В апреле-мае, когда Кишинёв и Тирасполь вели переговоры, Молдова стала активно наращивать артиллерию по всему фронту, включая и Дубоссарский участок. Начались обстрелы Дубоссарской ГЭС и жилых кварталов города. Это при том, что в то время работали согласительные комиссии Приднестровья и Молдовы по выработке условий прекращения огня.
7 мая Согласительная комиссия Верховного Совета и Правительства Приднестровья распространила заявление, в котором констатировала нарушение соглашений о прекращении огня:
«Практически ежедневно производится обстрел позиций Республиканской гвардии ПМР, плотины Дубоссарской ГЭС и жилых кварталов города. Особенно крупномасштабное нарушение достигнутого соглашения началось 6 мая 1992 года в 22 часа 20 минут, когда начался и практически по настоящее время не прекращается обстрел вооруженными формированиями Республики Молдова позиций, плотины и жилых кварталов города Дубоссары. При этом применяются все виды стрелкового оружия, включая крупнокалиберные пулеметы, а также гранатометы, минометы, ракеты “Алазань”, артиллерийские орудия. В результате попадания снарядов в жилые дома во дворе своего дома убит Алатьев Михаил Семенович 1952 года рождения, получили ранения гражданка Оларь Ольга Семеновна 1951 года рождения и ее муж Оларь Иван Кириллович 1952 года рождения. От полученных ранений скончался ополченец Бульбук Владимир Евгеньевич 1969 года рождения».
Но это было только начало.
За пять суток, начиная с 17 мая, в Дубоссарах от огня артиллерии Молдовы погибли 39 человек, ещё около ста были ранены. Разрушены были десятки домов, больницы, школы, детские сады, магазины. Огонь из стрелкового оружия, включая крупнокалиберные пулемёты, миномёты и артиллерийское орудие, вёлся на протяжении 17-22 мая и днём, и ночью.
«Не буду описывать пушечные раскаты, пулеметный град, выбитые стекла. Скажу лишь, что прямым попаданием снарядов в Дубоссарах было сильно повреждено или полностью разрушено около 10 домов. В течение ночи среди формирований ПМР и мирных жителей оказалось обреченных смертью на вечное молчание 6 человек, в том числе Балмуш Вячеслав Георгиевич – командир ТСО», – вспоминал в своей книге “Дубоссары 1989-1992 гг: За кулисами политики” депутат Верховного Совета нескольких созывов, участник обороны Дубоссар Виктор Дюкарев.
«В больницы города поступило около 20 раненых. В этот день погибли коржевские подростки, собиравшие гильзы от патронов. Мы слышали по рации, как стрелявший полицейский растерянно, чуть не плача, сбивчиво объяснял своему командованию, что национальную молдавскую шапку детей он принял за казачью. Когда гвардейцы попытались оказать им помощь, полицейские открыли огонь, хотя уже знали, что пострадали невинные дети. А их, вероятно, можно было спасти. Война продолжала собирать свою кровавую жатву», – отмечал Дюкарев.
Особую тревогу тогда вызывала угроза экологической катастрофы. Всех волновал вопрос, сможет ли плотина Гидроэлектростанции, вокруг которой велись боевые действия, выдержать прямые попадания снарядов.
Многие помнят летний паводок 2008 года, когда затопленной, например, оказалась центральная площадь Тирасполя. Можно представить, что было бы, если бы плотина получила серьёзные повреждения и вода без всякого контроля стала бы выходить из водохранилища. Там аккумулировано более 450 миллионов кубометров воды. Этого хватило бы, чтобы затопить полностью юг Приднестровья, а заодно значительную часть территории Молдовы и Одесской области Украины. Последствия могли быть ужасающими.
Понимали ли это те, кто приказал вести прицельный огонь по электростанции, а заодно и те, кто выполнял этот преступный приказ? Никто из военных преступников за исключением террористов из группы «Бужор» под предводительством Илии Илашку не предстал перед судом.
«Я докладываю, что систематический обстрел плотины в Дубоссарах создал реальную предпосылку для колоссальной экологической катастрофы. В случае разрушения тела плотины находящиеся в водохранилище 465 миллионов кубометров воды устремятся вниз по руслу Днестра. Волной высотою непосредственно у Дубоссар 20 метров и к Чобручам до 6 метров будет снесено все, в том числе 31 населенный пункт на правом и 26 – на левом берегу Днестра, будут уничтожены все низководные мосты, водозаборы и очистные сооружения. В последующем в зависимости от рельефа будет образована обширная зона затопления шириной от двух до 12 километров, практически непроходимая на протяжении трех месяцев, в зависимости от погодных условий. С учетом того, что мы войдем в осень и зиму, эта благодатнейшая земля под этим замечательным солнцем превратится в мертвую», – так на своей первой пресс-конференции (в июне 1992) опишет потенциальную опасность от разрушения плотины Дубоссарской ГЭС только что назначенный новый командующий 14-й российской армией Александр Лебедь.
Гидротехническое сооружение выдержало. Но ущерба экологии Днестра – заметим, что это трансграничная река – всё равно избежать не удалось. В результате артиллерийского обстрела 10 мая оказался повреждён один из трансформаторов станции. Масло начало вытекать в Днестр.
Кроме обстрела жилых кварталов Дубоссар и Гидроэлектростанции, вооружённые подразделения Молдовы в эти дни предприняли несколько попыток прорыва позиций защитников Приднестровья под Дубоссарами.
Ещё в марте силам самообороны Приднестровья удалось взять под контроль господствующую высоту 125,7 у села Поребя. Это был очень важный пункт обороны в этом районе – высота обеспечивала контроль над шоссе Тирасполь – Каменка. 19 мая силовики Молдовы предприняли попытку захватить курган, где держали позиции приднестровские гвардейцы.
Началось с массированной артподготовки. Затем на штурм пошли автоматчики под прикрытием двух гусеничных легкобронированных транспортёров МТ-ЛБ при поддержке крупнокалиберных пулемётов. Гвардейцам удалось отбить атаку – обе бронемашины противника были подбиты.
На следующий день уже бойцы Республиканской гвардии ПМР предпримут вылазку в тыл противника в районе Дубоссарской ГЭС. Участники того боя с приднестровской стороны потом расскажут, что решение было принято без согласования с командованием данного участка фронта группой гвардейцев, спонтанно. Они, ворвавшись на бронетранспортёре на позиции противника, решили ошеломить того внезапностью и помочь разведчикам, попавшим в засаду. В итоге БТР попал под перекрёстный огонь и был уничтожен. Погибли старший лейтенант Анатолий Зиманов, лейтенант Фёдор Чернавский, рядовые Сергей Дигоран и Дорел Паирели. На помощь экипажу бронетранспортёра выдвинулась ещё одна группа, которая также попала в засаду. Погибли ещё девять человек: гвардейцы Юрий Бойцов, Александр Волошенко; казаки-черноморцы Александр Погребниченко, Сергей Кротов и Александр Кралев; ополченцы Сергей Агатьев, Алексей Митител, Григорий Брагарчук и Игорь Яценко.
Имена погибших выбиты на обелиске недалеко от Гидроэлектростанции, открытом на месте бывшего «Укрепрайона ГЭС». Сегодня так же, как и в предыдущие годы, к этому монументу будут возложены венки и живые цветы.
23 мая силовики Молдовы предприняли наступление на Кошницком направлении, но и эта атака была отбита. В ходе развёрнутого контрнаступления противник был вынужден в спешке покинуть занимаемые позиции.
Президиум Верховного Совета ПМР обратился в дни расстрела Дубоссар к молдавскому руководству с требованием немедленного прекращения артиллерийского огня по городу и выполнения всех ранее достигнутых соглашений.
На время боевики Молдовы прекратили обстрел, чтобы в начале июня возобновить канонаду. Причём опять целенаправленно стреляли и по городу, и по плотине Дубоссарской ГЭС.
7 июня снарядом был повреждён трансформатор ГЭС. В Днестр в огромных количествах вытекло машинное масло.
Ещё один эпизод военных преступлений: силовики Молдовы системой залпового огня «Град» отстрелялись по селу Цыбулёвка Дубоссарского района. В этом населённом пункте, не имевшем никакого военного значения, тогда погибли семеро человек, включая двоих детей.
Затем очень метко пущенный артиллерийский снаряд разорвётся на ступеньках Дубоссарского районного совета. Погибнут восемь народных избранников. Всё подсказывает, что это был не шальной боеприпас и без корректировщика тут дело не обошлось.
Всего за весь период боевых действий 1992 года от артиллерийского огня только в Дубоссарах (без населённых пунктов района) погибнут 53 человека, включая пятерых детей. Более двухсот человек получат ранения. Из них два десятка станут инвалидами. Сто дубоссарских домов разрушено полностью. Более пяти сотен строений повреждено. Приднестровские власти выплатят пострадавшему населению порядка 7 миллионов рублей и 30 миллионов предприятиям. За военные преступления против приднестровцев до сих пор никто не был привлечен к ответственности.