20 декабря 1917 года постановлением Совнаркома была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. За несколько лет руководство молодых советских органов госбезопасности во главе с Феликсом Дзержинским в условиях Гражданской войны и Интервенции создало мощную структуру, которая не только умело противостояла подрывной шпионской деятельности противника, но и сама организовала качественную разведывательную работу на территории неприятеля.
Успехов советские чекисты добивались и на территории современного Приднестровья. С появлением в начале 20-х годов прошлого столетия Советской власти, а затем и с образованием МАССР здесь, в условиях непосредственного приграничного контакта с противником и широко развернувшейся разведывательно-подрывной деятельности спецслужб других государств, органы госбезопасности были представлены Иностранным, Контрразведывательным и Особым отделами. Мало кто знает, но тогда Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика стала настоящим полем боя с зарубежными спецслужбами. Здесь активно работали не только румынская разведка и направляемые ею диверсионные группы, но и спецслужбы других иностранных государств. В истории Приднестровья навсегда запечатлелись имена тогдашних героев – «особистов», выполнявших задачи по обеспечению безопасности государства.
Один из них – Исайя Парфелюк. Уроженец села Кицканы, первый резидент советской военной разведки за рубежом, боевой офицер русской армии, герой Первой мировой войны, Исайя работал под псевдонимом «Семёнов». А для румынских властей он был торговцем фруктами из коммуны Кицканы уезда Тигина. Под началом у Парфелюка – разветвленная агентурная сеть, он получал множество заданий из Тирасполя: взрывы железной дороги 4 и 24 октября 1921 года, сбор сведений, связанных с возможным вторжением румынских войск на Украину. Ему было поручено в кратчайший срок добыть различного характера документы, подтверждающие участие румынских правительственных и военных учреждений в формирова- нии, снабжении, вооружении белогвардейских и белоукраинских банд на тер- ритории Бессарабии и Румынии. Кроме этого, им отслеживались дислокация, численность, состояние и намерения румынских частей, деятельность местных и полицейских органов, а также настроения населения.
Проведя ряд успешных боевых операций в тылу противника, Исайя Парфелюк и его товарищи попали под наблюдение румынской контрразведки. За его поимку было объявлено денежное вознаграждение в 75 тысяч румынских леев.
Когда в 1921 году в Румынию бежал знаменитый «батька» Махно, резидентура Парфелюка – Семёнова получила задачу проследить за ним. Но знал ли знаменитый разведчик, что у самого Махно в ближайших сподвижниках был личный агент Феликса Дзержинского? Однако такой человек, действительно, был. Звали его Лёва Задов. Именно при его участии Одесским и Тираспольским иностранными отделами ОГПУ была разработана операция «Скрипачи – одна из самых масштабных операций советских спецслужб в 1920– 1930-х гг. на нашей территории против румынской «Сигуранцы».
Спецслужба Румынии поверила в легенду о том, что в Одессе формируется подпольный «Махновский центр», готовящий восстание против Советской власти. Агенты «Сигуранцы», направляемые в Союз, задерживались советскими чекистами, в том числе и в Тирасполе. После перевербовки они возвращались в Румынию, где работали уже на ОГПУ. Многие агенты Задова занимали высокое положение по службе в румынской армии и снабжали чекистов весьма ценной информацией. Благодаря ей были обезврежены десятки нелегалов «Сигуранцы», действовавшие в СССР.
Родной брат Лёвы Задова – Даниил, взявший фамилию Зотов, долгие годы проживал в Тирасполе, работал оперуполномоченным в Иностранном отделе Управления госбезопасности МАССР и также принимал активное участие в операции «Скрипачи». Проводил различного рода разведывательные мероприятия, обличая происки румын, собирал информацию о бандах и их попытках пересечь границу.
Еще один знаменитый в истории Приднестровья чекист – одессит Пантелеймон Калюжный, работавший под псевдонимом «Консул». В рамках масштабнейшей разведывательной операции 1920–1930-х гг. под кодовым названием «Представительство» он на протяжении семи лет снабжал Лондон дезинформацией.
Через него также передавались материалы, побуждавшие Англию к сближению с СССР на фоне усиления военного потенциала гитлеровской Германии. Обеспечением переправки через Днестр курьеров для «Консула» занимались Лёва Задов и его брат Даниил Зотов.
Операция продолжалась девять лет, пока британские и румынские спецслужбы не разоблачили советского агента. Утром 25 июля 1936 года в районе села Карагаш наши пограничники обнаружили на берегу реки трупы нескольких мужчин. В одном из них опознали Пантелеймона Калюжного. Советского разведчика похоронили в Тирасполе. Однако точное место его захоронения пока неизвестно.
Оперативная игра «Гостиная» проводилась Тираспольским Иностранным отделом ОГПУ с 1926 по 1935 год. Из архивов известно, что в ней был задействован ценный агент «Цензор», в качестве связных использовались его жена Ксения и сестра Мария. Игра помогла разоблачить 76 агентов иностранных спец- служб, собрать информацию о разведдеятельности против СССР с территории сопредельных государств Восточной Европы. Настоящее имя агента «Цензор» до сих пор является государственной тайной.
Особо стоит отметить еще одного героя, работавшего в здании Тираспольского Иностранного отдела ОГПУ, – Илью Старинова. Настоящая легенда советской разведки, он заслуженно получил прозвище «Диверсант номер один». Во время Великой Отечественной войны Гитлер занес Старинова в список личных врагов и обещал 200 тысяч рейхсмарок за его голову.
Перечислить все операции, проведенные полковником Стариновым в годы Великой Отечественной войны, не представляется возможным. Только мостов было взорвано свыше 250. С помощью сконструированных им мин были ликвидированы более 12 тысяч железнодорожных составов с военной техникой и вооружением фашистов. Именно он 14 ноября 1941 года привел в действие механизм и произвел взрыв, в результате которого в оккупированном Харькове было уничтожено все командование немецкого гарнизона во главе с генералом фон Брауном.
После войны Илья Старинов не ушел в отставку, а занялся преподавательской деятельностью. В конце 1990-х годов один из журналистов, бравших интервью у полковника Старинова, заметил: «Вас называют русским Скорцени…». Старый солдат мрачно посмотрел на репортера и отрезал: «Я диверсант, а он — хвастун!».
Илья Старинов умер 18 ноября 2000 года, на 101-м году жизни. Его военный опыт до сих пор используется во многих странах мира.
Испокон веков Приднестровский край был не просто приграничной территорией, но и рубежом цивилизаций. Наиболее отчетливо это стало проявляться в XX веке. Вплоть до 1940 года по Днестру проходил кордон, отделявший Советское государство от территории Бессарабии, захваченной в тот период Румынией.
В 1921 году, после изгнания из нашего края анархистов, а также австрийских, немецких и французских захватчиков, началось формирование первых советских органов власти. Сразу встал вопрос о защите рубежей. И тогда молодых красноармейцев из 51-й Перекопской дивизии направили для охраны границы по Днестру. В марте 1924 года по Приказу ГПУ УССР из Рыбницкого и Тираспольского пограничных отделений ГПУ был сформирован единый Тираспольский кавалерийский пограничный отряд. Таким образом, Погранвойска стали составной частью ВЧК. Именно с этого момента пограничная служба окончательно преобразуется из фискально-таможенного органа в структуру госбезопасности. С тех пор судьба защитников рубежей неразрывно связана с отечественными спецслужбами, и невозможно переоценить тот вклад, который в 1920–1930-е годы внесли советские пограничники в обеспечение безопасности государства.
Один из тех, кто принимал активное участие в формировании Пограничной службы на Днестре, – это бесстрашный чекист, начальник погранотряда по фамилии Давыдов. Он стал свидетелем того, как на Всемолдавском съезде Советов было образовано первое приднестровское государственное образование – Молдавская Автономная ССР. Поэтому в 1925 году 25-й Тираспольский кавалерийский погранотряд был переименован в 25-й Молдавский погранотряд, но уже не кавалерийский, а пехотный.
Ему был выделен участок границы на территории Дубоссарского, Григориопольского, Тираспольского и Слободзейского районов. Заставы в ту пору располагались в полуразрушенных брошенных домах, казарм не было вообще. Но, несмотря на это, пограничники успешно стояли на страже Отечества.
В разгар Гражданской войны контрабандисты пытались вывозить из советской России золото, драгоценные камни, произведения искусства. Спецслужбы Запада нацеливали свою агентуру на проникновение через наш участок границы для совершения терактов, диверсий, создания подпольных организаций в Советском Союзе. Только с 1925 по 1930 год наши пограничники задержали золота, валюты и различных контрабандных товаров на 30 миллионов рублей, пресекли десятки тысяч нарушений границы, уничтожили большое количество банд.
В те тяжелые годы пограничники совместно с чекистами также противостояли регулярным вылазкам диверсантов с оккупированного Румынией правого берега. В феврале 1927 года пограничниками были захвачены агенты румынской «Сигуранцы» Тодика Гавриил и Батрынча Спиридон, которые на участке Дубоссарской погранзаставы под покровом ночи переправились через Днестр. В августе того же года в Тирасполе пограничники совместно с чекистами задержали румынского агента по фамилии Кирман. Шпион дал ценные показания, что позволило оборвать ряд связей румынской разведки на нашей территории.
В сентябре 1929-го оперслужбе пограничного отряда стало известно, что на нашу сторону должен переправиться агент румынской разведки, террорист «Биби». Для ликвидации «Биби» выслали засаду из пограничников Вжесневского, Цыпенко, Обштейна во главе с оперативным помощником коменданта третьей комендатуры Мельтенгофом. Но «Биби» заметил засаду и открыл стрельбу.
Выстрелами Цыпенко и Обштейна он был ранен, а затем доставлен в пограничную комендатуру. Там шпион дал ценные показания, благодаря которым удалось раскрыть большую румынскую шпионскую организацию, действовавшую на левом берегу Днестра. Позже подробности этого дела, как и многих других, будут опубликованы в газетах.
В феврале 1932 года в Тирасполе советскими органами госбезопасности был раскрыт агент британской разведки «Интеллидженс Сервис» по фамилии Чернов. При аресте у него были найдены секретные советские документы, которые он собирался передать англичанам. Следствие также установило, что за несколько лет до этого в Бухаресте Черновым был убит банкир по фамилии Фиалко. Избежать наказания ему помогли английские спецслужбы, которые после вербовки направили Чернова на нашу территорию в качестве своего агента. Позднее парижская газета «Последние новости» напишет о его расстреле советскими властями.
Очередной этап в истории органов госбезопасности – участие спецслужб в Великой Отечественной войне. В июне 1940 года, после присоединения к СССР территории Бессарабии, штаб 25-го пограничного отряда был перемещен в Кагул. Герои-пограничники уже Кагульского отряда в боях на реке Прут самоотверженно сражались с румыно-фашистскими захватчиками.