События в Бендерах 1 апреля 1992 года стали очередным трагическим эпизодом молдо-приднестровского противостояния и фактически прологом к Бендерской трагедии лета 92-го.
Утром этого дня в Бендеры со стороны Протягайловки неожиданно въехали два молдавских БТРа полиции особого назначения. С какой целью бронетехника появилась в городе, до сих пор непонятно. Однако к этому времени перестрелки в районе Дубоссар и вооруженные инциденты по всей линии Днестра, несмотря на переговоры Кишинева и Тирасполя, не прекращались. За несколько дней до описываемых событий, 28 марта, президент Молдовы Мирча Снегур издал указ об объявлении чрезвычайного положения на всей территории республики. Указ предусматривал разоружение приднестровских и гагаузских военизированных формирований (именуемых «бандитскими») и арест «государственных преступников», что не могло не спровоцировать усиление конфронтации.
Вот, что о происходящем писала газета «Комерсант»: «В ответ на указ Снегура президент Приднестровской республики Игорь Смирнов ввел комендантский час, а президент Гагаузской республики Степан Топал — особое положение. Обе непризнанные республики готовятся дать отпор агрессору».
Поэтому прибытие в город молдавского полицейского спецназа на бронемашинах можно расценивать как спланированную вооруженную провокацию. Об этом говорят и трагические события, произошедшие 1 апреля.
Продвигаясь по окраине Бендер, молдавская бронетехника столкнулась на пересечении улиц Мичурина и Совхозной (ныне имени Ечина) с дежурным автомобилем приднестровского ГАИ. Внезапно один из БТРов открыл огонь по машине, в результате чего на месте погибли милиционеры Анатолий Петров и Игорь Грек. Еще один приднестровский милиционер — капитан Григорий Ечин — был тяжело ранен. Позже он скончался в госпитале. Из четырех милиционеров в живых остался один Сергей Бойко, который получил множественные пулевые ранения.
В разгар стрельбы к месту перестрелки подъезжал корпоративный автобус хлопкопрядильной фабрики, который развозил возвращавшихся со смены рабочих. Молдавские БТРы открыли огонь и по нему, в результате чего была смертельно ранена работница фабрики Елена Спрынчану.
На пальбу в городе отреагировали приднестровские гвардейцы, казармы которых находились в нескольких кварталах от места вооруженного инцидента, и ополченцы опытно-экспериментального ремонтного завода. Прибыв к перекрестку упомянутых улиц они тут же были атакованы молдавской бронетехникой. На прямой линии огня оказались гвардеец Виктор Таранов, а также ополченцы Александр Барбакарь и Сергей Бабуёк. Все они погибли. В результате перестрелки еще 14 человек были ранены.
Молдавские власти до сих пор не комментируют поведение своей полиции в Бендерах 1 апреля 1992 года. В то же время произошедшее кровопролитие спровоцировало рост военной напряженности по всей линии соприкосновения молдавских комбатантов и защитников Приднестровья.
«Эскалация боевых действий продолжается, особенно в районе Бендер. Каждые сутки погибает 5-7 защитников Приднестровья, молдавская сторона свои потери скрывает. Несколько бронегрупп 14-й армии 2 апреля выдвинулись на линию фронта, чтобы защитить гражданское население. Но молдавская сторона не верит в боеспособность бывшей СА и только усиливает свой натиск», — написал «Комерсант» уже 6 апреля 1992 года.