плиты», – ответили в местном музее на наш запрос о каменном артефакте.
Между тем, Сергей Разумов уверен, что символы на стеле из Большого Молокиша были выгравированы уже в другую эпоху, спустя несколько тысячелетий после создания каменной скульптуры. Они далеки от изображений, характерных для культур бронзового века и эпохи античности. Кто и когда их нарисовал, что они означают – эти вопросы пока остаются без ответа.
Но найти кое-какие зацепки попробовать всё же можно. Похожие символы высечены на известняковой плите, которая стоит во дворе православной церкви Вознесения Господня в Григориополе.
Интересно, что эта стела была найдена десять лет назад в иле на берегу Днестра возле села Тея Григориопольского района. А вот почему её перевезли за ограду храма райцентра? Эта история также не лишена ореола таинственности. Во всяком случае, никто так и не смог нам её рассказать. Возможно, рисунок в виде двойного креста приняли за христианский символ (по логике: крест – значит христианство, хотя изображение креста во множестве встречается задолго до рождества Христова). А может, сработало народное бессознательное: «Священные камни должны находиться на святых местах».
В любом случае, сама по себе эта аналогия не может внести ясность в то, откуда взялся «двойной крест» и что он означает. Попытку в этом разобраться предпринял несколько лет назад журналист газеты «Приднестровье» Николай Феч.
Автор взял след, который привел его в мир геральдики, тайн и предположений. Он нашёл визуальное соответствие таинственных знаков с гербом литовской княжеской династии Ягеллонов, где двойной крест изображен на щите всадника. Но и там он появился лишь в конце XIV века в результате династических связей. Действительно, этот символ можно обнаружить на гербах и монетах аристократических родов Венгрии, Великой Моравии и даже славянских князей Бранибора (позже переименованный немцами в Бранденбург).
Определенное сходство между представленными геральдическими символами и знаками каменных плит увидеть, безусловно, можно. Но есть ли между ними связь – непонятно. А может, это и не кресты вовсе, а стилизованное изображение дерева? Тем более что на ребре стелы из Большого Молокиша мы видим как раз растительный орнамент.
Не исключено, что перед нами Мировое Древо, или Дерево Жизни – символ, встречаемый в наследии многих древних культур. Символизм этого образа довольно обширен – от круговорота жизни до космогонической структуры Вселенной, где корни – это нижние сферы, ветви – средние миры, крона – высшие пространства, а ствол – это тоннель между ними. Считается, что изображение Древа связано с символом перехода и трансформации. Может, оно неслучайно присутствует на древней антропоморфной стеле, которая, как мы отмечали выше, отсылает к культу священного места – точки пересечения миров. К тому же, образ дерева тесно переплетен с древними концепциями мироздания. Такое предположение вполне могли бы сделать специалисты, занимающиеся сравнительным религиоведением.
Впрочем, «двойные кресты» таинственных плит приводят к различным ассоциациям. Модный писатель с таким же успехом мог бы связать эти знаки, например, с давно исчезнувшим рыцарским орденом, чьи братья волею судеб оказались в этих краях, где, как говорят историки, находилась безлюдная Тартария. Никто ведь не знает, что стало с тамплиерами после их разгрома французским королевским домом Валуа, сказал бы он в ответ на скептические улыбки собеседников.
Но это лишь образы, произрастающие из богатого воображения, без которого, однако, был бы невозможен научный и творческий прогресс. Докопаться до тайны можно лишь кропотливо собирая данные, фрагменты которых рано или поздно позволят составить целостную картину и прийти к логичным умозаключениям.
Где ещё в Приднестровье найдены таинственные знаки
1 Капсулы времени
В селе Тея Григориопольского района есть старая церковь Параскевы Сербской. После того как её закрыли большевики в 30-х годах прошлого века, храм переделали под спортзал, затем под хозяйственный склад. Сегодня эта церковь на глазах превращается в руины.
И вот самое интересное: в её кладке обнаружены фрагменты с точно такими же знаками, как и на древней стеле из Большого Молокиша.
Здесь мы видим и двойной крест,
и растительный орнамент, аналогичный изображениям, которые известный российский академик Владимир Топоров интерпретирует как символ Мирового древа.
Похоже, что эти знаки были выгравированы на каменной плите, которую в какой-то момент разбили. Кто, когда и зачем это сделал, узнать практически невозможно. Одно можно сказать наверняка: её фрагменты использовали в качестве строительного материала при возведении церкви.
В «Хронологико-историческом описании церквей епархии Херсонской и Таврической», составленном в 1848 году, говорится, что в Тее каменная церковь Параскевы Сербской существовала уже в 1793 году. При этом отмечается, что на её месте был ещё более древний храм, который был сожжен татарами.
То есть получается, что фрагменты со знаками оказались в кладке церкви в момент её строительства в конце XVIII века. В том, что изначально это была цельная скульптура, сомневаться не приходится. Каменную стелу с похожими символами ещё в 2001 году обнаружил научный сотрудник НИЛ «Археология» Приднестровского госуниверситета Игорь Четвериков. Она находилась в речной воде на берегу Днестра рядом с Теей! От этого места до храма всего несколько километров.
Сегодня эта стела находится во дворе церкви Вознесения Господня в Григориополе.
Перевезли её туда несколько лет назад. Мы уже высказывали предположение, что такие плиты устанавливались не где угодно, а в особых, культовых местах. Поэтому появление скульптуры с двойным крестом во дворе православного храма кажется отнюдь не случайным. Интересно, что и церковь Параскевы Сербской в селе Тея, как утверждают местные жители, стоит как раз там, где ранее был центр села. Вероятно, разбитая стела, части которой оказались в кладке храма, находилась на этом месте задолго до церкви, возведенной, как мы знаем, в конце XVIII века.
2 Сакральное пространство
В 80 километрах севернее Теи находится другой храм, построенный в редком для нашего региона архитектурном стиле. Ротонда с мощными стенами была воздвигнута в середине XIX века на месте более древней церкви села Зозуляны Рыбницкого района. Старые культовые сооружения подобной формы можно встретить на Балканском полуострове, где они известны еще со времен античности.
Несмотря на расстояние, зозулянская и тейская церкви имеют много общего. Так же, как и в Тее, круглый храм в Зозулянах посвящен Параскеве Сербской, а в его кладке обнаружены фрагменты с теми же самыми символами. Но в отличие от тейской эта церковь не разрушается: здесь и сегодня идут богослужения. Несколько лет назад ротонду начали реставрировать, но знаки в её стенах решили не трогать.
Мы видим те же мотивы: фигуру в виде двойного креста и изображение дерева.
У самого порога церкви лежит большой фрагмент некогда цельной каменной плиты. На ней те же знаки. Похоже, что в стены вмурованы другие части этой стелы.
На основе фотоснимков археолог Игорь Четвериков попытался реконструировать её первоначальный вид. Вот что у него получилось:
В центре скульптуры – тот самый двойной крест. Его сопровождают два миниатюрных. Растительный орнамент со стены церкви, судя по всему, должен располагаться на ребре стелы, так же как на древней плите из Большого Молокиша.
3 Плита Иордана
На всех артефактах мы видим аналогичное расположение символов. Иногда встречаются и стилизованные изображения, но их символическая суть от этого не меняется. Тому пример – плита из села Белочи Рыбницкого района, которую сфотографировал и описал в статье «Загадки Севера» журналист газеты «Приднестровье» Николай Феч.
Эта стела находится в огороде у жителя села Николая Козловского. На ней хорошо виден сложенный в букву П двойной крест.
Ребро плиты украшает тот же растительный орнамент, но с некоторыми отличиями. Ветвь как будто произрастает из одного треугольника (пирамида? холм?) и заканчивается другой такой же фигурой, вершина которой увенчана крестом:
Самое удивительное: на этой плите есть текст, написанный в церковнославянском стиле. Это история о «рабе Божием» Иордане (?) Бондаре, погибшем от татар. Автором текста, судя по подписи внизу, является некий Гордей (а может Иордаций?) Штефан. Он оставил и дату в кириллической системе исчисления: рок АѰЛН, месяца июля дня ЗI. В переводе на арабскую систему получается 1738 год, 17 июля.
Точная дата на плите могла бы стать своеобразным хронологическим ориентиром в истории о таинственных знаках старых каменных стел. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что надпись появилась намного позже изображений. Символы выгравированы аккуратно, с соблюдением пропорций. Надпись же сделана на скорую руку без учета имеющегося пространства. Поэтому сомнительно, чтобы знаки и текст на этом камне сделал один и тот же человек.
Теперь обобщим данные, как сказал бы Шерлок Холмс. На старых каменных плитах мы видим взаимосвязь образа дерева с фигурой двойного креста. Стелы, на которых они отмечены, – это скульптуры определенной формы: прямоугольные столбы с заостренными вершинами, ассоциативно напоминающие гору.
Кстати, известный исследователь семантики народов мира Владимир Топоров приводит перечень символических образов, имеющих одну и ту же смысловую нагрузку: гора – столб – трон – храм – лестница – веревка (на веревку похож вытянутый П-образно двойной крест) – дерево. Исследователь называет это универсальным знаковым комплексом, связанным с такими понятиями, как трансформация, возрождение, бессмертие, связь небесного и земного.
Впрочем, какие-либо выводы делать пока рано. Когда в Приднестровье появились скульптуры с таинственными знаками и что они означают, всё еще остается загадкой.