Расселившиеся славяне заняли большую территорию в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Постепенно единая славянская культура претерпела изменения, и славянские племена разделились на восточных, западных и южных славян.
С VIII века численность населения Карпато-Днестровских земель резко возросла, что подтверждается и археологическими данными.
Между тем, в Византийских хрониках VII—IX вв. мало упоминаний о восточных славянах. Это могло быть следствием аварского нашествия и отхода славян в северные районы.
Однако значительная часть славян осталась. Лаврентьевская летопись говорит о том, что в Поднестровье обитают племена тиверцев и уличей. Восточные географы причисляют уличей не к славянам, а конкретно к русам. Следует отметить, что уличи первоначально, до X в., проживали в Поднепровье.
Древнерусская летопись «Повесть временных лет» при перечислении и локализации восточнославянских племён на юго-западе восточнославянского ареала размещает тиверцев и уличей. О тиверцах говорится, что они «седяху бо по Днестру, приседяэу къ Дунаеви. Бе множество их: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».
О тиверцах на этой территории во второй половине IX в. говорит и анонимный «Баварский географ».
Племенные союзы тиверцев и уличей долго сохраняли свою независимость от Киева.
В летописи под 885 г. сообщается, что князь Олег подчинил полян, древлян, северян и радимичей, а «с уличи и тверци имяше рать». Со временем тиверцы признали верховную власть Киева, но ещё не были включены в состав государства. Так, во время похода 907 г. на Царьград тиверцы принимали участие в качестве союзников киевского князя, тогда как остальные древнерусские племена были в составе киевского войска. Тиверцы вошли в состав Древнерусского государства до начала 40-х гг. X в., так как летопись во время похода на Царьград в 944 г. упоминает их уже в составе основного войска киевского князя.
По данным «Повести временных лет», ещё в 940 г. киевский князь Игорь «с уличи и древляне имяше рать». Только после взятия воеводой Игоря Свенельдом их главного города Пересечена уличи переселились на территорию между Бугом и Днестром.
«И бяше седяше уличи по Днестру вниз, и по сёмъ прейдоша межъю Буг и Днестр, и седоша тамо».
В Поднестровье располагалось большое число восточнославянских тиверских поселений. Большинство из них являлись неукреплёнными селищами, но к концу IX — началу X в. у тиверцев появляются и укреплённые поселения- городища. Они известны среди неукреплённых поселений и являлись убежищами для населения последних.
Таким образом, по летописным данным и интерпретации их исследователями, а также согласно археологическим источникам, можно заключить, что из двух упомянутых в Поднестровье племён там постоянно, т. е. в VIII—IX вв., жили тиверцы, а уличи, скорее всего, переселились в первой половине X в. В междуречье Буга и Днестра.
На юге Поднестровья, в Днестро-Дунайском междуречье, в IX—X вв. находились поселения южных славян, которые по облику материальной культуры были близки культуре Первого Болгарского царства, занимавшей северо-восточную Болгарию и Нижнее Подунавье. Южнославянские памятники в этом регионе представлены в основном неукреплёнными поселениями.
Наряду с преобладающими славянскими традициями в южнославянской культуре замечены тюрко-болгарские культурные черты. Несмотря на это, южнославянская культура, как и восточнославянская, имеет общеславянский облик.
В 837 г. на нижнем Днестре появились венгры, двигаясь из Поволжья в западном направлении. На несколько десятилетий они обосновались в степи между Днестром и Дунаем. В 898 г. В результате войны с болгарским царём Симеоном и под натиском печенегов они были вытеснены с нижнего Дуная и поселились на Среднедунайской низменности в Паннонии.
В настоящее время на территории ПМР известно немало венгерских погребений. Они были исследованы у сёл Окница и Катериновка Каменского района, у с. Дойбаны-2 Дубоссарского района, у с. Буторы Григориопольского района, у с. Глиное Слободзейского района. Однако наиболее важным является венгерский могильник, изученный в 1994 г. У Слободзеи. Он стал эталонным венгерским памятником Северного Причерноморья и Восточной Европы. Венгры хоронили сородичей в ямах, нередко в изголовье в качестве жертвенной пищи клали мясо мелкого и крупного рогатого скота, а также лошади. Оружие представлено находками костяных накладок на лук и железными наконечниками стрел, предметы конского снаряжения – удилами и стременами, украшения – пряжками, серьгами, кольцами, посуда – грубыми лепными и импортными гончарными сосудами, предметы культа – амулетами. В некоторых могилах сохранились остатки золотой фольги от лицевых покрытий.
Дальнейшее развитие в VIII—IX вв. пахотного земледелия и повышение его продуктивности создавали условия для выделения ремесла в рамках натурального хозяйства славянских поселений. Металлодобыча и обработка металла находились в руках кузнецов-универсалов, а сами ремёсла ещё не вышли из общинной стадии. Среди видов домашнего производства у славян были распространены прядение и ткачество, обработка кожи, камня, кости, дерева и т. д.
К концу IX — началу X в. Произошло дальнейшее развитие ремесленного производства, отразившееся в разнообразных орудиях труда и ремесленной продукции, в появлении ремесленных мастерских и центров с концентрацией нескольких видов ремесла. Изделия из цветных металлов в этот период всё чаще изготовлялись не кузнецами-универсалами, а специалистами-ювелирами, на что указывают украшения, при производстве которых применялся ряд сложных операций. Заметное развитие получило и керамическое производство. Входят в употребление гончарный круг и гончарные горны, а керамическое производство начинает выделяться в самостоятельное ремесло.
Процесс отделения ремесла от сельского хозяйства охватил наиболее развитые виды ремесленной деятельности: металлургию, кузнечное, ювелирное и гончарное дело. Следствием обособления ремесла было зарождение товарного производства и внутреннего обмена, который мог осуществляться посредством меновой торговли.
Развитие общественных отношений у славян в VIII—IX вв. и переход к соседской территориальной общине привели к появлению больших поселений. Начиная с IX в. у восточных славян Поднестровья зарождаются феодальные отношения. В соседской общине постепенно выделяются зажиточные семьи, составившие общинную знать. Из её среды выбирают военных вождей – князей, наделённых властью над остальными общинниками. Значительная часть лучшей земли со временем попадает в руки старейшин и князей. Всё более заметной становится имущественная и социальная дифференциация. Возникают первые предгосударственные объединения племён, которые в русской летописи названы княжениями.