1 Как в марте 1944-го Красная армия освобождала северные районы Приднестровья
В марте 1944 года Красная армия и партизаны выбили вермахт из северных районов, а в апреле от захватчиков были очищены южные города и сёла. О том, как это было, можно узнать из документов воевавших подразделений, которые благодаря сайту «Память народа» находятся в открытом доступе. Источники содержат описание событий буквально по часам. «Новости Приднестровья» сделали подборку материалов, позволяющих реконструировать «Весну освобождения». Они расскажут о том, как партизаны помешали оккупантам уничтожить инфраструктуру Каменки и как Т-34 встретились с «Тиграми» под Рыбницей.
2 Танковый трезубец маршала Конева
Территория Приднестровья находилась в оккупации с лета 1941-го до весны 1944 года, то есть два с половиной года. Они запомнились как время массовых депортаций, этнических чисток, принудительного труда и продуктовых реквизиций. Представление о том, что происходило в оккупации, можно составить здесь. Наши города и сёла были включены в так называемое «губернаторство Транснистрия», откуда было решено «выкачать все ресурсы» в «интересах румынского государства». Поэтому когда говорят «Транснистрия», подразумевают не конкретный географический регион, а колониальную территорию, управляемую оккупационной администрацией.
Но наступила весна 1944 года, и к Днестру стремительно приближались 2-й и 3-й Украинские фронты. В начале марта три танковые армии практически одновременно обрушились на немцев, обозначив начало масштабной Уманско-Ботошанской операции. Этот бронированный трезубец буквально закатал в раскисшую от весенней распутицы землю оборону вермахта. Маршал Иван Конев, командующий 2-м Украинским фронтом, хорошо усвоил уроки лета 1941 года: тогда одним из факторов успеха немцев стало быстрое продвижение крупных бронетанковых группировок в глубокий тыл соединений Красной армии с их последующим окружением.
Весной 1944-го эту тактику использовала уже Красная армия: в случае успеха 2-го Украинского фронта к Чёрному морю прижималась бы вся южная группа румыно-немецких армий. Но если за два с половиной года до этого панзер-дивизии вермахта раскатывали по сухим летним степям, то танкам Красной армии предстояло пробираться через весеннюю жижу, в которую после снежной зимы превратились не только поля, но и грунтовые дороги. Но тут во всей красе показал себя Т-34, не зря эта машина признана лучшим средним танком Второй мировой.
Уже 10 марта они взяли Умань, а 15 марта вышли на берег Днестра у Могилёва-Подольского. Чуть южнее, в район Ямполя, подошел 29-й танковый корпус. Это был авангард 5-й гвардейской танковой армии легендарного маршала бронетанковых войск Павла Ротмистрова. Тем самым русские оказались в глубоком тылу немцев. Как это произошло, можно увидеть на кликабельной карте, доступной также на сайте «Память народа».
Вермахт стал быстро отводить свои силы на запад, пытаясь уйти из наметившейся петли. В этих условиях железнодорожные мосты в Рыбнице и Тирасполе играли ключевую роль, и немцы решили удержать их во что быто ни стало: по ним можно было перебрасывать силы, чтобы остановить прорыв Красной Армии.
Достигнув Днестра, советская армия не остановилась. Одна группа бронетанковых соединений переправилась на его правый берег и бросилась на юго-восток к Бельцам и реке Прут. А вот танки Ротмистрова развернулись на юг и пошли вдоль Днестра. Таким образом бронированный трезубец начал охват всей южной группировки вермахта и устремился к черноморскому побережью.
3 Как танки Т-34 помогли партизанам в Каменке
22 марта 1944 года в местечке Янкулово на Днестре генерал-лейтенант Кириченко открыл пакет с приказом от командующего армией Ротмистрова. Его 29-му танковому корпусу предписывалось двигаться на юг, освободить Рыбницу, захватить железнодорожный мост и быть готовым наступать на Тирасполь.
Кириченко принял решение двинуться на Каменку двумя волнами. Из отчёта о боевых действиях 29-го танкового корпуса:
После длительного перехода и боев за Умань корпус имел в своем распоряжении только 10 Т-34 и 5 артиллерийских самоходных установок.
К этому времени Каменка и несколько окрестных сёл уже были в руках партизан. Отряд «Советская Молдавия» Якова Мухина ещё 18 марта вошёл в Окницу и Кузьмин, а 20 марта появился в Каменке.
«На подступах к Каменке партизаны отряда “Советская Молдавия” были встречены ружейно-пулеметным огнем противника. Прорвавшись через заградительный огонь и разогнав полицию, партизаны в 14 часов 20 марта 1944 года вошли в районный центр МССР Каменку». Дмитрий Елагин, «Партизаны Молдавии».
«20 марта выехали в Каменку. Немцы стояли в селе Подойма. 21 марта выставил заставу в Подоймице и на станции УЖД в Каменке, где находилось до 10 тысяч тонн продфуража. Боясь, что немцы всё это могут уничтожить, решили остаться в Каменке до подхода частей Красной армии». Из отчета Якова Мухина.
Отряд Мухина был собран ещё 6 февраля 1944 года и первоначально состоял из 19 бойцов. Они должны были совершать диверсии в тылу врага и всячески мешать оккупационным властям. Во время рейда к отряду присоединялись группы местного сопротивления, так что в Каменку вошли уже не 19, а 120 партизан. Им предстояло перехватить крупный груз продовольствия, который стоял на станции узкоколейной железной дороги, связывающей Каменку и Рыбницу.
«Плененный гитлеровский солдат показал, что немецкий батальон, занимающий села Подойму и Подоймицу, должен прикрыть переправу отступающих фашистских войск в районе Рашкова и уничтожить в Каменке предприятия, совхоз, крупные склады зерна и табака. Командование отряда принимает решение сорвать планы гитлеровцев по уничтожению Каменки. В сторону Подоймы и Подоймицы выставляется застава в 50 человек под командованием Г.А. Фарберова. На помощь партизанам подоспели подпольщики Каменки». Дмитрий Елагин, «Партизаны Молдавии».
«20 марта гитлеровцы группами по 60-70 человек неоднократно пытались войти в Каменку, но, неся потери, откатывались на исходные позиции… В 10 часов 23 марта гитлеровцы численностью 120 человек при трех минометах и 6 пулеметах повели наступление на станцию. Ценою больших потерь им удалось потеснить партизан, подорвать паровоз, несколько вагонов и подготовить склады к уничтожению. В этот напряженный момент в Каменку прорвались четыре советских танка. Партизаны под командованием А.П. Свалова вновь выбивают гитлеровцев со станции и берут под свою охрану склады зерна. Другая часть отряда под командованием командира отряда А.В. Смирнова под прикрытием трех танков повела наступление на Подойму и Подоймицу». Дмитрий Елагин, «Партизаны Молдавии».
Следом подъехали свежие силы 31-й танковой бригады и артиллерийские самоходки. Так что немцы стараются быстро ретироваться на юг, что можно видеть на этом фото.
Отступление немецких войск в окрестностях Каменки, март 1944 г. Фото: альбом “Приднестровье в годы ВОВ”
Танки двигались быстро и ближе к вечеру 23 марта уже появились в Подойме и Подоймице. Но в Катериновке и Рашкове опять встретили сопротивление.
На следующий день бронетанковые части уже вышли к пригороду Рыбницы – селу Ержово.
Судя по боевому донесению 29-го танкового корпуса, немцы Ержово без боя не отдали.
4 Контратака «Тигра»
С этого момента начинается борьба за Рыбницу, которая длилась целую неделю. А началось всё с танкового сражения в Ержово. Как раз в момент подхода «тридцатьчетвёрок» на железнодорожной станции стояли платформы с немецкими танками. И не просто танками, а мощными и опасными «Т-VI», больше известными как «Тигр».
Вот как это описано в исторической справке 29-го танкового корпуса:
«Видя угрозу потери Рыбницы, немцы бросили в контратаку тяжелые танки и до батальона пехоты. Всюду рвались мины и снаряды, танки прямой наводкой били по наступающей пехоте врага. Командир бригады подполковник Мищенко лично руководил организацией обороны, немцы откатились. Через 20 минут контратака возобновилась, но и эта была отбита с большими потерями для врага. Началась третья контратака. Враг бросил танки и до 2 батальонов пехоты. Бригаду стали обходить с 3 сторон. Танки врага били прямой наводкой по улицам деревни и сожгли обе самоходки, снайперы и автоматчики противника вели сосредоточенный огонь по отбивающимся от них бойцам бригады. Враг просочился в деревню. Началась отчаянная борьба. Капитан Шкурденко со старшим сержантом Матвеевым открыли шквальный автоматный огонь по наступающим немцам и отбивались до последнего патрона. Они погибли героями в этом бою. Не выдержав натиска впятеро превосходящего врага, бригада, потеряв две самоходки, отошла за речку Б. Молокиш и заняла оборону на высотах восточнее деревни Б. Молокиш».
В это время к Большому Молокишу подошла пехота 41-й гвардейской дивизии генерал-майора Константина Цветкова. 24 марта стрелковые подразделения наконец догнали танки Ротмистрова, что было весьма кстати. Севернее Рыбницы, у села Сарацеи, немцы буквально за сутки выстроили твердую оборону. Всё-таки весной 1944-го вермахт был ещё очень силён.
Село Сарацея, что между Ержово и Большим Молокишем, на несколько дней стало точкой противостояния сторон. Немцы также попытались удержать большой периметр вокруг Рыбницы. Так, германская бронетехника (среди которой были и «Тигры») закрыла проход на Гершуновку и станцию Колбасна, прикрыв свой правый фланг.
О том, что происходило под Сарацеей, можно узнать из отчета о боевых действиях 29-го танкового корпуса. Из документов видно, что немцы использовали в том числе и авиацию. Судя по количеству взаимных атак, бои здесь были довольно интенсивные.
Батальные сцены отражены и в наградных документах. В наградном листе красноармейца Михаила Гоголева есть описание его действий в бою, которые принесли ему Орден Красной Звезды.
Не достигнув успеха в лобовых атаках, Красная армия попыталась обойти Рыбницу с востока. Преодолевая заслоны вермахта, 29 марта они занимают станцию Колбасна и начинают движение на село Воронково. Предвидя скорое падение своей обороны, немцы решили уничтожить склады с боеприпасами, чтобы они не достались советским бойцам, взорвать рыбницкий мост через Днестр и затруднить тем самым дальнейшее продвижение Красной Армии на запад.
В этот момент вперед выходят патриоты Рыбницы из движения сопротивления. Они разминировали на железнодорожной станции «Рыбница» 13 вагонов со снаряжением и минами, 8 цистерн с бензином, 17 вагонов с награбленными противником ценностями и помешали немецким реквизициям. Однако мост через Днестр немцам все же удалось взорвать.
Разрушенный мост через Днестр в Рыбнице, март 1944 г. Фото: альбом “Приднестровье в годы ВОВ”
Тем временем утром 30 марта бойцы дивизии Цветкова при поддержке танков Кириченко вступили в Рыбницу и атаковали железнодорожную станцию. В этом сражении некоторые экипажи Т-34 проявляли исключительные боевые качества.
Инерция наступления была столь мощной, что в этот же день, 30 марта, советские войска с ходу освободили села Гидирим, Зозуляны и Попенки, оттеснив остатки обороняющихся немецких сил на юг.
Не исключено, что такими темпами Красная армия сумела бы освободить Дубоссары и Тирасполь в течение нескольких дней. В этот момент командование кардинально меняет планы. Дальнейшее движение от Рыбницы к Тирасполю было остановлено, а танковая армия Ротмистрова перебрасывалась далеко на Запад. Она должна была усилить наступление на румынский город Тыргу-Фрумос, его захват открывал путь на столицу союзника Германии, и уже на тот момент появился шанс вывести Румынию из войны. Командование решило его использовать, однако весенняя распутица не позволила набрать нужные темпы. В результате немцы смогли опередить советских солдат и выставить мощные заслоны. А Тирасполь и южные районы Приднестровья освобождал уже 3-й Украинский фронт маршала Родиона Малиновского, который начал Одесскую наступательную операцию 27 марта, как раз в разгар сражения за Рыбницу.