Режиссёр, фотокорреспондент, разведчик, партизан, генерал, писатель, правдолюб, человек со стойкой гражданской позицией и с чистой совестью – такой ассоциативный ряд слышишь в ответ на вопрос, кто такой Пётр Вершигора. Герой Советского Союза из Севериновки Каменского района при жизни стал легендой, а его книга партизанских воспоминаний издавалась огромными тиражами на 30 языках мира.
Денис Давыдов второй Отечественной войны – так называют его историки. «Военное творчество народных масс» партизанского батьки до сих пор изучается в военных академиях. «В Вершигору» играла ребятня, публицисты видели в нём образ «доброго лестного колдуна в военной форме», поклонники фэнтези сравнивали его с «королём гномов» из легендариума Толкина. Тому причина не только знаменитая борода писателя-генерала, но и особые качества его личности.
Жизнь Петра Вершигоры (1905-1963) – готовый сюжет для литературного произведения и художественного фильма. «От Буга до Вислы», где его играет Михай Волонтир, пересматривают и разбирают на цитаты.
1 Сирота
Испытание дорогой для Вершигоры началось с раннего возраста. В 12 лет он пешком прошёл 80 км от Балты до родного дома. «Твоё имение в Севериновке!», – сказали ему после смерти матери (отец умер восьмью годами ранее). Так Пётр оказался у ворот хаты, где появился на свет и где теперь жила его родня. «Теперь у меня и мамы нет», – сказал Вершигора, когда к нему вышла тётя Ксения Фёдоровна со своими детьми. С ними он и вырос. Такую историю рассказывают в музее Петра Петровича, где собраны уникальные материалы его жизни.
После войны получивший известность герой часто наведывался в родной дом, помогал родичам и сельчанам. Не было такого вопроса, который он не мог бы решить, когда к нему обращались жители Севериновки. Местная ребятня бежала навстречу, едва завидев его «Победу» на подступах к селу: прокатиться с ветерком на машине знаменитого партизана было здорово.
Во дворе под орехом писатель-генерал работал над восстановлением пьесы «Дуб Котовского» (рукописи сгорели во время войны). «Давай, Келюся, сварим мамалыгу и посидим, как раньше», – говорил Вершигора двоюродной сестре Акулине Косован, с которой провёл детство, полное лишений и трудностей.
Уже в юности Пётр Петрович осознал жизнеутверждающую силу творчества: в селе он создаёт драматический кружок, в армии стал барабанщиком, увлечение переросло в два высших образования – институт им. Бетховена в Одессе и Киноакадемия в Москве. Стал режиссёром в Киевской киностудии, снял несколько фильмов, написал несколько пьес.
2 От интенданта до комбата
Но началась война, на которую он пошёл добровольцем, отказавшись от брони.
В августе 1941 года в нём просыпается военачальник – за несколько недель Вершигора прошёл путь от интенданта и замкомвзвода до комбата. В первом бою (у села Степаницы, Украина) сумел остановить бегство солдат и организовать сопротивление.
«На войне нельзя бегать. Даже отступать нужно лицом к врагу», – позже отметит он в своей книге, описывая этот момент.
Вершигора видел, как убили командира, как побежали товарищи, как их расстреливали наступающие фашисты.
«В бою бывают моменты, — напишет Вершигора, — когда сознание уходит… Только помню, что гитлеровский автоматчик лежал мёртвый, а я стоял около него…Опомнившись только тогда, когда немец стал трупом, я взял его автомат – мой первый трофей, догнал взвод и заставил людей подчиниться себе».
Затем был тяжёлый бой под Каневым и пересечение Днепра вплавь под миномётным огнём немцев. Этот момент антропологи назвали бы символом перехода, обрядом посвящения, смертью и перерождением.
«Если бы кто-нибудь до войны сказал мне, что я буду военным человеком, я бы сильно удивился. Но если бы мне сказали, что я переплыву Днепр, я удивился бы ещё больше. Всё же Днепр я переплыл. Правда, с потерями: снесло волной с плота мою гимнастёрку и с ней последние нити, связывающие меня с прошлой жизнью интеллигента-белоручки», – писал Вершигора.
Дальше переформирование, Юго-Западный фронт и окружение. В «Людях с чистой совестью» со всеми подробностями описывается, как это было – эпизод выхода к своим затем лёг в основу сценариев многих кинофильмов.
«Это четырёхсуточное окружение, — замечает Вершигора, — было для меня первой репетицией перед настоящей партизанской борьбой в тылу врага».
3 Военная разведка и «партизанская академия» Ковпака
Вскоре Пётр Петрович назначен руководителем бригады фотокореспондентов, а затем становится сотрудником разведывательного управления Брянского фронта.
С этого момента и начинается эпопея по тылам врага. Вершигора успешно организовал агентурные точки по сбору разведданных, за что получил Орден Красного Знамени. В дальнейшем судьба забросила его к партизанам.
«Второй фронт», как называл партизан секретарь ЦК ВКП(б), председатель Совнаркома, председатель Госкомитета обороны и Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин, сыграл одну из главных ролей в войне. Своевременная передача разведданных, вовремя пущенный под откос поезд врага могли изменить исход сражений. Организация сопротивления в тылу противника создавала массу проблем вермахту.
Летом 1942 года Вершигора переброшен в брянские леса на Десну, где присоединяется к боевой группе знаменитых партизанских командиров – Сидора Ковпака и Семёна Руднева.
В Путивльском партизанском отряде он – замкомадира по разведке. Теперь к двум высшим образованиям прибавляется и «партизанская академия» Ковпака.
В книге Вершигоры в стиле документального рассказа от первого лица описываются события боевых операций, батальные эпизоды и пронзительные истории людей. «Стилистическая ясность изложения», как отмечали литературоведы, погружает читателя в атмосферу партизанского образа жизни. Вершигора словно предлагает увидеть всё своими глазами. Происходящее он снимает на фотокамеру – копии уникальных фотоматериалов, изображающих быт партизан, можно увидеть в музее Севериновки.
4 «Щоб шелест пишов по Украини!»
В сентябре 1942 года начинается глубокий рейд на правобережную Украину в Житомирскую и Ровненскую области для диверсий в тылу врага. «Наносить удары в тех местах, где ещё до сих пор не ступала нога советского партизана и не стрекотал, как весенний жаворонок победы, его автомат», – писал Вершигора.
Рейд готовился очень тщательно.
«Щоб було по-партизанскому, щоб ничего не стукнуло, не грохнуло, а тiльки щоб шелест пишов по Украини!» – говорил Ковпак.
Сотни километров по оккупированной территории, десятки диверсионных операций, бои с оккупационными отрядами, уничтожение коллаборационистов, встречи с подпольщиками и воинами-одиночками. Вершигору поразила история танкиста, который горел в 1941 году в танке, несколько лет в одиночку вёл лесную войну. Он описывает человека, у которого развились превосходные качества следопыта.
Вершигора отмечает мужество и самоотверженность женщин-партизан. Есть эпизод, когда раненая белорусская партизанка Ганька, чтобы не попасть в плен, взрывает себя вместе с обступившими её немцами.
Пополнение боеприпасов и вооружения организовывалось на месте. Военные трофеи позволяли непрерывно вести боевые действия.
12 июня 1943 года отряд Ковпака выступил в Карпасткий рейд для организации диверсий на Западной Украине. Одним из важных его результатов, как отмечал Вершигора, стал подрыв крупного железнодорожного моста в Винницкой области, что привело к срывам снабжения вермахта в критический момент Курской битвы.
В Карпатах партизанам пришлось столкнуться с регулярными частями немцев. Для борьбы с бойцами Ковпака фашисты создали боевую группу из элитных частей СС и горнострелковых подразделений под командованием опытного генерала Кригера. В какой-то момент немцы сумели окружить партизан.
Выход из тяжёлого положения предложил Вершигора: можно использовать тактику партизана 1812 года Дениса Давыдова – ударить по вражеским частям, затем, разделившись на мелкие группы, выйти из окружения. Раствориться, пройти сквозь позиции врага, затем собраться вновь и опять ударить.
«Добре було тоди Давыдову, его авиация не чипала», – возразил Ковпак, но с предложением Вершигоры согласился. Тактика сработала.
5 Генерал-писатель
Впоследствии Пётр Петрович повёл в рейд собственный партизанский отряд. К слову, Вершигора вместе с Ковпаком инструктировали Якова Мухина, который в феврале 1944 года повёл диверсионную группу на юг к Днестру и вступил в Каменский район Приднестровья.
6 августа 1944 года Вершигоре было присвоено звание генерал-майора, а через день звание Героя Советского Союза – за успешное проведение рейдов и особые заслуги развития партизанского движения на Украине.
После войны герой оказался в опале: несмотря на то, что книга «Люди с чистой совестью» была удостоена Сталинской премии, критики назвали её слишком реалистичной. Вершигора также вступился за членов винницкого подполья, которые попали под репрессивный каток партийного аппарата. Но рассказывать правду о войне и помогать ветеранам партизанский батька продолжал несмотря на давление сверху.
Множество откликов вызвала его статья «Человек на обочине». Он настаивал на необходимости наладить выпуск мотоколясок для инвалидов Отечественной войны. Вершигора продвигал идею создания специальных автомобилей с ручным управлением, производство которых впоследствии начали на базе «Запорожца».
В музее Севериновки рассказывают, что Пётр Петрович уделял больше внимание озеленению населённых пунктов. Лично привозил саженцы, организовывал субботники и вместе со всеми сажал деревья. «Он как бывший партизан знает толк в деревьях. Надо озеленять местность, чтобы если что…», – шутят посетители музея.
Незадолго до своей смерти, в 1962 году, Вершигора посадил дуб у дома культуры Каменки.
Под его раскинувшимися ветвями сегодня создан сквер Героев. Огромный дуб в центре города – словно памятник партизанам, символизирующий древо жизни и мир, за который сражались люди с чистой совестью.
О своей жизни Пётр Петрович говорил так:
«В юношеские годы мечтал стать агрономом, был сапожником, трубачом музыкальной команды, лихо играл польки, вальсы и краковяки на свадьбах, окончил два вуза, стал артистом и режиссёром, учился, читал, пописывал, но для души больше всех книг и романов любил «Жизнь растений» Тимирязева. Перед войной начал писать повести. А 10 июня 1941 года закончил пьесу “Дуб Котовского” – о Хотинском восстании молдавских партизан. Войну провёл по-разному, но честно. И только заканчивая путь по тылам врага, понял, что мне бы с юности стать моряком, неутомимым мореплавателем. Недаром в студенческие годы в Одессе тянуло меня к Дюку, в порт и так манил туманный горизонт волнующегося моря».
Александр Корецкий, фото – Антон Волошин