Это событие наряду с расстрелами у «Черного забора» занимает особе место не только в истории города, но и Приднестровья. Румынской оккупационной администрации восстание удалось подавить только с помощью алжирских стрелков (зуавов) французской армии.
О восстании в Большой Советской Энциклопедии написано всего лишь пару строк:
«Вооружённое выступление трудящихся г. Бендеры против оккупации Бессарабии королевской Румынией за восстановление Советской власти в крае. Началось на рассвете 27 мая. Восставшие вместе с небольшим красноармейским отрядом (прим. ред. – он состоял всего из 150 бойцов), переправившимся из-за Днестра, захватили казначейство, вокзал и др. пункты города. Часть оккупационных войск, расположенных в городе (французские и румынские солдаты), поддержала восставших. Однако командованию войск интервентов удалось к вечеру того же дня жестоко подавить восстание».
Ещё в декабре 1917 года Румынское королевство ввело войска в Бессарабию под предлогом обеспечения охраны складов, дорог и восстановления порядка. Постепенно румынская армия полностью заняла этот регион, в том числе и город Бендеры. По договоренности с советским правительством Румыния обязывалась вывести свои войска из Бессарабии к лету 1918 года. Однако, воспользовавшись критической ситуацией в самой России, румынское правительство нарушило эти соглашения и официально аннексировало Бессарабию. К концу 1918 года в Бендерах были размещены две французские дивизии, которые официально прибыли для обеспечения порядка. К этому времени союзники бывшей Российской империи – Великобритания и Франция – уже начали интервенцию против советской власти, которая в дальнейшем остановит распад страны и восстановит её из руин.
В конце февраля 1919 года Временное Рабоче-крестьянское Правительство Украины распространило ноту Румынии, в которой говорилось:
«По полученным из Тирасполя сведениям от штаба Южной советской армии, румынско-французский отряд из четырехсот человек, перейдя мост через Днестр, пытался занять город и арестовать местную власть, но был разбит и вынужден был отступить обратно, оставивши на поле сражения около ста убитых».
Правда, через несколько дней советская власть в Тирасполе падёт, но она будет восстановлена 17 апреля 1919 года.
Одесская левоэсеровская газета «Знамя борьбы» от 26 апреля писала:
«Товарищ, прибывший из Тирасполя, передает следующие подробности о положении в этом городе. Власть в городе перешла к местному ревкому 17 апреля вечером. Когда петлюровские банды под напором красных войск отходили через днестровский мост, красные войска, состоявшие большей частью из местных повстанцев, заняли позицию недалеко от моста. Румынское командование, прежде чем пропустить «козубцев», обезоружило их, но когда должны были отойти последние части, румыны, опасаясь переправы вместе с отступающими «козубцами» красных войск, взорвали мост со стороны Бендер, чем поставили в безвыходное положение «козубцев», заставив их броситься вплавь. По некоторым сведениям в реке утонули человек двести. В последнее время в городе спокойно, власть находится в военных руках. Ревком занят работой по налаживанию советского аппарата в городе».
С восстановлением советской власти на левобережье Днестра создавался удобный плацдарм для освобождения Бессарабии. Вспыхнувшее 27 мая восстание в Бендерах должно было способствовать продвижению советских частей на правый берег Днестра, но из-за предательства командира 6-й Украинской советской дивизии Никифора Григорьева, чьи войска должны были прийти на помощь немногочисленным частям, начавшим наступление, восставшие остались один на один с румыно-французскими интервентами. Правда, выше уже говорилось, что были случаи перехода солдат оккупационных армий на сторону бендерчан.
Это не было спорадическим выступлением части оккупационных войск. Например, ещё 21 мая начальник Бендерской сигуранцы Попеску докладывал наверх:
«По словам осведомителя, эти большевики хотели освободить семерых французских военных, которые, по их сведениям, являются большевиками-коммунистами и среди которых один, имеющий шрам на голове, будто бы убил одного румынского офицера и двух румынских солдат. Согласно их высказываниям, они намереваются повторить этим вечером свое нападение. Примечание: В связи с этим мы приняли серьезные меры к их преследованию и задержанию. Согласно сведениям, не вызывающим сомнения, арестованным были переданы инструменты для разрезания оконных решеток. Сообщается также, что им удалось уже перепилить одну из них».
В изданной в 20-х годах во Франции книге, посвящённой истории французских пехотных полков, последними строками о 58-м Авиньонском сказано, что эта часть была расформирована в 1919 году. До этого там написано, что за героизм, проявленный на полях «Великой войны» (Первая мировая), полк удостоился Военного креста – высшей боевой награды Франции. О причинах расформирования этой героической части, правда, не сказано ни слова. «Авиньонцы» почти в полном составе поддержали повстанцев. На Военно-историческом мемориальном комплексе в Бендерах установлена плита с надписью «От благодарных жителей города» в память о 25 французских солдатах, перешедших на сторону восставших и погибших в городе. Оставшиеся в живых были отправлены в каменоломни в Марокко на каторгу. Ещё до этого на сторону восставших перешли солдаты 4-го и 37-го полков. Более того, когда уже восстание было подавлено, они встали живой стеной между зуавами (алжирские стрелки во французской армии) и переправлявшимися на левый берег Днестра горожанами. В отличие от 58-го Авиньонского эти части расформировывать не стали. Их убрали подальше от Бендер, после чего военно-полевой суд приговорил 150 солдат к расстрелу…
Спорадические перестрелки с попытками румын перейти на левый берег Днестра и обстрелом советской территории продолжались до конца июня 1919 года.
Оперативные сводки о положении на Бессарабском фронте 31 мая — 1 июня 1919 г.:
К 19 час. 31 мая 1919 г. На Бессарабском фронте. В районе Дубоссар частичная ружейная и пулеметная перестрелка. Попытки противника перейти реку Днестр успешно отбиваются огнем нашей артиллерии. – «Знамя борьбы» (Одесса), экстренный выпуск, 2 июня 1919 г.
«Румыны артиллерийским огнем обстреляли села Слободзея и Карагач (прим. ред. – правильно Карагаш) в 15 верстах к югу от Тирасполя». – «Знамя борьбы», Одесса, 22 июня 1919.
«В районе Рыбницы румыны временами открывают частый артиллерийский огонь. На остальных участках ружейная перестрелка и поиски разведчиков. Румынская артиллерия периодически обстреливает деревни Гидерим и Выхватинцы, что на участке Рыбница-Ботушаны. Южнее Ботушан у дер. Жура разведчики противника с двумя пулеметами пытались переправиться через Днестр, но нашим огнем были отброшены». – «Известия Одесского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», 24 июня 1919г.
«Тирасполь. 23—6. Сегодня утром был орудийный обстрел города и части берега. Неприятельские снаряды попали на базарную площадь». – «Борьба» (Киев), 27 июня 1919 г.
Бендерское восстание было менее масштабное, чем Хотинское (января 1919 года) и Татарбунарское (сентябрь 1924 года). В то же время оно продемонстрировало отношение бендерчан к румынской оккупации. Неслучайно французские солдаты переходили на сторону восставших. Поэтому концепции современных кишиневских историков о «спасательной» миссии румынских войск в Бессарабии не более, чем попытка переписать историю. Тем более, что, согласно документам, румыны уже в 1918 году были готовы идти на Тирасполь и Одессу. Однако ни Тирасполь, ни Одессу взять не удалось. Это произойдёт 23 годами позже в союзе с гитлеровской Германией. Да и то румынское губернаторство Транснистрия просуществует менее трёх лет. Но это другая страница истории нашего края.