Это один из немногих населённых пунктов Приднестровья, время появления которого достоверно известно. Однако ещё до закладки первого камня на месте Григориополя существовало более древнее поселение, о чём свидетельствуют старые карты.
1 Город двух Григориев основала российская императрица
Он был заложен по указу Екатерины II специально для поселения армян после завершения русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Идею привлечения армянского населения в пределы Российской империи с территории Турции продвигал один из руководителей армянского освободительного движения архиепископ Иосиф Аргутинский. Петербург со своей стороны был заинтересован в колонизации приобретённых от Османской империи территорий Северного Причерноморья, в частности междуречья Буга и Днестра.
Именно Иосифу Аргутинскому князь Григорий Потёмкин, фаворит Екатерины II и администратор присоединённых территорий, поручает организацию переселения армян на левый берег Днестра. Миграция происходила поэтапно: армянские семьи из турецких городов Измаил, Килия, Аккерман (нынешний Белгород-Днестровский), Каушаны, Исакча приезжали в Бендеры, а затем их перевозили в Дубоссары, где они нашли приют в домах местных жителей. Незадолго до своей смерти Потёмкин определил место постройки нового города.
Указ Екатерины II о его основании появился 6 марта (23 февраля) 1792 года. Документ был адресован екатеринославскому губернатору Василию Каховскому. В нём впервые появляется название Григориополь.
«Господин екатеринославский губернатор Каховский. Возложа на Вас население и благоустройство земли, новоприобретённой нами от Порты Оттоманской, за нужно находим особливаму вашему поручить попечению переведённых на оную из-за Днестра армян. Покойный князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический назначил быть городу армянскому под именем Григориополь у самого Днестра, между долин Чёрной и Черницы, включая и обе оныя в городской выгон. Мы утверждаем сие назначение и повелеваем: Первое: отвесть помянутую округу, между долин Чёрной и Черницы лежащую, со вмещением обеих оных под город армянский, который и именовать Григориополь», – писала Каховскому Екатерина II.
Получив данный указ лишь 13 апреля, Василий Каховский ознакомил с его содержанием лидера армянских переселенцев архиепископа Иосифа Аргутинского и его паству. Как писал впоследствии Каховский:
«При объявлении мною высочайшего указа архиепископу армянскому и его пастве о месте, где высочайше велено быть армянскому городу Григориополю, пришли было все они в уныние. Оное произошло единственно от воображения, что по Днестру нет места лучше Дубоссарского, и что для того не было высочайшей воли им пожаловать оное».
Именно в Дубоссарах на тот момент находились около четырёх тысяч армян, переправленных через Днестр российскими властями из находящихся под контролем турок земель.
15 апреля указ Екатерины II зачитали уже перед всеми армянскими переселенцами в Дубоссарах. Новость о перемене своего местожительства взволновала и встревожила простых армян не меньше, чем их лидера. Выдержавшие уже немало лишений на пути в Дубоссары, переселенцы совершенно не горели желанием подвергать себя новым трудным испытаниям, селясь и обустраиваясь на неосвоенной земле. Чтобы успокоить их, Василий Каховский решил сперва убедить архиепископа Иосифа Аргутинского в правильности решения российского правительства. Для этого он пригласил армянского архиепископа и нескольких приближённых к нему лиц лично изучить место, выделенное под будущий город.
Приглашение было принято, и на следующий день, 16 апреля 1792 года, Василий Каховский, Иосиф Аргутинский и его свита выехали в долины рек Черной и Черница и осмотрели место, отведённое под возведение Григориополя. Туда же прибыл и генерал Михаил Каховский с несколькими землемерами. Как сообщал Василий Каховский:
«Наконец когда осмотрелись, когда обозрели, частью со мною и с посланными от меня землемерами все назначаемые армянам выгоднейшие места, когда открыли мы им родники для приведения воды в город, избрали места для насаждения фруктовых и виноградных садов и для посеву поваренных растений и когда растолковали им, что в сем жалуемом им армянском городе приятнейший образ жизни их ни кем нарушен не будет, и что никто из нас жен их видеть не может, то место сие, столь приятным и выгодным найдено ими, что все они суть в неописанном восхищении».
Удостоверившись в благодатности и удобном расположении земель, выделенных под город, Иосиф Аргутинский с чистым сердцем взялся уговорить армянских переселенцев переехать на новое место, которое располагалось немногим более 12 километров от Дубоссар.
Через несколько месяцев план города был готов. 21 июня (10 июня по старому стилю) 1792 года Екатерина II в Царском Селе накладывает на него резолюцию: «Быть сему!».
Город назван в честь двух выдающихся личностей: Святого Григория Просветителя, с чьим именем связано принятие христианства в Армении в IV веке, и Григория Потёмкина-Таврического, который сыграл главную роль в появлении армянского города на Днестре.
2 Григориополь появился раньше Тирасполя
Торжественная закладка города состоялась 25 июля 1792 года. При огромном стечении армян — переселенцев и гостей, приглашённых из-за границы. Архиепископ Иосиф Аргутинский освятил шесть камней, с которых началось строительство Григориополя. После этого последовало торжественное шествие к месту закладки Соборной церкви. Сегодня на этом месте находится спортзал школы № 2.
В скором времени в городе построили 114 жилых дома, кофейню, сафьяновый завод и 43 колодца. Григориополь получил самоуправление, а также значительные льготы и субсидии. Они позволили новому городу быстро разрастись.
К слову, крепость при реке Ботна, она же Срединная, она же Тираспольская, была заложена годом позже. Таким образом, Григориополь стал первым городом в Приднестровье, основанным Россией.
3 Царство Армянское, Святой Григорий и колосья – три геральдические эпохи Григориополя
За двести с лишним лет город успел пережить несколько эпох. Они читаются как в названиях старых и новых улиц, так и в местной геральдике.
В 1794 Григориополь был отнесён к числу городов, входящих в состав Екатеринославского наместничества. Он получил свой герб, печать и штат городского магистрата, которому предоставлялась судебная и исполнительная власть.
Герб Григориополя почти точно повторял разработанный в восемнадцатом веке «герб Царства Армянского».
В центре можно увидеть Спас нерукотворный – это лик Иисуса Христа, сохранившийся, согласно восточнохристианскому преданию на платке. Святыня считалась первой в мире иконой и долгое время хранилась в Армянском царстве.
Среди геральдических символов на гербе можно увидеть и гору Арарат, на которую, согласно библейскому тексту, сошел с ковчега Ной после Всемирного потопа. В древности и средние века Арарат находилась на территории Армении и считалась священной горой.
Орел, лев и агнец – это символы династий армянских царей Аршакидов и Рубенидов. Российский двуглавый орел в заглавии знаменует покровительство России армянскому народу.
Этот герб и сегодня является официальным для Григориополя.
После крушения Российской империи в 1917 году и Гражданской войны 1918-1922 гг. Григориополь вошёл в состав Тираспольского уезда Одесской губернии Украинской ССР. Затем, в 1924 году, был образован Григориопольский район, а Григориополь стал именоваться посёлком городского типа. Он вошёл в состав Молдавской Автономной ССР.
В это время меняются и названия улиц. Они получают наименования, характерные для советского периода.
В 2002 году Верховный Совет ПМР снова присвоил Григориополю статус города.
4 До Григориополя, или Загадочный Коморул
На европейских картах 70-80-х годов XVIII века речка Чёрная, в долине которой был основан Григориополь, фигурирует под названием Komorul. На этих же картах отмечено одноимённое поселение, расположенное как раз на том месте, где затем раскинулся армянский город. До сих пор о Коморул ничего не известно.
Когда он появился, кто в нём жил и чем занималось его население? На эти вопросы краеведам еще только предстоит найти ответы. Возможно, в этом смогут помочь многочисленные подземелья, обнаруженные в разных частях города.
О том, кто и когда их построил, тоже ничего не известно, но старожилы говорят, что они появились «во времена турок и татар», то есть еще до того, как Приднестровье вошло в состав России. Рассказывают, что под городом находится целый лабиринт, тоннели которого были со временем замурованы и приспособлены местными хозяевами под ординарные подвалы. Время от времени при строительстве зданий или прокладке коммуникаций в Григориополе находят обложенные камнем катакомбы.
О загадочных тоннелях говорил и архитектор, проектирующий в 70-х годах XX века городскую застройку, Анатолий Кобылинский. Он вспоминал, что в период строительства возникали трудности по устройству фундаментов. В районе площади Дома Советов находились здания магазинов и складские помещения, а под ними – глубокие подвалы. Из них шли катакомбы в сторону колхоза Дзержинского и промкомбината. Во время строительства многие подземные сооружения были засыпаны, но входы в тоннели и сегодня можно увидеть в разных частях города.
Подробнее об этом можно почитать здесь.