С приходом к власти М.С. Горбачёва и развитием «перестройки» в СССР начались дезинтеграционные процессы. Обострились межнациональные отношения, один за одним вспыхивали межнациональные конфликты.
Подъём националистических настроений проходил и в Молдавской ССР, где в мае 1989г. Националистические организации объединились в Народный фронт Молдовы (НФМ), который собирал на митинги тысячи сторонников.
Партийно-государственные власти не противодействовали, ограничивая при этом деятельность Интердвижения, боровшегося за равноправие, против национализма и экстремизма.
Начало борьбе приднестровцев за свои права человека и гражданина против воинствующего молдовского национализма было положено в 1989г., в ходе политической забастовки. В ответ на нагнетание националистической истерии в Кишинёве, в ответ на подстрекательски-шовинистические лозунги: «Чемодан – вокзал – Россия!», «Долой оккупантов!», «Утопим русских в еврейской крови» и др. рабочий класс, поддержанный инженерно-технической интеллигенцией при сочувственном отношении крестьянства, сумел перейти к активным действиям, в отличие от всевластных партийных функционеров, продолжавших вести политику «умиротворения агрессора» по отношению к националистам.
Непосредственным поводом к забастовке стали кардинальные изменения проектов законов о языке, представлявшие собой полную капитуляцию перед требованиями народного фронта, изгонявшие волевым способом русский язык из сферы политики, экономики, культуры.
11 августа был создан Объединённый Совет трудовых коллективов Тирасполя.
Полномасштабная забастовка прошла с 21 августа по 25 сентября 1989г. В ней приняли участие коллективы предприятий, учреждений и организаций Тирасполя, Кишинёва, Бендер, Рыбницы, Комрата, Дубоссар, Григориополя, Каменки, Кагула, Бельц и др. К 12 сентября бастовали уже 211 коллективов, а свыше 400 коллективов выражали солидарность с протестующими.
Главным достижением забастовки 1989 года стало осознание представителями трудовых коллективов своей силы и необходимости единства действий.
После принятия дискриминационных законов о языках к бастующим пришло понимание того, что бесполезно ожидать от официального Кишинёва каких бы то ни было объективных действий. Уже в ходе забастовки было принято решение не только о необходимости создания автономии, но и о проведении референдума – всенародного голосования.
После приостановления забастовки на повестку дня встал вопрос о проведении местных референдумов по созданию Приднестровской АССР. Видя, что их законные требования игнорируются властями МССР, приднестровцы вполне закономерно вспомнили о том, что на этих землях в 1924–1940гг. существовала Молдавская АССР в составе УССР.
Первые референдумы в Приднестровье прошли в г. Рыбница 3 декабря 1989г., в Тирасполе 28 января 1990г., в с. Рашков Каменского района 25 марта 1990г.
25 февраля 1990г. прошедшие выборы в местные Советы и Верховный Совет МССР закончились в Приднестровье убедительной победой представителей трудовых коллективов. На сессии Тираспольского городского Совета его председателем был избран И.Н. Смирнов, ставший с этого момента признанным лидером вначале тираспольчан, а затем и всех приднестровцев. Верховный Совет МССР (ССР Молдова) оказался под мощным давлением НФМ, принимал решения, угодные его лидерам.
Как только депутаты Приднестровья в Верховном Совете МССР поняли, что путь парламентской борьбы для них полностью перекрыт полным отсутствием демократии в формирующемся унитарном государстве – Республике Молдова, все усилия свои они направили на поиск путей для защиты прав и интересов приднестровских граждан.
После принятия Кишинёвским парламентом 23 июня 1990г. Декларации о суверенитете и утверждения им заключения комиссии по пакту Молотова–Риббентропа, т. е. фактического выхода ССР Молдова из СССР, уже ни о какой автономии в её составе не приходилось говорить, ибо, во-первых, приднестровцы были противниками растаскивания единого государства СССР. Во-вторых, из постулата о незаконности создания МССР в 1940г., содержавшегося в вышеуказанном заключении, абсолютно логично следовала неправомерность включения в состав МССР Тирасполя, Григориопольского, Слободзейского, Дубоссарского, Рыбницкого и Каменского районов.
Таким образом, к идее создания независимой республики подтолкнул приднестровцев сам официальный Кишинёв, торопившийся безоглядно реализовать на практике программу народного фронта.
В Приднестровье – по аналогии со съездом народных депутатов СССР – было решено провести съезд депутатов всех уровней. I съезд депутатов МССР, городских, районных, поселковых и сельских Советов Приднестровья прошёл 2 июня 1990г. в с. Парканы. На нём присутствовали 673 депутата.
Итогом работы съезда стало принятие Декларации о социально-экономическом развитии Приднестровья и избрание Координационного Совета социально-экономического развития во главе с И.Н. Смирновым. Таким образом, появился орган, координировавший действия в масштабе всего Приднестровья, и работа по созданию республики пошла более быстрыми темпами. После I съезда были проведены референдумы в Бендерах, Рыбницком районе, Дубоссарах, в Слободзейском районе, сходы граждан в населённых пунктах Каменского района, Григориопольском районе (в части населённых пунктов референдум прошёл 25 ноября). Показательно то, что подавляющее большинство молдаван Приднестровья поддержали идею создания республики.
В ходе референдумов и сходов приднестровский народ со всей определённостью высказался за создание своей государственности как средства защиты прав и свобод нынешнего и будущих поколений.
2 сентября 1990г. в Тирасполе прошёл II Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья. На нём было провозглашено образование Приднестровской МССР в составе Советского Союза. Был избран Временный Верховный Совет в количестве 50 человек. Председателем его стал И.Н. Смирнов.
Были также приняты «Декларация об образовании ПМССР» и «Декрет о государственной власти», ставшие прообразом Конституции. Были приняты «Политико-правовое обоснование создания ПМССР» и ряд обращений.
Решения II съезда трудно переоценить. Опираясь на факт существования в 1924–940гг. МАССР и на результаты свободного волеизъявления народа не только на левом берегу Днестра, но и в ряде населённых пунктов правобережья, высказанного в ходе референдума, народные депутаты приняли поистине судьбоносные решения. Уже само название созданной республики говорило о стремлении приднестровцев защитить и сохранить молдавский этнос, его культуру и самобытность. В республике устанавливались три официальных языка –молдавский, украинский, русский.