Авторский проект «Радио 1». Из выпусков подкаста вы узнаете о том, как боролся приднестровский народ с румыно-фашистскими оккупантами, которые, прикрываясь лозунгами очищения от «инородных элементов», создали на Приднестровской земле гетто и концлагеря, проводили массовые расстрелы местного населения.
Узнаете вы и о том, как происходило освобождение Приднестровья от румыно-фашистских захватчиков войсками Красной Армии.
1. ДНЕСТР. ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
22 июня 1941 года в 4 часа утра Советский Союз был атакован войсками Германии. Всего через несколько часов после начала вторжения король Румынии Михай I и стоящий за ним маршал Иоанн Антонеску объявили о начале «священной войны» за освобождение Бессарабии и Северной Буковины. Румынская армия приступила к активным боевым действиям, не дожидаясь подписания какого-либо военного соглашения с Германией.
Для Тирасполя Великая Отечественная началось с появления утром 22 июня над городом вражеской авиации. Группы по 20 самолетов бомбили мосты, дороги и железнодорожные пути. Под ударами также оказались переправы через Днестр, у городов Рыбница и Бендеры.
В первый день войны ровно в полдень изо всех радиоточек зазвучал голос главы правительства СССР Вячеслава Молотова, сообщившего о нападении Германии на Советский Союз. Ближе к вечеру в Кишиневе состоялось экстренное заседание правительства Молдавской ССР, где было принято решение оказать пассивную помощь защищающим границы воинским частям. В стране объявили всеобщую мобилизацию. В военные комиссариаты стали прибывать добровольцы. Среди прочих была группа работниц консервного завода имени Павла Ткаченко, окончивших курсы медицинских сестер. Для борьбы с десантом противника из пришедших в комиссариат были сформированы Тираспольский и Бендерский истребительные батальоны. В начале июля 1941-го именно их героизм помог приостановить атаку румынского кавалерийского полка в районе молдавского города Чимишлия.
Но фашистская боевая машина продолжала свое наступление. В середине лета началась активная эвакуация населения левобережья Днестра.
Днестр. Оккупация и освобождение.
2. ДНЕСТЕР ОКУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
В первые дни войны проведенные на Тираспольских и Бендерских предприятиях митинги сплотили и мобилизовали граждан. В военные комиссариаты стало приходить все больше и больше добровольцев с фабрик, заводов и учебных заведений. Кого-то из них действительно отправляли на фронт, но многие оставались в тылу для обеспечения нужд Красной Армии. Фабрики продолжали работать, а колхозы приступили к сбору урожая. И если у кого-то ещё и оставались иллюзии насчёт намерений Германии, то вскоре они были развеяны.
Фронт становился все ближе к родным землям. Начались массовые эвакуации жителей городов и сел. Рабочие, крестьяне и служащие осаждали поезда и грузовой транспорт, а кому это не удавалось, покидали родные земли пешком.
11 июля 1941 года руководство Молдавии обратилось к народу с призывом уничтожить все ценные имущества, которые нельзя было вывести. Чтобы врагу не досталась сельскохозяйственная техника, колхозники ломали гусеничные и колесные тракторы. Были повреждены железнодорожные пути, сожжены склады, заводы и фабрики. Рабочие Рыбницкого сахарного завода выкрутили из оборудования важные тканевые фильтры. Со станков были сняты дефицитные кожаные приводные ремни. Трудящиеся большинства механических заводов, покидая их, уносили с собой почти все инструменты.
Чтобы осложнить ведение пропаганды войсками «Вермахта», защитники Тирасполя уничтожили радиостанцию. Ряд заводов, в том числе Тираспольский консервный завод, были эвакуированы вместе с частью оборудования, а затем в тылу ими выпускалась продукция для фронта.
5 августа 1941 года войска Красной Армии оставили Рыбницу. 8 августа под натиском превосходящих сил противника советским солдатам пришлось покинуть Дубоссары и Тирасполь. Начался период оккупации.
Днестр. Оккупация и освобождение.
3. ДНЕСТЕР. ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ.
Выдержка из военных инструкций румынской армии 41-го года. Необходимо из местных ресурсов удовлетворить потребности армии, брать на месте всё, что надо, всё, что есть, брать без всяких церемоний, а за утайку продовольствия, за малейшее сопротивление расстреливать на месте, а дома сжигать.
В середине августа 1941 года на территории МССР был установлен новый порядок. Оккупационные войска поделили захваченные районы на губернаторства. Левобережье Днестра получило название Транснистрия. Ее столицей стал Тирасполь и был ею до октября 1941 года, до захвата Одессы, куда была перевезена столица Транснистрии.
Бессарабия, Северная Буковина и Новое губернаторство превратились для хозяйничавших на этой территории румын в превосходные источники сырья. Местные промышленные и торговые предприятия были переданы в пользование представителям новой власти. Часть экономических ресурсов отошли в распоряжение Германии. Немецкие концерны получили монополию на вывоз железного лома и семян масленичных культур. Они установили свое правление на Дубоссарском табачном и Кошницком консервном заводах. В 1942 году вместо советских совхозов и колхозов стали появляться трудовые общины, возглавляемые румынскими колонистами в основном из числа награжденных офицеров. Местное население буквально было разграблено. На захваченной территории было установлено 40 видов налогов. Жители оккупированных территорий обязаны были сдавать шерсть, кожу, мясо, яйца, мед, валенки и одежду на содержание армии захватчика. Рабочим и их семьям хлеб выдавали по карточкам, в лучшем случае по 200 граммов на человека. Тех, кто не трудился на захваченных противникам фабриках, заводах и на полях, увозили на принудительные работы в страны гитлеровской коалиции. Но что еще страшнее? Практически каждый десятый житель Молдавии был подвергнут пыткам, расстрелян или заключен под стражу в организованных на этой территории лагерях и гетто. в организованных на этой территории лагерях и гетто. ДНЕСТР. ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
4. ДНЕСТР. ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
Отрывок из высказываний в 1941 году Кондуктора Иона Антонеску. «Транснистрия станет румынской провинцией. Мы сделаем ее румынской, выгнав оттуда всех чужеземцев. Интересы Румынии требуют, чтобы мы выкачали с этих земель как можно больше для покрытия экономических нужд войны и особенно для проведения будущих операций, чтобы мы могли прокормиться за ее счет».
4 февраля 1943 года в Бухаресте была утверждена операция 1111. Этот план предусматривал тотальное разграбление Буга Днестровской области, Бессарабии и Северной Буковины. К его выполнению румынские захватчики приступили со скрупулезной тщательностью. Восемь крупнейших Тираспольских и Бендерских предприятий подверглись демонтажу. Станки, двигатели, моторы, сырье — все это было вывезено из страны товарными вагонами. Целями фашистских мародеров стали Тираспольский завод имени Кирова, консервный завод имени Первого Мая, Бендерское железнодорожное депо и многие другие предприятия. В городах выкопали водопроводные трубы, сотни километров железной дороги отправили на переплавку. И чем ближе становился фронт, тем усерднее оккупанты разоряли и грабили захваченные территории.
Чтобы сорвать весенние работы на полях, у крестьян отобрали лопаты, грабли, плуги и бороны. Скот угоняли и использовали его для снабжения немецких и румынских войск. Местное население голодало, в городах и селах свирепствовали эпидемии, а в разграбленных больницах попросту не было лекарств. Тысячи русских техников, инженеров и врачей были вывезены в Румынию. Множество людей оказалось в лагерях принудительного труда в немецких колониях. Мужчин призывного возраста насильно мобилизовали в румынскую армию.
Политика выжженной земли, которую предусматривала операция 1111, обернулась для всего народа Молдавии тяжелейшими послевоенными годами. Но перед этим жители Буга Днестровского региона еще побороли за свободу и нашу общую победу.
Днестр. Оккупация и освобождение.
5. ДНЕСТР. ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
На захваченных землях Междуречья Днестра и Южного Буга оккупационные власти поставили перед собой задачу окончательного решения еврейского вопроса. Для этого была создана целая система гетто и концлагерей. В 1941-м они появились в Рыбнице, Тирасполе, Дубоссарах, Каменке и других местах. И вскоре в застенках оказались тысячи советских граждан еврейской национальности. В Тирасполе гетто было создано на территории городской больницы, но еще до его появления еврейское население города согнали во двор летнего кинотеатра. Изможденных голодных людей группами выводили к Днестру и расстреливали. А в октябре 1941-го года в районе Колкотовой Балки румынские пули унесли жизни полутора тысяч евреев, включая женщин и детей. И так происходило на всей захваченной территории.
Два самых крупных гетто располагались в Дубоссарах. Одно на улице 25 октября, а другое на улице Кирова. Именно сюда сгоняли евреев из окрестных сел и других городов.
В августе 1941-го в Дубоссары прибыл немецкий карательный отряд, возглавляемый человеком по фамилии Келлер. По его приказу заключенные стали рыть ямы якобы для хранения картофеля. Но уже через месяц именно в эти вырытые котлованы стали скидывать тела расстрелянных узников в гетто и концлагерей. Из показаний бургомистра Дубоссар. Комендант Келлер и полицейские отчитывали по 20 человек евреев, подводили к ямам, раздевали их, ставили на колени и в присутствии всех остальных производили расстрел. Таким образом, были расстреляны сначала мужчины, а потом женщины и дети. Женщин заставляли держать грудных детей на вытянутых руках, чтобы в них было удобнее стрелять. Расстрел продолжался около восьми часов. И так продолжался весь период оккупации. Берега и воды Днестра стали братской могилой для десятков тысяч ни в чем не повинных людей.
Днестр. Оккупация и освобождение.
6. ДНЕСТЕР. ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
С первых дней оккупации захватчики обязали население сдать все радиоприемники с тем, чтобы легче было проводить идеологическую обработку населения.
Именно поэтому так важно было донести до людей правду о ситуации в захваченных городах и селах, о положении на фронте.
Из листовки подпольщиков, распространяемых в Тирасполе в 1943 году. «Дорогие товарищи! Мы все читали приказ, вывешенный на днях. В нем враги пишут, что освободили нас от большевистского ига, что день, в который они оккупировали Тирасполь, был для нас светлым днем. А в действительности этот день и не только день, а вот уже два года являются темной пропастью. Они освободили нас от белого хлеба, детей от учебы в школах и принесли нам виселицы расстрелы и тюрьмы. Мы желаем победы большевикам и смерти фашистам».
Эти слова, написанные детским почерком на листах, вырванных из школьных тетрадей, можно было прочесть на самых видных местах в городе. Листовки развешивали на воротах и заборах, дверях школ, жилых домов и заводов, их опускали в почтовые ящики и наклеивали поверх фашистских плакатов. Особенно много листовок появлялось в воскресные дни, когда в город на базар приезжали жители окрестных сел.
Эти листовки распространяла действующая в Тирасполе с 1942 года подпольная группа юных патриоток. Самой старшей из девочек на тот момент исполнилось всего 17 лет, а младшая только отпраздновала свой 12-й день рождения.
И такая активная работа велась во всех городах. Каменская подпольная организация изготовила печатный станок и выпустила листовки с призывами к борьбе с оккупантами.
Свою готовность сражаться они доказывали не только словом, но и делом. Подпольщики скрытно уничтожали хранилища и оборудование предприятий, пускали под откосы вражеские эшелоны с оружием и подрывали железную дорогу.
В Слободзее и Григориополе велась борьба против фашистских ставленников, а дубоссарские патриоты переодевались в немецкую форму и под видом патрульных уничтожали одиночных солдат и офицеров противника.
Подпольщики вели свою подрывную деятельность вплоть до вступления в города частей Красной Армии. После освобождения родных земель, многие из подпольщиков присоединились к советским войскам и продолжили борьбу с войсками гитлеровской Германии.
Днестр. Оккупация и освобождение.
7. ДНЕСТР. ОККУПАЦИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
Послание потомкам на стене Тираспольской тюрьмы. Товарищи, меня нет, но я знаю, что жизнь свою я отдал всем тем, кто будет жить. Я иду на смерть, но знаю, что на меня Родина-Мать не будет обижаться. Я молод, но знаю, что дело, за которое я боролся, будет жить. Прощайте, товарищи!
Несмотря на то, что территория Молдавии в августе 1941 года была полностью оккупирована фашистскими захватчиками, борьба проживающего на этой земле народа не прекращалась. Многие из тех, кто был эвакуирован в тыл, стали трудиться на фабриках и заводах Урала и Москвы, в колхозах и совхозах Казахстана и Кавказа, на нефтепромыслах Туркмении и в шахтах Кузбасса. Каждый по мере возможности вносил посильный вклад в дело помощи фронту.
На средства, собранные эвакуированными молдавскими тружениками, была построена эскадрилья самолетов, а после освобождения республики на народные средства была построена танковая колонна, получившая название «За советскую Молдавию».
Борьба не прекращалась и внутри страны. В Тирасполе, Бендерах, Дубоссарах и Слободзее рабочие срывали производственные задания и портили оборудование. Советские граждане уклонялись от легших на их плечи многочисленных трудовых повинностей и уплаты сборов и налогов. Крестьяне укрывали от врага хлеб и скот, а когда не получалось, предпочитали убивать животных, но не отдать их оккупантам. Важный для немецкой армии сахарный, маслобойный и спиртоводочный завод из-за многочисленных саботажей работали менее чем на четверть своей мощности.
В это же время группы сформированных в советском тылу партизанских отрядов перебрасывались на нашу территорию. Здесь они объединялись с местными партизанами и вместе вели подрывную деятельность. И то, как население левобережья Днестра совместно с украинскими, русскими и белорусскими партизанами боролось против румынских и фашистских захватчиков, стало ярчайшим примером нерушимой дружбы всех советских народов. нерушимой дружбы всех советских народов.
Днестр. Оккупация и освобождение.