1 Детство и начало творческого пути Антона Григорьевича Рубинштейна
28 ноября 1829 года в селе Выхватинец Подольской губернии (сегодня – Выхватинцы Рыбницкого района) родился знаменитый русский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог Антон Григорьевич Рубинштейн. Прожил он там всего три года, после чего семья переехала в Москву.
Рубинштейн происходил из зажиточной купеческой семьи. Его отец Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн происходил из Бердичева; с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова был купцом второй гильдии. Мать – Калерия Христофоровна Рубинштейн, музыкант, приехала с семьёй из прусской Силезии.
Первой талант к музыке у 6-летнего Антона обнаружила мать. Будучи неплохой пианисткой, она начала учить его основам фортепьянного искусства. Убедившись в непревзойденном таланте маленького Антона, она пригласила для обучения сына лучшего на тот момент преподавателя музыки Александра Виллуана. Спустя много лет, в 1889 году, в журнале «Русская старина» Рубинштейн признал, что в его жизни этот человек сыграл большую роль: Антон Григорьевич считал Виллуана лучшим другом и вторым отцом, именно со знакомства и творческого союза начался сценический путь будущего новатора.
После нескольких лет плодотворной работы с Виллуаном в возрасте 10 лет Рубинштейн дает свой первый концерт в Москве. По воспоминаниям присутствующих, они были в глубоком потрясении после игры юного пианиста, некоторые из них даже плакали.
Через некоторое время Рубинштейн и его учитель отправились в европейское турне. За 2,5 года они побывали почти при всех европейских дворах. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию. Публика пребывала от него в восторге, а техника и та энергия, с которой он исполнял композиции, покоряли всех слушателей: западные таблоиды писали: «Рубинштейн – Моцарт XIX века».
До 1844-го маэстро колесил между Москвой и Европой. В 17-летнем возрасте Рубинштейн решил остаться в Вене и попытать свое счастье там. Жизнь в культурной столице Европы на родине великих композиторов была полна сложностей: Рубинштейн жил там впроголодь, довольствуясь заработками с частных уроков и пения в церкви. Но, к счастью, юный музыкант успел обзавестись большим кругом друзей и наставников, среди который был Франц Лист. Он помог Рубинштейну и организовал гастроли с флейтистом Гейнделем в Венгрию.
в 1844 году Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.
В 1846 году умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки.
2 Рубинштейн – лейтмотив русской классической музыки
По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К.Б.Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 году Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.
В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он встречается с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.
Летом 1858 года Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 году добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 году превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки. Одним из первых выпускников консерватории стал Петр Чайковский, который, к слову, был учеником Антона Григорьевича и называл его царём пианистов.
Лучшие музыканты того времени преподавали там, среди них – Эрнесто Каваллини и Николай Римский-Корсаков, который изначально был скептически настроен по отношению к Рубинштейну и его деятельности. У Антона Григорьевича были постоянные стилистические разногласия с так называемой «Могучей кучкой» (творческое содружество русских композиторов) во главе с М. А. Балакиревым и А. Н.Серовым, которые опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 году покинуть пост директора консерватории.
Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860–70-х годов сближается с «кучкистами». Спустя время некоторые современники изменили свое отношение, среди таких был и Римский-Корсаков, имя которого в наши дни носит та самая открытая Рубинштейном консерватория.
Из-под пера Рубинштейна появилось на свет множество творений. Некоторые произведения исполнялись на главных мировых сценах постоянно, в то время как на родине им уделяли не такое внимание. Так, например, случай с оперой «Демон», крупнейшим произведением Рубинштейна, которое было написано в 1871 году и 4 года было запрещено цензурой.
Рубинштейн стал первым русским музыкантом, побывавшим на гастролях в Северной Америке. Там же, в США, он впервые исполнил цикл «Исторические концерты». Он охватывал историю мировой фортепианной музыки от её истоков до творчества русских композиторов 2-й половины XIX века. Каждый концерт давался 2 раза: для публики и бесплатно для учащихся и педагогов.
Этот цикл концертов принес Рубинштейну мировую известность. Современники выражали ему свое почтение, а критики восхваляли его виртуозную игру. Так, например, отозвался о нем немецкий музыковед Хуго Риман:
«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи — гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов».
Русский композитор Леонид Сабанеев отмечал, что музыка Рубинштейна производила на него глубокое впечатление:
«Антон Григорьевич на меня произвёл глубокое впечатление, и я должен признать, что Чайковский, умерший раньше перед этим, — на меня никогда такого сильного впечатления не производил. Прежде всего, меня поразила его громоздкая фигура, вся несколько тяжеловатая, с огромным «бетховенским» лбом и копной густых с сединой и рыжеватостью волос, тоже напоминавших о Бетховене. Странное впечатление оставлял его взор — он закидывал назад очень сильно голову и смотрел сквозь веки вниз на собеседника, что давало впечатление страшной гордости и «неприступности». На самом деле он был болен «отяжелением век» — они у него не могли подниматься, и это причиняло ему большие мучения. Голос его был сравнительно низкий — “мычливый”».
Сам же Антон Григорьевич всю свою жизнью руководствовался фразой, которая, к слову, ему и принадлежит: «Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного».
3 Наследие «царя пианистов»
Анализируя все то, что сделал Рубинштейн, невольно закрадывается мысль: а что было бы с привычной для нашего понимания русской классической музыкой? Если бы не его реформаторские движения в сфере музыкального образования, звучали бы с мировых сцен произведения таких великих композиторов как Чайковский, Шостакович, Прокофьев, и какие ассоциации вызывала бы русская фортепьянная школа, если бы она вообще появилась?
Рубинштейн сделал то, что следовало сделать давно. То, что понимали многие, но осмелился осуществить только он: сломать стереотип, что музыка – это привилегия высших слоев. Антон Григорьевич делал колоссальный упор на просветительскую сферу и верил, что трудом можно добиться небывалых высот:
«Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…»
Антон Рубинштейн оказал колоссальное влияние не только на русскую культуру, но и на европейскую. Всю свою жизнь он стремился к совершенству и всегда находился в поиске. Во время игры он полностью отдавался исполнению, безрассудно погружаясь в него, тем самым завораживая слушателей.
«…Казалось, будто от него исходит мощная волна магнетизма, и ему аплодировали, потому что аудитория не могла не аплодировать. Он овладевал ею властно, решительно», – писал о нем Рахманинов.
Любопытный факт: музыкант играл с закрытыми глазами. Это случилось после того, как на одном из концертов он увидел зевающую старушку.
Умер Антон Григорьевич в Петергофе 20 ноября 1894 года. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а позднее перезахоронили в Некрополе мастеров искусств.
Несмотря на то, что Рубинштейн стоял у истоков создания Петербургской консерватории, она не носит его имя.
В Приднестровье в честь великого музыканта назван Институт искусств. А в 1994 году открылся музей А.Г.Рубинштейна и истории села Выхватинцы. В котором, помимо рояля маэстро, представлены его личные вещи и портрет. Также там хранятся посмертная маска и слепок правой руки композитора.
Рубинштейн никогда не забывал своих истоков, после череды «Исторических концертов» все вырученные деньги он направил в фонд села Выхватинцы. Антон Григорьевич хотел, чтобы там открыли двухклассное народное училище, где особое внимание уделялось бы музыкальному образованию. К сожалению, при жизни это не случилось.